11. 0. 3. Немецкие колонии в Закавказье

Колония российских немцев Хеленендорф:

Уже после того, как царица Екатерина Великая (1762-96), урожденная принцесса Ангальт-Цербстская, вызвала первую большую группу немецких колонистов на Нижнюю Волгу в самом начале своего правления, ее внук Александр I (1801-25) начал захват территорий, которые к настоящему времени были добавлены. на юге его страны, от Бессарабии до Кавказа, в то время как другие земли, которые он унаследовал, были с помощью немецких иммигрантов.

 Колонисты этой второй волны были преимущественно выходцами из Вюртемберга, с которым царскую семью в свое время связывали особенно прочные родственные узы. В основном они поселились в Причерноморье, но некоторые дошли до Закавказья.Перспектива безвозмездно получить значительную собственность на просторах России побудила многих малоземельных колонистов переехать в "Новороссию", тем более что царь также гарантировал им длительный отказ от уплаты налогов, освобождение от военной службы, самоуправление, а также беспрепятственное исповедание религии.

 Последнее было даже решающим фактором для многих богобоязненных швабов. Вюртемберг, как известно, был сильно пиетистским с 18-го века. Поэтому многие из строго консервативных швабов боролись с господствовавшим в то время либеральным течением в своей поместной церкви. «Новый» сборник гимнов 1791 года, зараженный рационализмом и Просвещением, стал для них тяжелым камнем преткновения, как и Литургия 1809 года, написанная в том же духе.

 Теперь, кроме этих «часовых» (ныне старопиетистов), были также некоторые отколовшиеся группы, которые отделились от своей исконной церкви, так называемые сепаратисты. Среди этих сектантов были хилиасты (хилиада по-гречески = число тысяч), которые ожидали наступления Тысячелетнего царства в ближайшем будущем, уча, что Христос впервые явится на востоке, на горе Арарат.

 Это представление питали писатель Иоганн Генрих Юнг-Штиллинг (1740-1817), в последний раз работавший в Карлсруэ, и немка Барбара фон Крюденер (1764-1824), урожденная Вьетингхофф. Последняя выступила в роли пророчицы и собрала сотни своих последователей для Исхода. Александр I тоже был близок к ней. Царь, в свою очередь, в отличие от многих немецких властителей, считался глубоко верующим христианином и пользовался большим уважением среди пиетистов как основатель Священного союза и Евангелического библейского общества в Санкт-Петербурге.

 В целом сепаратисты оставались в меньшинстве, но они действовали как неутомимые агитаторы и после 1815 года вызвали сильное эмигрантское движение. Кроме того, многие из тех, кто отправился туда, не были из числа верующих, но большинство из них были набожными.

 700 швабских семей-пиетистов обратились в 1815 году после окончания наполеоновских войн к царю Александру I с просьбой,  ссылаясь на указ последнего 1804 года, они просили выделить им земли, пригодные для выращивания фруктов и винограда, с предоставлением уже упомянутых привилегий в Закавказье, завоеванном незадолго до этого русскими. По случаю визита царя Александра I в Штутгарт это прошение было представлено царю и одобрено 10 мая 1817 года.


Рецензии