По следам пропавшего самолета. На горном озере
1
С монотонным вибрирующим гулом вертолет летел над широкой полноводной Леной. Великая сибирская река с высоты птичьего полета казалась еще более величественной и завораживающей воображение. Неудержимый поток воды бежал по широкой долине, местами он растекался на отдельные русла, образующие протоки, которые отрезали клочки земли от берега, и они становились островами. Вода, убежавшая от своей матери-реки, побесновавшись на свободе, снова возвращалась в единое полноводное русло. Вдоль берегов золотом отливала узкая полоска песка с наступающей на нее прибрежной зеленью тальника и другой растительности.
Впереди показалась самоходная баржа, груженная длинными контейнерами, расписанными крупными буквами, на них стояли контейнеры поменьше. Самоходка осталась далеко позади, а на горизонте замаячили два других сухогруза и показались горы. Они быстро приближались, и вскоре Лена с бегущими по ней судами осталась позади, а под вертолетом пошли сопки – предгорья Верхоянских гор.
- Скоро будет Сеген-Кюёль, а за ним - Себян-Кюёль, - наклонившись к Виктору, крикнул Скиба. – Там есть запасной аэродром, поэтому летим не по прямой, а немного отклоняемся на восток.
«Запасной аэродром. Там есть запасной аэродром, - словно молнией пронзило сознание Виктора. – А у Леваневского не было запасного аэродрома, из-за чего в случае аварийной посадки ему надо было самому искать площадку, чтобы приземлиться». Тяжелый бомбардировщик ТБ-А не предназначен для посадки там, где нет взлетно-посадочной полосы. Наполовину убирающиеся шасси и «штаны», свисающие с фюзеляжа до колес, не давали ему возможности сесть даже на «брюхо». Только коснувшись земли, самолет мог скапотировать и лечь на «спину». А если бы сел на воду, то, наверно, мог бы какое-то время продержаться на плаву. Потом, конечно, пошел бы он на дно. Это же не летающая лодка «Дорнье-Валь» и не S43 Сикорского, которые Леваневский перегонял по новым трассам. Значит, если Н-209 садился на воду, то на прибрежную отмель. В этом случае у экипажа был шанс выбраться на берег».
Среди гор показались дома, выстроившиеся рядами. Были и такие, которые стояли в стороне от всех.
- Поселок Сеген-Кюель, - крикнул Скиба. – От него пойдем прямо на север. Уже осталось немного.
«Если бы не Скиба, пришлось бы нам туго, - кивнув тому головой, что, мол, он понял, подумал Орлов. – Он помог сэкономить на вертолете, да и вообще, чтобы мы сами делали на озере?»
С самого утра вся команда, включая Отто, была в аэропорту Маган, откуда летали вертолеты и небольшие самолеты. Забежав в диспетчерскую и не говоря ни слова, Скиба помчался в зал ожидания. Вскоре он пришел с невысоким молодым человеком якутской внешности.
- Коля тоже летит с нами в Себян, - показал на него Скиба. – У него груза почти на полную загрузку вертолета, но мы с него возьмем по-братски – полсуммы.
- Идет? – спросил он у него.
Тот вначале помялся, а потом молча кивнул головой.
- Ну, вот и хорошо. Деньги вперед. Отдай ему, он будет рассчитываться, - показал на Виктора Скиба. - Если надо, на тебя выпишут отдельный счет. Я договорюсь с бухгалтерией.
- Выпиши, выпиши, - сказал тот бойко. И, подумав, добавил: «А можно немножко больше половины там написать? Для отчета пригодится»
- Это ты спрашивай у Виктора. Он за деньги будет отчитываться.
Орлов хотел вначале сказать, чтобы всю сумму записали на попутчика, но подумав, что вдруг ему придется кому-то показывать свои бумаги или даже доказывать, что летал на вертолете, согласился отдать десять процентов.
Виктор и Павел впервые летели на вертолете, поэтому и сама обстановка, царившая на борту, и загруженный салон, и открытая дверь в пилотскую кабину, в которую было видно все впереди, казались сказочным сном. Вдали замаячили заснеженные вершины гор, проглядывавшие сквозь облака.
- Паша, вот тебе и ледяные горы, - сказал Виктор громко.
Тот также громко ответил:
- Ледяные горы, но только не те, о которых сообщил Леваневский в радиограмме.
- Ты уверен?
- На все сто двадцать процентов. Это не они.
«У него своя версия и, по-видимому, он прав, - промелькнуло в голове у Виктора. – Но не посмотреть и не снять это загадочное озеро, вокруг которого столько копей сломано, мы не можем».
Скиба толкнул его в плечо и, показав вниз, сказал:
- Вот там зимой обычно образуется страшная наледь. Однажды мы на ней чуть не утонули. Думаю, Отто не даст мне соврать.
Но тот, привалившись к Павлу, тихо дремал. Ни гул вертолета, ни громкие голоса его не тревожили.
- Он уже нам об этом рассказал.
Скибу это не остановило, и он по-своему пересказал историю, связанную с большой наледью, над которой они сейчас пролетали:
- Когда мы ехали из Себяна, наша машина капитально засела. Ночь. В долине туман, вокруг тишина и ни души. Потолкали мы свой УАЗ, потолкали, даже под колеса бросили все тряпье, которое у нас было с собой, думали, что колеса зацепятся. А машина ни с места, и вижу, даже колеса стали примерзать. И не мудрено: за бортом мороз за сорок, а под ногами вода. Все вымокли с ног до головы и замерзли как зюзики, а толку никакого – машина как стояла, так и стоит. Вдруг слышу, не то впереди, не то сзади идет тяжелая машина. Я с фонарем побежал на перехват. И вот благодаря этому случайно попавшемуся Уралу мы не замерзли. Он выдернул наш Уазик, ка репку из грядки, и довез до сухого места.
2
Наконец из окна вертолета открылся вид на озеро Себян-Кюёль, которое издалека было похожее на зеркальное отражение вытянутой в длину буквы Z. За ним виделось другое озеро, размером поменьше. Внизу показался одноименный поселок, расположенный посреди расширяющейся долины реки, вытекающей из этого озера. Сверху было видно, что поселок разделяется на два компактных поселения, расположенных по обе стороны реки. Сделав круг, вертолет пошел на снижение и приземлился на краю летного поля, где стояла бортовая машина, ожидавшая их попутчика с грузом. Двигатель не глушили и под свистящими лопастями общими усилиями разгрузили борт.
- Коля первый коммерсант в поселке, - вытирая с лица пот, сказал Скиба, показывая на суетившегося молодого человека. Привез продукты и тряпки на продажу. Сейчас заработает и поедет снова закупать товар.
Услышав Скибу, тот заулыбался и ответил, что ему, однако, надо спешить, а то кто-нибудь другой перехватит его бизнес.
- Сейчас у людей нет денег, поэтому все сидят по домам, а как деньги заработают и накопят побольше, тоже будут что-нибудь продавать. Я купил у всех поселковых рыбаков и оленеводов рыбу и мясо. Первый раз они мне дали в долг. Я нанял машину и увез все в город, а когда продал, со всеми рассчитался. Теперь, вот видишь, я стал богатый.
Отто сказал, что не против стать его торговым представителем в Якутске, но от его услуг Николай отказался.
- Передавай бате привет, - Скиба протянул руку Николаю при прощании. – Скажи, что мы снова прилетели искать самолет Леваневского. Может, еще увидимся.
Вертолет быстро пролетел над озером и при повороте низко пронесся над крутым склоном горы. В видоискатель видеокамеры Виктор рассмотрел осыпь с пробивавшейся между камнями скудной растительностью. На другом берегу в озеро вдавался мыс, образовавшийся при сносе обломочного материала вниз, который ручей принес с крутого склона горы. Вверху ручей распадался на два русла. Воды в них не было видно, но по глубоко врезанным распадкам, густо заросшим лиственницами и ольхой, можно было предположить, что при таянии снега или после прошедших дождей ручей обладает значительной живой силой. Над плоской горой вертолет снова развернулся и приземлился на перешейке между двумя озерами.
Заглушив двигатель, вертолетчики спустились на землю по приставной лесенке.
- Выходим по одному, - скомандовал командир.
Горный воздух опьянял. По небу плыли белые облака. Повсюду стояли лохматые лиственницы и, будто прижимаясь к земле, стелились кусты карликовой березки и тальника. Под ногами мягким зеленым ковром лежал мох, а между ним пробивался светлый ягель. На камнях краснел лишайник. Местами он был оранжевым и бурым.
– Красота какая! - воскликнул Виктор. – Ничего подобного я не видел. Тут вся цветовая гамма.
- Летом здесь красиво, водная гладь завораживает, вокруг зелень. А ты посмотрел бы, как тут зимой, - сказал Скиба.
Порыв ветер сорвал шапочку с его головы и понес в глубь перешейка.
– Заказчик, на все про все даю вам два часа, – обратился к Виктору командир вертолета. – Опоздаете, ждать не будем. Мы пока порыбачим, может, на уху наловим. - И со складными удочками и спиннингами, вертолетчики направились к озеру.
Взяв аппаратуру, ребята подошли к открытой площадке, откуда открывался вид на горное озеро. Установив на штатив видеокамеру, Виктор сказал:
- Здесь поснимаем пейзаж, а потом попытаем Анатолия о результатах поисковых работ. Анатолий ты не против?
Без лишних слов тот согласился.
- Кстати, а откуда растут ноги у этой истории с поисками самолета Леваневского на озере? - спросил он его.
Анатолий склонил голову набок и, поправив шапочку на голове, стал рассказывать:
- Летом 1982 года в окрестностях Себян-Кюеле высадились участники поисковой экспедиции, организованной журналом «Техника молодежи» и газетой «Советская Башкирия». Руководил экспедицией писатель Михаил Чванов, а его заместителем был Эрнст Мулдашев, известный путешественник, который везде что-то находит и всегда делает сенсационные заявления. По наводке Евгения Попова они прилетели конкретно искать самолет Леваневского. А история такова: в 1965 году вертолетчик Евгений Попов со своим экипаж на берегу этого озера нашел доску с выжженной или вырезанной ножом надписью. На ней было написано несколько фамилий, и одна из них заканчивалась на «ский». Доска подгнила, поэтому больше ничего прочесть не удалось. У Попова почему-то возникла догадка, что холмик, на котором лежала та доска – это могила экипажа самолета Н-209. В те годы многие помнили о Леваневском и было немало энтузиастов, мечтавших найти его самолет. Один из низ
- Женя Попов, посвятивший не год своей жизни этой проблеме. О своей находке он сообщил директору Арктического и Антарктического института академику Алексею Федоровичу Трешникову и другим заинтересованным людям, а доску передал экипажу другого вертолета, чтобы те по эстафете передали ее в Москву. Но случилось не предвиденное: вертолет разбился и доска сгорела.
Случайно или намеренно, в эту загадочную историю, будто вмешался злой рок. Потерялся главный артефакт, без которого можно было говорить все, что угодно. Не имея материального доказательства, история вертолетчика походила на вымысел. Тем не менее, ему поверили.
- Может, это красивая легенда? – засомневался Виктор. – Надгробная доска на могиле, на ней одна фамилия заканчивается на «ский», крушение вертолета с той доской. Ну прямо крутой приключенческий фильм. Закрути еще немного и можно написать классный сценарий.
Скиба засмеялся, на глазах появились слезы, и он даже закашлялся. Потоптавшись
на месте, он сказал, что неоднократно общаясь с деятелями кино, понял, что у них совершенно иные ценности, чем у «серой массы». Для многих из них главное, - как картинка будет смотреться на экране и как зритель отнесется к их творению. И редко кто смотрит на произошедшие события через призму истории.
- Одно время я сам считал так же, как ты, Виктор, - продолжал он. - Но дело в том, что эту доску в разные годы видели 16 человек. Правда, это непроверенные факты, в то же время, не будут же все врать.
- Доска, возможно, и была, но неизвестно, экипаж какого самолета здесь разбился и был ли тот холм могилой? – хмыкнул Отто. - То, что в районе этого озера потерпел катастрофу ни один самолет – это достоверный факт.
- Я тоже читал об этой невероятной истории с доской, - спохватился Павел, снимавший пейзаж горного озера. – На доске, между прочим, была еще металлическая пластинка, как везде написано. Скорее всего, это крышка от консервной банки. На ней было нацарапано то же самое. Когда-то доска, по-видимому, была прибита к двум столбикам метровой высоты, а со временем отвалилась. А то, что ее видели много людей, ни о чем еще не говорит. Не исключено, что это игра воображения или элементарная солидарность: кто-то что-то увидел, сказал другому, и понеслось.
В его словах Скиба усомнился. Сняв шапочку, он стоял с непокрытой головой, и качнувшись из стороны в сторону, сказал:
- У меня также в свое время возникли сомнения по этому поводу. Если доска подгнила, и на ней невозможно было ничего прочесть, то жестянка от консервной банки не могла сгнить. В заплывших шурфах я не раз видел полусгнившие штаги, поставленные в довоенное время, а таблички на них были, как новенькие. Дальстроевские геологи на штаги закрепляли жестянки от консервных банок, на которых гвоздем выбивали номера шурфочных линий и скважин.
- Вот я об этом и говорю, что надпись на табличке должна была сохраниться, - сказал Павел.
- А я об этом не подумал. Сработал фактор «толпы»: раз все говорят, что там могила Леваневского, значит, они правы. Тут бы надо было пошевелить мозгами и выдвинуть альтернативную идею, глядишь, и прислушались бы. Летчики считают, что в случае аварийной посадки лучшего места, чем окрестности этого озера не придумать. И еще на поверхности озера часто видели масляные пятна. Они могли появиться, если на дне озера лежит какая-нибудь машина. Например, самолет.
3
Виктор Орлов дал команду приготовиться к съемке. Павел и Отто взяли камеры, а Виктор остался со Скибой.
- Мы находимся в Якутии на берегу горного озера Себян-Кюель, расположенного в отрогах Верхоянского хребта, - не отрывая глаз от объектива камеры, которой снимал Павел, начал он уверенным голосом. – Здесь по данным ряда исследователей произошло крушение самолета Н-209 Сигизмунда Леваневского. С самого начала в это сообщение трудно было поверить. Как мог экипаж опытного летчика с не менее опытным штурманом Виктором Левченко допустить страшную навигационную ошибку и так сильно отклонился от курса?! Однако полярный летчик, заслуженный штурман СССР Валентин Иванович Аккуратов доказал обратное. По его сообщению, в сложных
метеорологических условиях при неисправности радиоаппаратуры самолет потерял ориентировку, и от места отказа двигателя мог пролететь еще две тысячи двести километров. Неизвестно, брал ли он в расчет сильный встречный ветер, из-за чего произошел перерасход топлива, или нет? Но по нашим расчетам остатков бензина не могло хватить, чтобы преодолеть то расстояние, на которое ориентировался заслуженный штурман. Следовательно, Н-209 не мог долететь до этих мест. Однако ряду специалистов его доводы показались вполне аргументированными, и на Себян-Кюеле стали искать пропавший самолет Леваневского. Одним из первых, кто проводил поиски, был якутский геофизик Анатолий Сергеевич Скиба. С ним я беседую на берегу этого горного озера. Анатолий, расскажите, пожалуйста, о поисках самолета.
- Много воды утекло с тех пор, - начал тот поставленным голосом, - но я попытаюсь восстановить хронологию поисковых работ. Моя первая экспедиция на Себян-Кюель, состоялась зимой 1985 года. По просьбе редакции газеты «Советская Россия» мы продолжили поиски, проводившиеся в районе озера уже три года. Для меня эта экспедиция казалась самой главной в жизни. Найти самолет Леваневского мечтал каждый, но не все могли осуществить свою мечту. В детстве я тоже бредил поисками пропавшего самолета, и вот мне предоставили такую возможность. Зимой, прямо со льда, мы провели площадную магнитную съемку озера. При этом засняли двадцать два квадратных километра замерзшей акватории озера.
- А как вы проводили магнитную съемку? Все-таки на дворе была суровая якутская зима.
- Как и повсюду, на озере в то время стояли сорокаградусные морозы, но нас это не остановило. В первую очередь место поисков разбили на профили и по ним проводили исследования. Расстояние между профилями и точками измерения были подобраны с учетом того, чтобы не пропустить крупный объект, каковым является самолет или его фрагменты, если при посадке он развалился.
Виктор хотел сказать Павлу, чтобы тот «взял» Скибу крупным планом, но подумав, что он знает сам, промолчал и задал очередной вопрос:
- Анатолий, расскажите, пожалуйста, подробней об этой экспедиции. Ее, наверное, можно назвать уникальной?
- Насчет уникальности экспедиции я сказать не могу, а то, что со льда никто не искал самолеты, скорее всего соответствует истине. По крайне мере, я не слышал об этом. В поисковой экспедиции принимали участие восемь человек. Это сотрудники производственного геологического объединения «Якутскгеология», студенты якутского госуниверситета и двое местных жителей. Я был научным руководителем и начальником поискового отряда. Конечно, всем пришлось серьезно потрудиться, но результат не преминул сказаться: почти через месяц тяжелой, а порой даже изнурительной работа на дне озера мы обнаружили две магнитные аномалии, которые могли быть самолетом. Они хорошо видны на составленной нами карте магнитного поля.
Из полевой сумки, висевшей на плече, он вытащил потертую карту и показал две точки, выделявшиеся по сгущению линий.
- Летом того же года я принимал участие в другой поисковой экспедиции, которой руководили Юрий Лобанов и Эрнст Мулдашев, - свернув трепавшую ветром карту, рассказывал Скиба. - Акустическим гидролокатором «Катран» мы заверили аномалии, и одна из них, выявленная вблизи места, где была найдена доска вертолетчика Попова, оказалась положительной. На глубине около восьмидесяти метров на экране монитора показалось изображение объекта, по очертаниям похожее на большой самолет. С другого ракурса изображение этого объекта напоминало бесформенное мутное пятно. Покрытый толстым слоем ила, самолет лежал на довольно крутом склоне. Из-за большой глубины наш водолаз не смог к нему спуститься.
- А что было после этого? – с видимым нетерпением спросил его Орлов.
Скиба переступил с ноги на ногу, тяжело вздохнул и стал рассказывать:
- А потом было самое невероятное, что трудно поддается осмыслению и даже по прошествии времени воспринимается с болью. Самолета на дне озера не оказалось.
- Но вы же его видели! Куда он делся?
Наступила секундная пауза. Скиба, видно, думал, что ему сказать, чтобы было понятно и в то же время отвечало действительности.
- Расскажу по порядку, - отмахиваясь шапочкой от наседавших комаров, сказал он спокойно. - До результатов поисков 1986 года я был абсолютно уверен, что мы нашли самолет Леваневского. Не верить было просто невозможно. Все факты указывали на то, что в озере действительно лежит самолет. И, конечно, – это самолет Леваневского. О другом я не мог даже подумать. Ведь все поисковики и я в их числе, были зациклены на поисках именно самолета Н-209. Летом видеокамерой с мощной фарой просканировали дно над площадью аномалии Леваневского. И, несмотря то, что эту операцию повторили несколько раз, самолета там не обнаружили. Вот такой печальный итог наших поисков самолета Леваневского на этом горном озере.
Виктор хотел посочувствовать Скибе, но неожиданно закончил на оптимистической ноте:
- Возможно, первоначально вы зафиксировали аномалию, отражающую какой-нибудь самолет времен Великой Отечественной войны, потерпевший крушение при перегоне с Аляски в нашу страну по «Ленд-лизу». А данные, полученные при помощи видеокамеры в условиях плохой видимости, сбили всех с толку.
- Я не исключаю варианта, что Себян-Кюэль не имеет отношения к гибели самолета и экипажа Н-209. Вполне вероятно и то, что за год самолет еще больше занесло илом, поэтому его не зафиксировала телеаппаратура. И, несмотря ни на что, я уверен, что самолет Леваневского когда-нибудь обязательно найдут. Пусть не в этом озере и не на Северном полюсе и даже не на территории нашей страны. Благодаря людям, которым не безразлична наша история, которые помнят о своих героях и гордятся ими, искать пропавший самолет будут до тех пор, пока погибших летчиков не предадут земле.
В этом не сомневался и кинорежиссер Виктор Орлов, и все, кто хоть раз слышал о трагедии, случившейся с экипажем Леваневского, прокладывавшим трансполярную трассу из СССР в США. Рано или поздно завеса тайны должна быть открыта.
Конец
Свидетельство о публикации №222092201561