От Бёме до Прентиса

Я вам скажу, что не может существовать никакой строй, даже самый прекрасный, справедливый и крепко установленный - навсегда. Китайцы это давно уже поняли ("Книга перемен") - поэтому и отказались от гордого  и царственного максимализма в пользу обычной утилитарности. Однако огромная часть граждан нынешней России таки мечтает о каком-то вечном идеальном и справедливом обществе, а в результате получают фигу. Сначала в кармане, а потом реальную фигу, сунутую в их физиономию самой природой.

Помнится, еще средневековый мистик Бёме писал в своем трактате "Аврора или утренняя заря в восхождении"о том, что изначально всегда устанавливается прекрасное общество, которое обычно бывает связано с общиной и общинными правилами, основанными на равенстве и справедливости. Потом это прекрасное и высокое почему-то многим начинает надоедать. Они ругают мораль и начинают потихоньку смотреть порнографические картинки. Дальше - хуже. Появляются всякие порочные совратители и болезни. Прекрасное начинает быстро портиться и скисать. Более того, оно начинает прямо-таки вонять. Со временем общество портится все больше и больше и, в конце концов, люди, привыкнув жить в вони и дикости,  бросают прекрасное и кидаются откровенно впадать в пороки и питаться грязью и личинками.

Видите ли, люди по какой-то причине устают быть хорошими и поэтому периодически должны опускаться на дно жизни и там хлебать рылом жижу из луж до полного отвращения.

Это то самое дно, оттолкнувшись от которого, можно начинать путь наверх. Однако, этот путь не всем по силам. Ницше писал, что путь наверх одолеет только такой измельчавший в пыль человек, который возненавидит себя самого, как порождение грязи. Тогда-то и разверзнутся перед ним небеса.

Нахлебавшись грязи, люди вольно-невольно снова начинают мечтать о чистом и высоком. Научившись бороться по книжкам и собственному опыту, они вступают борьбу за это хорошее. И чего-то достигают - если не идеала, то чего-то примерно напоминающего идеал. А потом снова повторяется все сначала.

Именно так дышит природа. Именно так она то напрягает, то расслабляет свои мускулы и поделать с этим ничего нельзя.

Поэтому надо понять, что раз и навсегда установить идеальный строй невозможно, потому что он непременно начнет рано или поздно портиться и умирать.

В 1945 году Хеннинг Уэбб Прентис-младший переоткрыл такую пульсацию природы и отныне 1 природный цикл ОТ ЕГО РОЖДЕНИЯ ДО ГИБЕЛИ стал называться "ЦИКЛОМ ПРЕНТИСА".

Он включает в себя следующие ступени развития и падения общества:

1. От рабства - к духовному подъему.

2. От духовного подъема - к мужеству.

3. От мужества - к свободе.

4. От свободы - к изобилию.

5. От изобилия - к эгоизму.

6. От эгоизма - к равнодушию.

7. От равнодушия - к зависимости.

8. От зависимости - к рабству.

После 8 ступени цикл начинается заново.

Вот что пишет Прентис о гибели демократии:

"Всплеск инициативы и предприимчивости, порожденные демократическим самоуправлением, пробуждают в конце концов разрушительные силы, идущие изнутри общества. Этот процесс повторяется раз а разом.

Свобода несет возможности и некоторое изобилие, в результате чего преуспевающие люди приобретают эгоизм, тягу к роскоши и изнеженность. В то время как несостоявшиеся и неудачливые люди становятся завистливыми и жадными.

Все эти группы сворачивают с тернистого пути свободы и наклоняют поклоняться "золотому тельцу" экономической устойчивости".

В то время, когда Прентис писал эти строки, Запад, по его разумению, находился на 6 ступени развития.  Она характеризовался утратой многими людьми того понимания, что для дстижения благополучия следует усердно трудиться, экономить и держать себя в рамках дисциплины.Если они не возьмутся за ум, то продолжат путь вниз и будут проедать запасы прежних поколений.

Явление получения благ без отдачи станет настолько распространенным, что перерастет в политическую идеологию - гедонизм.

На 7-й ступени (переход от равнодушия к зависимости) все большее количество людей перестанет обладать как возможностями, так и стремлением плодотворно трудиться. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СИСТЕМЫ БУДЕТ СЧИТАТЬСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ ВЕРНЫМ СРЕДСТВОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАЗОВЫХ НУЖД. А подчас и завышенных запросов. Свобода волеизъявления растает. В связи с ленью, массы расширяют полномочия политиков и передадут им всё управление. Начнется упадок. Однако времена упадка порождают сильных людей, которые откроют новый цикл борьбы за свои идеалы.


Рецензии