ДИП. Пушкин и митрополит Филарет

Сегодня наконец добрался до храма Всех Скорбящих Радость архитектора Баженова на Большой Ордынке

Когда-то на его месте стояла деревянная церковь Прп. Варлаама Хутынского в Ордынцах. В конце XVII в был построен каменный храм, который именовали Преображенским, а после прославления иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» за церковью закрепилось название этого чудотворного образа (хотя ему посвящен не центральный престол, а левый придел).

В этом храме хранится икона на которой изображен А.С. Пушкин

Как сообщается на сайте иконописной мастерской, "Икона святителя Филарета (Дроздова) Митрополита Московского написана по заказу митрополита Илариона, председателя Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата для храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке, г. Москва. Богословская разработка образа и содержания клейм принадлежит митрополиту Илариону, в частности, представленного в данном фрагменте клейма «Святитель митрополит Филарет за писанием своих трудов» и «Встреча святителя митрополита Филарета с Пушкиным»."

В верхней части иконы иконописец оставил комментарий описанной сцены:

      " Пиит славный благодатным глаголом твоим вразумлен быв"

Согласно культу Филарет изображен как босс, а Пушкин как проситель … не равный...

По церковной легенде в знак благодарности митрополиту Филарету Пушкин пишет такое стихотворение:

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт

(19 января 1830)

II
 
Но есть икона, на которой также изображён Пушкин = это миниатюра работы известного современного изографа Зенона.

 Александр Сергеевич изображен  на ней не в качестве святого, но в пропорциях,
 равных святому Филарету Московскому.

В сети есть такой к ней толковник:

 " У митрополита на левом колене Библия, у поэта на левом колене лира. Та самая, которой он «вверял изнеженные звуки безумства, лени и страстей».
Филарет изображен в церковном облачении и епитрахили, над головой у него нимб святого.
Пушкин — в поэтической тоге и вместо нимба у него на голове лавровый венец.

Десница Филарета приподнята с указующим перстом. Он только что дал наставление. Десница Пушкина опрокинута ладонью к зрителю, это означает, что, пораженный величавым голосом проповедника, он внезапно прервал «звон струны лукавой»

В 1828 г Пушкин написал легендарное:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

 Это отклик Пушкин на Песнь странника Гете

Мы пытались обойти ловушки ортодоксов и найти ответ на а вопрос Пушкина об осуждении на казнь ... Не удалось. Если не считать ответом то общее осуждение грешников на падение в Ад (по-еврейски это просто могила) и Неотразимое Возмездие как часть метафабулы Поэта )особо из числа "проклятых")

Митрополит дал поэтический ответ на скепсис поэта и потом  запретил совершать таинство венчания Пушкина и Гончаровой в домовой церкви князя Сергея Михайловича Голицына и настоял, чтобы это произошло в храме Большого Вознесения у Никитских ворот.
Сам Пушкин потом отметил в этом руку Провидения — ведь он сам родился в день праздника Вознесения Господня.

***
На обложке - фото автора от 220922


Рецензии