Поэт, воин, герой- бунтарь

                «У гения не бывает счастливого пути,
                он стоит в противоречии и в борьбе
                со своим временем».
               
                Ф.Ницше

       В 42 года Махамбет Утемисов был вероломно убит наёмными убийцами, подосланными султаном  Айшуаковым Б.   Поэт был обезглавлен, а голова преподнесена султану в качестве доказательства. Спустя месяц султан был «удостоен» звания Генерал майора Российским императором за усердную службу. Но кара небесная в лице друга поэта Асаубая настигла султана, он был утоплен. Не знаю, что стало с убийцами Махамбета, имена их известны, даже не хочется марать бумагу, ведь они осознавали на кого подняли руку. Истинный друг поэта - Асаубай, отыскал голову  и соединил с прахом. У Махамбета Утемисова не было счастливой жизни в обывательском понимании этого слова, но у него была счастливая и великая судьба, и он победил своё время в жестокой и неумолимой борьбе, и само время склонило перед ним голову и отдало ему дань уважения и восхищения.
        Я обратился к образу Махамбета, потому что сейчас, в этот исторический период времени нам не хватает именно таких людей, как Махамбет. Имея возможность продолжать тихую и сытую жизнь при дворе султана, занимая должность учителя и воспитателя детей, он выбрал путь борьбы за справедливость, стал на сторону народа. Не знаю, читают ли книги тысячи наших сытых и самодовольных «государевых слуг», а если читают, то какие?  Но они должны, понимать и разбираться на какой стороне народ и не идти против него. Не занимать позицию стороннего наблюдателя в надежде «пересидеть январь» и продолжать таскать горячие пирожки в удовольствие себе и своей челяди. К сожалению, это происходит сейчас со многими, и народ это прекрасно видит. Но справедливость это категория не только философская, но и экзистенциональная, имеющая практическое и реальное воплощение, и её попрание неизменно приводит к возмездию.  А. Штейнзальца сказал: «Бесконечная война между тем, что есть, и тем, что должно быть, между существующим и несуществующим – источник всей духовной борьбы». Поэтому  борьба идёт и продолжается, даже если её не видно и она неизменно рано или поздно приведёт к практическому результату. А вот какой это будет результат, зависит от каждого из нас. И жизнь, и смерть нашего великого соплеменника Махамбета является неумолимым тому доказательством. Приведу несколько строк из стихов Махамбета, они не могут не вызвать отклика в сердце любого человека: « Кто врёт, что мы переродились/ И стадом плетёмся, поганым, покорным, покойным?/ По коням, по коням, по коням…/ Порублены кони мои,/ Порезали лучших под корень…/ И всё же по коням! Мы мёртвых коней оседлаем,/ И мстительным свистнем походом/  По годам, по годам, по годам!/.  Если у вас что то «ёкнуло», то не всё ещё потеряно. Кто  может после таких строк сказать, что Махамбета нет среди нас, что он не знал и не мог знать, что может ждать казахов в будущем?  Вот почему я обращаюсь к истории и нахожу в ней ответы на наши вопросы в настоящем и будущем. Современник Махамбета, писатель Е.Ковалевский сказал о нём: «Я понял его как человека чрезвычайно замечательного в кругу своего народа, самозабвенно ему преданного, весьма образованного, политически проницательного, хорошо владеющего русским языком, как натуру героического склада, подлинного патриота, как человека острого ума, страстно ищущей души и большого обаяния, как на редкость увлекательного собеседника». Нашим учёным удалось восстановить подлинный облик Махамбета по его останкам, его скульптурный образ воссоздал  Наиль Шаяхметов. Как поразительно он соответствует стихам написанным Махамбетом и образу, описанному Е.Ковалевским, поэтому я счёл уместным назвать свой материал «Поэт, воин, герой – бунтарь». Поэт владел несколькими языками: русским, арабским, татарским был образованным для своего времени человеком. При этом он не записывал свои стихи, до нас они дошли благодаря акынам Шерниязу, Бекету, Мурату и Лукпану, известны более 100 стихотворений поэта. Он поэт трибун, великолепный оратор, бескомпромиссный борец за справедливость, который не прекращал борьбу, даже оставаясь в одиночестве. Некоторые его строки, это своего рода обращение, призыв  к самому себе, к собственному духу и силе воли: «Какой мне прок от сожаления?/ Что плач по прежним временам?/ Я из соратников последний/ Со смертью драться должен сам/». Особенно остро он нуждался в опоре на собственный дух, после гибели в битве Исатая Тайманова, предводителя восстания, друга и единомышленника, духовного брата и наставника. И я убеждён, если бы не подлое, трусливое убийство, совершённое невеждами и предателями казахского народа, Махамбет встал бы в один уровень с величайшими поэтами своей эпохи и его как он говорил «железом выжженное сердце» открыло бы людям его истинный поэтический гений. А мир бы имел казахского Байрона. Думаю, будет уместно закончить  повествование строками Г.Байрона: « Врага заставим мы бледнеть/ Коль назовём тебя средь боя/ Дев наших хоры будут петь/ О, смерти доблестной героя;/ Но слёз не будет на очах/ Плач оскорбил бы славный прах/».
         И погибал Махамбет в окружении многочисленных убийц, оказывая им ожесточённое сопротивление, по иному и быть не могло. Чаяния простых людей, судьба Родины были для него не красивыми словами, и даже оставаясь один, он не прекращал борьбу и не пошёл на компромисс, понимая, что в случае отказа подчиниться воле султана, его ждёт смерть. Возможно, здесь нет ни какой логической связи, но за сотни лет до него, выбирая Родину, отказался от всего - от неограниченной власти, богатства, славы, его соплеменник,  султан Бейбарыс правитель Мисра (Египет). Махамбет из рода Берш Младшего жуза, Бейбарыс из  Кипчакского рода  Берш, по моему мнению, это один и тот же род, который в результате исторических перемен оказался в составе других племенных образований, но это сугубо личная точка зрения. Для них это было естественным состоянием души и воли.   От чего же не могут отказаться нынешние правители? Что для них дороже доброй памяти потомков? Почему они не хотят быть искренними со своим народом? Почему всё время, пытаются «объегорить» население страны? Всего лишь простые вопросы, на которые есть простые ответы, нужна лишь воля, сделать необходимые шаги. Ещё остаётся надежда, но время неумолимо! В сентябре 2020 года я опубликовал стихотворение «Предсказание», которое завершается такими строками: «Уходит время снов,/ Мир не обуздан и суров,/ Грядёт кровавая заря,/ Пора героев подошла!/. Январь 2022 года подтвердил мои слова, но власть опять пытается наступать на те - же грабли, снова народ остаётся в стороне от решения насущных проблем государства, снова вместо нас, многочисленная бюрократия пытается решать - что для нас хорошо, что нам нужно и как нам жить. Поймите, «аманат» это хорошее, благородное слово, но «нур-отан переодетый в аманат» это для народа доказательство антинародности власти. В нашем конкретном случае молчание не есть золото и молчание народа это вовсе не знак согласия. По моему мнению, нынешнее молчание народа это предвестник бури. В конце концов, прислушайтесь к людям, ведь они везде говорят одно и тоже, что всё это уже достало! Извините но проще слов, чтобы попытаться объяснить, я не нахожу, далее только мат…


   


Рецензии