Летняя жара

На берегах Волги.
Часть семнадцатая. Летняя жара
Незаметно подошла к концу и последняя четверть учебного года. На торжественной линейке, посвящённой этому значимому событию, нас отпустили на долгожданные каникулы.
Славик вновь прошёл перед всем строем и прозвенел колокольчиком что означало — последний звонок в этом учебном году. Затем он передал знак учебы Ваське, мальчику их третьего класса. Это символизировало то, что Славик теперь, как и его одноклассники закончили начальную школу и будут учиться в среднем звене. А третий класс на будущий год станет самым старшим в начальной школе.
Наступили каникулы — самое прекрасное время! Теперь я понимала, чему радовалась моя сестра, когда наступало очередное лето.
Как-то вечером за ужином отец сообщил нам, что на следующий учебный год мы пойдём учиться в другую школу. Он подал рапорт о переводе на новое место службы, так как обучение детей здесь оказалось невозможным. Славкин отец, Анин и Людмилин тоже подали аналогичные рапорты.
Это известие вначале означало для нас тем, что мы здесь в этих уже привычных волжских краях последнее лето, а может даже и не лето, а лишь несколько дней или недель. Никто не знал, когда мы уедем и куда, тем более неведомо никому что нас ждёт впереди. Мы стали жить в ожидании перемен. Конечно интересно, было увидеть новое место, но одновременно грустно расставаться с местными ребятишками, с которыми успели подружиться.
То лето выдалось тёплым и жарким, и почти каждый день мы с радостью бегали на Волгу, чтобы искупаться. Большие мальчишки вместе с Юркой заплывали на середину реки и усаживались на камни. Они, словно смелые акробаты, ныряли в воду, вертясь в воздухе: прыгали «солдатиком», «бомбочкой», «с головой», а ещё с поворотами.
Малышня с берега восхищённо наблюдали за ними, плескаясь у самой кромки воды и учась плавать. Девчонки, держась за прибрежный песок руками, активно били ногами по воде. Маленькие мальчишки старались поглубже заходить в воду от берега и плыть к нему, усиленно болтая руками и ногами, зачастую окунаясь в воду с головой, что вызывало у девчонок взрыв хохота. Постепенно мы с сестрой тоже стали заходить по пояс в воду и отталкиваясь ногами от дна проплывали чуть-чуть вперёд, хотя и с трудом, но это помогало нам уверенно чувствовать себя на воде.
Следующим шагом стало то, что, заходя почти по плечи в воду, мы ложились на её поверхность и пытались доплыть до берега. Это получалось не у всех девчонок, и порой самые смелые пловчихи, как и маленькие мальчишки неожиданно оказывались с головой в воде. Девчонки в такой ситуации перепугано выскакивали, фыркали и моргали глазами, а вот мальчишек это забавляло. Отсмеявшись все снова пробовала ещё раз. Тренировки прошли не зря, спустя неделю я уже плавала вдоль берега «по-собачьи».
— Это очень расточительный способ передвижения по воде, — утверждал Юрка, глядя на старание малышей, — давайте я вас научу плавать «по-лягушачьи» и «дельфинчиком».
Некоторые мальчишки и мы с Аней быстро овладели обеими стилями. Юрка похвалил нас за успехи и пообещал, что скоро возьмёт с собой на камни. Наша компания была безмерно счастлива, мы усиленно тренировались, стремясь подольше проплыть вдоль берега, не касаясь дна ногами.
Все жили надеждой доплыть до камней, но в это время с Волгой начали происходить странные изменения. Уровень воды стал периодически подниматься, а затем так же внезапно спадать. Поднявшаяся вода затапливала наш любимый пляжный песочек, где мы могли без труда заходить в реку и весело плескаться у берега. Теперь даже в самых пологих местах сразу темнела глубина. Входить в воду стало страшно, а выходить — затруднительно.
Когда уровень реки отступал, ноги вязли в прибрежном песке, словно в болоте. Но было ещё хуже, когда внезапно вода прибывала, и смелые пловцы, пытаясь выйти на крутой берег, опять сползали в глубину реки, поэтому выбраться на сушу можно было лишь цепляясь руками за кусты.
Это обстоятельство не радовало и больших мальчишек, ведь глубокая вода скрывала их камни. Плавать и искать в глубине свои каменные острова было опасно, тем более при снижении уровня воды, которая обычно начинала неожиданно сходить, появлялось сильное течение, из которого трудно было выплыть. Не раз эта внезапно возникшая стремнина уносила лодки многих местных рыбаков.
Знающие люди говорили, что где-то на Волге строят ГРЭС и создают водохранилище, заливая его, из-за чего вода то поднимается, то опускается. Родители наши взволновались по этому поводу и стали запрещать нам ходить к реке. Но в жару соблюдать запрет было невыносимо, и мы уговаривали кого-нибудь из взрослых сходить с нами на пляж.
Когда находился хоть один охранник, мы были счастливы, ведь жара уже не пугала. Но вскоре нам повезло ещё больше. К Славику в гости приехал двоюродный брат, студент второго курса. У него закончилась сессия, и он давно мечтал побывать у родственников на Волге. Теперь мы были под защитой. Студенту самому нравилось плавать, он каждый день ходил на реку и по поручению дяди приглядывал за малышами. Родители наши успокоились: ведь они всего лишь боялись внезапных речных приливов и особенно отливов, которые могли своим течением унести детей. Только взрослый мог быстро сориентироваться в случае опасности, уйти подальше от берега или оттащить малышей, случайно попавших в течение.
Брат Славика был уже взрослым и, как думали наши родители, мог вовремя заметить опасность. Правда, охранник из него был так себе; мы дважды сами вовремя спасали его и наших мальчишек, которые тусовались в момент прилива у камней. Обычно быстрее всех прибытие воды замечала я. Пока девчонки весело хохотали под игру «баба сеяла горох», которая мне совсем не нравилась, я плавала вдоль берега, разглядывая прибрежные кустарники. Вдруг я замечала, как чьи-то башмаки, оставленные у воды, словно одинокие кораблики, начинали плыть по течению. Это означало лишь одно: вода вновь прибывала, и то место, где была кем-то оставлена одежда и обувь, уже затапливалось приливной водой.
Сестра и я всегда были осторожными и на всякий случай оставляли свою одежду и сандалии высоко на берегу. Девчонки подсмеивались над нашей трусливостью, но стоило им поймать свою мокрую обувь в приливных потоках, как они соглашались, что мы оказывались правы.
— Девчонки, смотрите, чьи-то сандалии поплыли, — выскочив на берег, закричала я развеселившимся подружкам, — вода прибывает, выходите быстрее на берег.
Девчонки ахали, хватали свою подмокшую одежду и обувь и бежали выше.
После этого мы хором кричали мальчишкам:
— Вода прибывает, быстрее к берегу.
Услышав нас, они прыгали с камней и плыли в обратном направлении. В прибывающей воде это было нелегко: их сносило течение, и, несмотря на все усилия, они долго плыли практически на одном месте. Однако, видимо, какое-то ускорение всё-таки было, и вскоре, утомлённые пловцы выбирались на уже хорошо подтопленный берег. Дойдя до пологого места, они обессиленно падали в траву. Свою одежду мальчишки тоже стали оставлять высоко на берегу, поэтому она оставалась сухой. Мы садились рядом и с интересом наблюдали, как прибывающая вода топила прибрежные травы и кусты, пряча их в тёмной глубине.
Мальчишки, отлежавшись в траве после трудного возвращения, начинали обсуждать сложившуюся ситуацию. Мы их слушали и понимали, что о наших трудностях нельзя рассказывать взрослым, чтобы они вновь отпускали нас купаться на Волгу вместе с братом Славика.
Обычно большая вода оставалась на несколько дней, а затем начинала постепенно уходить. В такие дни мы не плавали, а лишь окунались в воду у самого берега, ухватившись руками за подтопленный кустарник и барахтаясь, как будто плывя, отпуская руки по очереди.
Вскоре старшие мальчишки нашли в деревне лопнувшую шину от трактора «Белорус», аккуратно заклеили её и надули. На этой круглой лодке без дна они плавали к середине Волги, пытаясь отыскать свои камни в глубине. Иногда им это удавалось, и пацаны выглядели очень забавно, стоя посреди широчайшей реки, по пояс в воде с восторгом помахивая нам руками.




Начало: http://proza.ru/2022/03/25/762
Продолжение : http://proza.ru/2022/10/03/532


Рецензии
Да..,
хорошего вам дали охранника,
которого самого приходилось спасать...))

Ольга Шамшурина   27.09.2022 11:00     Заявить о нарушении