Муза, лира и квартира

Военный дирижер конвойного полка, назовем его Альберт, он же Алик, он же Берта Мария, однажды не на шутку, как он сам говорил, схлестнулся со своим начальником. В споре за музыкальный Олимп никто не хотел уступать. Правда, которая по признанию прокурора, никому не нужна, поскольку от нее одни проблемы, оказалась на стороне того, у кого больше прав и покровителей.
 
В результате неравной борьбы лейтенант оказался в заштатном городишке, где отродясь не было тротуаров, и от проезжающего транспорта пыль стояла столбом. Сопроводив начинающего композитора на кулички, усатый начальник поставил перед ним задачу неимоверной сложности: создать в этой аллахом забытой степной провинции образцовый полковой оркестр.
 
«Не на того напали», – думал в свою очередь Альберт. Приняв под свое начало музыкальный коллектив (оркестром его назвать можно было с большой натяжкой, скорее – «трио бандуристов»), дирижер, засучив рукава, занялся комплектованием. Днями он находился в разъездах, посещая в поисках талантов музыкальные школы и училище, немногочисленные театры и самодеятельные коллективы крупных предприятий областного центра.
 
В очередную призывную кампанию с помощью военкома набрал в полк подающих творческие надежды выпускников профильных учебных заведений. Погоны сверхсрочника надели даже преподаватель музучилища и артист оперного театра. Умел все же убеждать людей горевший желанием доказать свою профпригодность недавний выпускник военно-дирижерского факультета консерватории.
 
Репетиции шли ежедневно, благо в отличие от прежнего «придворного» полка, здесь никто палки в колеса не ставил. И командир полка, и начальник штаба, видя, как взялся за дело лейтенант, предоставили ему полный карт-бланш. Вскоре оркестр зазвучал. В прямом и переносном смысле.

К полковому кадровику, прослышав о музыкальном коллективе, обращались все новые претенденты. Гимн СССР, марш «Прощание славянки» звучали по понедельникам в окрестностях полка. Однако звездный час оркестрантов еще не наступил.
Помнится, глубокой осенью, незадолго до очередной годовщины Великого Октября, командиру полка позвонили из обкома партии, и ни с того, ни с сего поинтересовались, как идет становление оркестра, и смогут ли военные музыканты исполнить марш и пройти строевым шагом по главной площади города?
 
Всегда сдержанный, полковник Цхай вызвал дирижера, без обиняков спросил, выполнима ли задача. Альберт  такие творческие авантюры уважал:
– Справимся!

Время стрелками именных часов «Командирские» неминуемо пошло, отсчитывая секунды, как дни, минуты, как недели. 

Такого слаженного выступления под осенним небом горожане еще не слышали. Военные музыканты произвели фурор!

На следующий день после парада в кабинете командира полка раздался телефонный звонок. Звонил сам первый секретарь обкома. Поблагодарив военнослужащих за выступление, партийный босс поинтересовался, какие проблемы есть у личного состава, и, демонстрируя свою осведомленность, выразил недоумение:

– Дирижер у вас, мне доложили, бесквартирный. Не дело такому талантливому человеку по чужим углам с инструментами мыкаться. Решением горисполкома выделяем лейтенанту трехкомнатную квартиру.

Оставаясь верным себе, командир опять вызвал дирижера. И как есть – передал содержание разговора.

Альберт довольно улыбнулся и с чувством собственного достоинства ответил:

– Я холостяк, товарищ полковник, как-нибудь перезимую, а вот у старшины оркестра старшего прапорщика Болтабекова четверо детей, и ютятся они у тещи в частном секторе. Ему квартира будет кстати.

На том, как говорится, и порешили. А весной Альберт, получив телефонограмму из Москвы, поехал покорять Урал, где вскоре воплотит свою давнюю мечту, впервые в войсках создал военный биг-бенд.


Рецензии