Я благодарен вам, югорские газовики

Справка:
Сергей Викторович Алимов, первый заместитель начальника Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ПАО «Газпром», кандидат технических наук, член Академии технологических наук РФ.
С.В. Алимов - дважды лауреат премии ПАО "Газпром" в области науки и техники (2001 г., 2005 г.). Награжден званиями «Почетный работник газовой промышлен¬ности», «Лауреат Государственной премии РФ», Заслуженный работник нефтегазодобывающей промышленности ХМАО, ветеран ПАО «Газпром», а также Почетными грамотами ПАО «Газпром», Минэнерго РФ, благодарностью Минпромэнерго РФ.

С.В. Алимов является лауреатом Премии им. Н.К. Бабакова. Автор и соавтор более 20 опубликованных работ в центральных и отраслевых изданиях по проблемам функционирования Единой системы газоснабжения, эксплуатации, диагнос¬тики, ¬ремонта, реконструкции и технического перевооружения магистральных газопроводов и компрессорных станций.

Сергей Викторович родился 27 августа 1955 г. в г. Новомосковске Тульской обл. В 1977 г.  с отличием окончил Новомосковский филиал Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева по специальности "Машины и аппараты химического производства", квалификация -  инженер-механик.

Трудовую биографию начал по завершении учебы в вузе в Новомосковском производственном объединении "Азот" (слесарь, мастер, старший мастер). С апреля 1983 г. работал на протяжении 13 лет в Верхнеказымском линейно-производственном управлении магистральных газопроводов Общества "Тюментрансгаз" (ныне - ООО "Газпром трансгаз Югорск"). Вначале - машинистом технологических компрессоров, далее - инженером, старшим инженером газокомпрессорной станции, начальником цеха централизованного ремонта.

«В то время в ЛПУ нового коридора «Тюментрансгаза» велось очень активное строительство, - вспоминает Сергей Викторович. – В Верхнеказымском ЛПУМГ вводились если не ежегодно, то через год компрессорные цеха, одна-две нитки магистральных газопроводов. Был очень напряженный ритм работы, который всеми воспринимался как норма. Какой-либо сложной обстановки мы не чувствовали. Была работа, и было огромное желание трудиться. При мне были пущены все 10 цехов в Верхнеказымском ЛПУМГ».

В 1988 г. С.В. Алимов стал главным инженером - заместителем начальника Верхнеказымского ЛПУМГ, а с октября 1992 г. – его начальником. В декабре 1996 г. Сергей Викторович был назначен заместителем генерального директора ООО "Тюментрансгаз" по эксплуатации компрессорных станций. Накопленный им профессиональный опыт и умение работать с людьми позволили С.В. Алимову успешно руководить работой 28 линейно-производственных управлений, станциями подземного хранения и охлаждения газа, обеспечивая их эффективную и надежную работу.

«Основное содержание производственных вопросов, которыми я занимался в ЛПУ, потом, будучи заместителем генерального директора по эксплуатации компрессорных станций, главным инженером предприятия, осталось прежним, просто они были масштабированы. Другое дело, что руководитель - начальник ЛПУМГ - это должность, которая предполагает решение всего спектра вопросов, которые могут возникать в данном подразделении. Это и состояние газоперекачивающего оборудования, линейной части магистральных газопроводов, электростанций, охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности, и при этом не менее существенное место занимают проблемы социальные.

Приобретенный опыт руководителя филиала, когда приходилось принимать сбалансированные решения по всей совокупности вопросов, безусловно, помог в дальнейшей работе.

В периоды с 1991 года после развала Советского Союза у «Тюментрансгаза» возникли проблемы с сервисным обслуживанием газоперекачивающих агрегатов, которые выпускались и обслуживались предприятиями Украины. А в «Тюментрансгазе» на тот период эксплуатировалось более 400 агрегатов ГПА-Ц-16, выпускаемых Сумским производственным объединением им. Фрунзе.

Необходимо было решить множество вопросов, чтобы должным образом продолжить их эксплуатацию и ремонтное обслуживание, используя новые централизованные структуры, заниматься перепрофилированием существующих ремонтных подразделений, изыскивать собственные возможности, чтобы эту работу организовать ремонтными силами в своих филиалах.

В связи с этим родилась идея централизации существующих ремонтных сил, находившихся в подразделениях «Тюментрансгаза», как достаточно боеспособных и мощных производственных структур, в виде производственно-технических предприятий.

Тема ремонта технологического оборудования была мне хорошо знакома. В этом направление я прошел неоценимую школу на большой земле. Тему ремонта сопровождал я и в Верхнеказымском ЛПУМГ. В начале 90-х годов мы там создали цех централизованного ремонта технологического оборудования, производя регламентные работы на электростанциях, газоперекачивающих агрегатах, запорной арматуре, и другом вспомогательном оборудовании.

Тогда мы ушли от закрепления слесарей за отдельным компрессорным цехом, объединили их в один кулак, чтобы можно было решать более масштабные задачи, связанные с заменой двигателей, ремонтом нагнетателей, запорной арматуры, сосудов и так далее. Единственное, что было необходимо решать в оперативном порядке - это обеспечение запасными частями.

- Конечно, мы понимали, что небольшому коллективу не по силам в полном объеме решать все возникающие проблемы на компрессорной станции, - продолжает разговор Сергей Викторович Алимов. - У нас для этого не было полноценной ремонтной базы, всего необходимого оборудования.

Рассматривая этот вопрос уже будучи в должности заместителя генерального директора, я в другом масштабе оценил эту проблему, что немного скорректировало мои взгляды и подходы в ее решении. Действительно, было необходимо укрупнять существующие небольшие ремонтные подразделения, создавать новые по региональному признаку, чтобы можно было наиболее эффективно организовать их финансирование, комплектацию кадрами, необходимым оборудованием и производственными площадями.
Созданные производственно-технические управления начали расширяться. Если сначала перед ними была поставлена задача выполнения ремонтов чисто механической части газоперекачивающих агрегатов, вспомогательного технологического оборудования, то потом ее дополнили еще и направлениями, связанными с выполнением ремонтов энергетического оборудования.

Под руководством С.В. Алимова в «Тюментрансгазе» получила развитие «малая» энергетика. Электростанции, работающие на КС, стали оснащаться более надежными современными газотурбинными двигателями на базе авиационных Д-30 производства Пермского моторостроительного комплекса.

Будучи заместителем генерального директора, курирующим компрессорные станции и энергетику, С.В. Алимов всемерно содействовал развитию программ дооснащения систем агрегатной автоматики ГПА микропроцессорными системами регулирования на основе изделий «Sеriеs 3+», «Sеries 4» фирмы «ССС» (США). Это позволило повысить технические характеристики на 608 газоперекачивающих агрегатах, в том числе за счет внедрения систем антипомпажного регулирования автоматического управления и регулирования.

«Максимальная экономия при высокой эффективности» - этой темой была пронизана вся производственная деятельность Общества «Тюментрансгаз», - рассказывает Сергей Викторович Алимов. – Критерием являлись хозрасчетные показатели для оценки производственно-хозяйственной деятельности подразделений, а, следовательно, и их руководителей. Именно здесь руководители подразделений Общества показывали свою компетентность как в технических, так и в экономических, социально-бытовых и организационных вопросах. И это очень важно, т.к. позволяло нам оптимальным образом использовать те ограниченные ресурсы, которые нам выделялись. Каждая копейка должна пойти в дело и принести максимальную отдачу».

Продолжилось проведение научно-технических советов и семинаров по самым больным темам, касающимся восстановления технических характеристик ГПА, САУ ГПА, САУ КЦ, ремонта запорной арматуры, ремонта энергетического оборудования, очистки питьевой воды и многие, многие другие вопросы.

«Без знаний экономики трудно проследить соответствие принимаемых решений предполагаемому эффекту, - говорит Сергей Викторович Алимов. – Отчитываясь на балансовых комиссиях, руководители филиалов понимали, какая ответственность ложится на них. Они проникались важностью обсуждаемых вопросов и необходимостью их глубокой проработки. И в скором времени это стало положительно отражаться как на производственных, так и экономических показателях их подразделений.

Безусловно, возрос общий уровень подготовки и квалификации наших руководителей. Они стали востребованными в «Газпроме».

В декабре 2000 г. генеральный директор «Тюментрансгаза» П.Н. Завальный, учитывая высокий профессионализм своего заместителя по эксплуатации компрессорных станций, назначает Сергея Викторовича Алимова главным инженером - первым заместителем.

«А вместе с этим возрос и объем вопросов, которыми нужно было заниматься, - рассказывает Сергей Викторович. – На тот момент нашему предприятию исполнилось 34 года. Некоторая часть агрегатов уже отработала более ста тысяч часов, или была близка к этому. А значит, нужно было серьезное внимание уделять вопросам реконструкции и модернизации основного и вспомогательного технологического оборудования зданий и сооружений.

Нужно было исходить из того, что "Тюментрансгазу" по объему разведанных запасов газа жить еще, по меньшей мере, 35-40 лет. Понимая это, мы ставили перед собой цель усовершенствовать производство, повысить его эффективность, экономичность и надежность. Причем, во главу угла ставились вопросы как надежности, так и экономической целесообразности. Это принципиально важно, так как любые затраты, которые мы несем, должны быть экономически оправданы.

И нам многого удалось добиться, и в первую очередь потому, что наши усилия были объединены. Была расширена номенклатура всех видов ремонтных работ на технологическом оборудовании, в плановом порядке стали выполняться графики капитальных ремонтов ГПА. За счет развития стройиндустрии, - купили оборудование, технику, обучили людей, отработали технологию, - вышли на ремонт в 2002 году 100 километров, в 2007 году – 500 км магистральных газопроводов».

В 2007 году Сергея Викторовича пригласили работать в Администрацию ОАО "Газпром" на должность заместителя начальника Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа. Это было одновременно и почетно и крайне ответственно.

«За долгие годы работы в «Тюментрансгазе» я настолько слился с коллективом предприятия, что просто естественным образом чувствовал себя неотделимой частицей этого огромного организма. И, конечно, расставание с ним было для меня очень тяжелым, - вспоминает Сергей Викторович Алимов, - Но потом пришло понимание в сердце, что «Тюментрансгаз» это только часть большого «Газпрома», в администрацию которого я переходил на работу. А значит и родной «Тюментрансгаз» никуда из моей жизни не уйдет!

Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с прекрасными людьми, профессионалами своего дела, настоящими патриотами замечательного предприятия! Сегодня это «Газпром трансгаз Югорск»!

И, находясь сегодня далеко от Югорска, я продолжаю ощущать поддержку и внимание настоящих газовиков!


Рецензии
Иван, здравствуйте!
Хочется начать свой отзыв со слов Вашей публикации - я благодарен судьбе! Благодарен за то, что познакомился с Вами и с Вашими произведениями. Ваша публицистика про людей суровой, порой, опасно профессии - трогают. Написаны они замечательно и представляют собой историю. Спасибо!

Понравилось!

С уважением,

Владимир Войновский   06.02.2024 13:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.