К истории Кабарды и Черкесы тюрки

К истории Кабарды и Черкесы тюрки

"Известия Кавказского Отдела Императорскаго Русскаго Географическаго Общества", Том IV. Тифлисъ, 1875-1877.

Экстрактъ
       Нерегулярныхъ войск г. Генералъ-Майоръ князъ Бекови-Черкасский Бригадиру и Кизлярскому Коменданту Князю Оболенскому, на посланное сообщение от 19 прошлаго Апреля, въ сообщении своемъ Большой Кабарды о владельцахъ ниженаписанное объявитъ.
      Баксанской партии владельцы родилися отъ одного Кабардинскаго владельца Казыя, у которого были три сына, а именно: Атокшуки, и отъ онаго ныне имеется Баматъ Кургокинъ съ детьми; Джанбулатъ, отъ онаго ныне Арсланбекъ Кайтукинъ съ братьями и племянниками; Мисостъ и отъ онаго ныне Касай Атажукинъ съ братьями и племянниками.
 Жили оные все владельцы, как отцы, такъ и они нераздельно въ вершинахъ реки Баксана, вблизи урочища Пшишковъ (Кишибек-Х.Т.),  по 724 (1724-Х.Т.) или 725 (1725-Х.Т., с 1720 года с момента переселения на территорию Бештау Эл – Х.Т.) годы; а уздени техъ всехъ владельцевъ жили съ подданными своими по особливымъ мелким речкамъ порознъ.
 Потомъ между оными владельцами началася междуусобная ссора, почему предписанные владельцы Баматъ Кургокинъ и Касай Атажукинъ, согласисъ, привели Крымское войско и вышеписаннаго владельца Арсланбека Кайтукина, съ братьями и племянниками, съ вершинъ реки Баксана (район горы Кызбурун-Х.Т.) выгнали, который ушел житъ въ крепкомъ и тесномъ месте, на такъ называемой горе Кашкатовъ (Кашкатау), тому ныне осемънадцать летъ, и по той  горе Кашкатау владелецъ Арсланбекъ съ братьями стал называтъся у русскихъ Кашкатовскою партиею. (А оная гора Кашкатовъ не удельная его Арсланбека, а была она со всеми ея угодъями прежнихъ, на Терке живущихъ, выезжихъ Кабардинскихъ князей Казбулата Мусалова, Довея и Алдигирея Канбулатовыхъ, а по фамилии Идаровыхъ), (Айдаровыхъ-Х.Т.).
      Прежде чем продолжить текст письма от князя Бековича-Черкасского несколько замечаний по тексту.
      Из ранних источников известно, что переселение на указанную территорию состоялось в 1719-1720 гг. Из Письма кабардинских владетелей Петру I, 17 января 1719 г.:
 «А ежели, всемилостивейший наш государь, поволешь про нас, подданных рабов своих, ведать, и мы все кабардинские князи (князи- искажение в тексте, их называли «владельцы»-Х.Т.), слава богу живи в сих странах при долине одной горы обретаемся, бога прося о вашем здравии… А что мы с Крымом ссору имеем, о том изъяснели преже сего, и мы збежали от Крыма, отошли и ссорились…»,  сс.20-21,«Кабардино-Русских отношениях», 2 Том.
Первые упоминания о географии местности, куда бежали, кабардинские владельцы со своим народом даны в Письме №27 от 3 декабря  1720 года:
«Оное место, которое они представляют к городскому строению, называется Бештамак, лежит на устьях при реках Терке, Череке, Бахсене, Балке и малой речки Бахсаны…и оныя пять рек под тем местом Баштамаком (Бештамак-Х.Т.) совокупились вместе, и для того называетца то место Баштамаком (а по русски пятое)…», сс.28-30. КРО, 2 Том. Кабардино-Русские Отношения в XVI – XVIII в.», Том II, XVIII в. Издательство Академии наук СССР, Москва, 1957.
    Как известно по «Книге Большого Чертежа» 1627 года, кабардинцы обретались по левой стороне реки Терек:
«Книге Большого Чертежа» в разделе «Роспись реке Терку»: «л. 65 Река Терек потекла из реки из Кура [|**в ночь горы. А на низ по Терку, с левые стороны реки Терка, Кабарда.
А в Кабарде пала из гор в Терек река Ардан, протоку4 50 верст.
А от верхуа Терка, от реки Кура, до Кабарды, до Ардана реки 170 верст;
а от Ардана реки 20 верст пала в Терек река Агер; а ниже Агера пала в Терек река Урюх, от Агера 20 верст. || -л. 65 об. А ниже У рюха реки пала в Терек река Кизыл, от Урюха 20 верст.
А вниз по Терку по тем рекам 60 верст, а вверх по тем рекам до гор на 50 верст. ' А от Кабарды, от Киз-реки вниз Терком рекою, до усть реки Белыя, 60 верст, протоку Белыя реки 20 верст.»
      
Таким образом, переселение на новую территорию, которая по той же «Книге Большого Чертежа» 1627 г., назывались «Пятигорские черкасы» или же Бештау Эл – Пятигорская страна.

«Роспись по реке Терку»: «А в реку в Белую пала река Черем; а ниже Черем реки 20 верст река Баксан Меньшой. А ниже другая река Баксан Середнеи, 20 верст. || л. 66***Д ниже Баксана реки река Палк 20 верст; а сошлися те 4 реки все в одно место6 и от того7 потекла одна река Белая; а по тем рекам земля Пятигорских черкас. А протоку тех рек с верху до Терка 90 верст; по тем рекам8 Пятигорские черкасы…», сс.90-92. Сербина К.Н. "Книга большому чертежу"-Ленинград:Издательство АН СССР,1950. Река Белая она же Палк, она же Балык – Малка. В русской литературе река Балк часто встречается в написании, как «Балк». Мы напомним, что термин «черкес, черкас» имеет значение земледелец, оседлый человек, где (Чер-земля; Каз-Кас-копать; - с тюркского языка). Горные жители оседло жившие, их и называли черкесами (черкасами). Со временем термин «черкес» распространился и на кабардинцев.
    Теперь об одном мифе, которое, известно, как «Канжальская Битва – 1708г.», где небольшое ополчение кабардинцев, якобы  разбило 100 тыс. армию крымского хана  в местности Кёнделен (Къан жол), то есть в глубине расселения балкарского народа, носившего тогда название Бештау Эл.  Второе в этом мифе «Кабарда» стала независимой от Крымского ханства.
Как видно из приведенных  официальных источников, кабардинские владельцы сами привели Крымского хана, чтобы расправиться со своими соперниками Кайтукиными в 1719 г. Это означает, что кабардинские владельцы, со своим народом находятся все ещё под властью крымских ханов.  Именно, и такой факт наряду с другими источниками и подтверждает, что никакого сражения или битвы на горе Канжол или рядом не было. Следующий фактор, кабардинские владельцы  и в 1746 году (время написание письма князя Бековича-Черкасского) своей удельной землей не владели. В письме князя Бековича-Черкасского (а кабардинцы-князьями не поименованы, они «владельцы»). Кабардинские владельцы потомки Казыя.  Князь Бекович-Черкасский,  является родственником владельцу Кайтукину, но не по роду происхождения. Это видно и в Княжеском достоинстве. Не сродственники Казыевым детям и князья  Казбулата Мусалова, Довея и Алдигирея Канбулатовыхъ, а по фамилии Идаровыхъ. Напомним, что известный исследователь XVII в., Адам Олеарий, автор известной книги «Подробное описание Путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 годах» писал о Черкеских татарах, как о тюрках.
И среди тех, кого он описал, есть Мусал (Муцал – Х.Т.). Открывая завесу над этим именем скажем, что Мусал, Олеария, это – Муцал Камбулатович Черкасский, родной племянник Темрюка Айдарова, Пятигорского черкеса, того самого, который в 1557 году присягал на подданство Ивану Грозному, вместе с Тазритом Айдаболовым, балкарским таубием (горский князь), женатым на племяннице Темрюка, на дочери его брата Камбулата, сестре Мусала.

Адам Олеарий: «О черкасских татарах

Выше мы обещали на обратном пути остановиться на этих черкасах, так как, насколько нам известно, никто ни из древних, ни из новых писателей ничего особенного о них не писал. Скалигер, правда, упоминает о черкесах, но в очень немногих словах.

Он зовет их, как и Страбон, зигами.

Однако те, которых мы видели это скифы или сарматы каспийские. Главным городом у них были Терки.

Великий князь Московский военной силой покорил себе эти народы, населил укрепленные места русскими и предоставил черкасам жить вместе с ними в местечках и деревнях, причем под начальством князей и государей своей нации, которые являются присягнувшими вассалами великого князя и должны просить у него земель в лен. Но когда происходят важные разбирательства, то их приходится обсуждать с привлечением русского воеводы. Они платят великому князю дань, но не более того, чем нужно для содержания там солдат.
Мужчины большей частью крепкого сложения, черножелтого цвета и с несколько широкими лицами, но не столь широкими, как у крымских и ногайских татар; у них длинные, черные как смоль волосы; от лба через темя они выбривают себе до затылка полоску шириной с дюйм. Помимо этого они у себя на макушке (как мы видели у Мусала) дают свисать вниз небольшой изящно сплетенной косе. Скалигер плохо отзывается о черкесах и говорит: «Они вероломнее всех смертных и отличаются выдающейся безчеловечностью», что мы, пожалуй, могли бы сказать и об их соседях. Черкасы же теперь заметно мягче и ласковее, может быть, потому, что живут среди русских христиан и ежедневно с ними общаются.

Язык их общий с другими татарами, и почти все умеют говорить по-русски…»

Весьма важные сведения о «Черкесах» содержатся в фундаментальном исследовании 1663 года, «Родословная Истории о Татарахъ», Томъ I., Абулгачи-Баядуръ-Хана изданная при Императорской Академии Наукъ, в переводе с французского языка.      В  этой работе  в примечаниях французского издателя даны комментарии от издателя, и они очень ценны по своей информативности. «Татары живут во всем Севере Азии, и разделяются ныне на три разные народа,
 именно первое, из Татаръ особливо такъ названныхъ;
второе, на Калмыкъ;
третье, Идолопоклонническихъ народов, которые разсеяны по всей Сибиръ, и по берегамъ Ледовитого моря, хотя бесспорно, они произошли от Татаръ; однако не приемлютъся ныне за часть Татаръ но шитаются за дикие народы…»
При перечислении Татарских народовъ называются: «Каракалпаки, которые живут около реки Сирръ, къ Сету от Каспийского моря, а къ Норду отъ Хивинскихъ  Татаръ.
Казачья орда, которая живёт около реки Эмбы, къ Нордъ – Осту отъ Каспийского моря.
Нагайские Татары, которые живут между реками Волгою, и Яикомъ, къ Норду от Каспийского моря.
Башкирские Татары, которые живут  около Орловскихъ горъ на Осте отъ реки Волги.
Уфимские Татары, котрые живутъ въ царстве Казанскомъ, къ Норду от башкирцевъ, между рекою Волгою, и Орловскими горами.

Черкесы, которые живутъ къ Весту отъ реки Волги, и къ Нордъ-Весту от Каспийского моря (Эти Черкесы названы татарским народом-Х.Т.).
Татары, которые живутъ къ зюйду от Черкесъ, къ весту от Каспийского моря. Кубанские Татары, которые живут по берегам Кубани реки между озером Меотическимъ, и Чёрным моремъ при горахъ Кавказскихъ…
Платье их различное, по различию местъ, на которыхъ они живутъ: ибо те, которые живутъ около границъ Персицкихъ, и Индийскихъ, подражают в платье темъ народамъ; другие живутъ при границахъ Российскихъ, носятъ платье подобное Российскому; а которые, наконецъ,  живутъ около границъ Турецкихъ, то у нихъ во всем платъе с Турецкимъ…», сс.19-21.
    Сказанное о князьях Черкасских подтверждает и книга «Российская  Родословная Книга» издаваемая Князем Петром Долгоруковымъ. Часть 2. САНКТПЕТЕРБУРГ. Печатано въ Типографии Эдуарда Веймара. 1855.
«Князья Черкасские. Князья Черксские были разнаго происхождения; собственно такъ называемые князья Черкасские – потомки  Кабардинского владетеля Инала…
Они никогда не признавали своими однородцами ни князей Ахамшуковыхъ-Черкасскихъ, ни князей Егуповыхъ-Черкасскихъ. Также и въ отношений къ князьям Бековичамъ-Черкасскимъ нетъ решительно никакого доказательства, чтобы они происходили от султана Инала…», сс.36-45. Дополним, что мы продолжим наш рассказ о подлинных потомков Инала, которые и есть тюрки. 
      В Кабардино-Балкарии распространенной легендой является, что родина князей Бековичей-Черкасских это современный Чегемский район, но это всего лишь легенда. Истина в том, что родиной князей Бековичей-Черкасских является Кизляр, откуда и князья братья Горичи-Басиятиды. Об этом у нас будет отдельная тема.
    Продолжаем цитировать «Экстратъ» князя Бековича-Черкасского: «И жил оной владелецъ Арсланбекъ на той горе Кашкатавъ (поселок Звездный в Чегемском районе-Х.Т.), во утеснения отъ Баксанской партии, летъ с десятъ; потом вышелъ изъ того места на реку Генже (Кенже-Х.Т.), на которой жил три года, а потомъ перешел на речку Шелука (Чабаклы-Х.Т.) на которой жилъ четыре года, а прошлаго 744 (1744-Х.Т.) оттуда перешел въ вершины реки Кумы во владениежъ свое, во Абазинские шести околотки (Алты кесек-Х.Т.), где и поныне жительство имеетъ; а знатныя ихъ партия узденские, Куйденотова фамилии, съ вышеназванной речки Шелука, съ нимъ, владельцемъ Арсланбекомъ въ вершины реки Кумы не переселялисъ, а живут на предъявленной речке Шелука и поныне, только у оныхъ Кашкатавской и Баксанской парии владельцевъ какъ по Баксану, так и по прочим речкам места и вотчины и поныне нигде не разделены (кабардинцы, ведущие полу- кочевой  образ жизни  не имеют частной, личной земельной  собственности и поэтому, не определены границы между фамилиями –Х.Т.). И хотя владелецъАрсланбекъ съ братьями и племянниками, чтобы поселиться ему въ вершине на реке Баксан (в районе горы Кызбурун-Х.Т.) и проситъ однакожъегда въ томъ же месте его поселиться допустить, то съ Баксанскою партиею неуповательно, чтобъ безъ ссоръ происходило, и конечо оное въ вершинахъ на реке Баксанъ (у горы Кызбрун-Х.Т.) Арсланбеково поселение  Баксанская партия себе за неудовольствие причитатъ будетъ, и въ томъ конечно возможенъ воепоследоватъ  Ея Императорскаго Величества интересу неполезное следствие. А на реке Шегемъ (Чегемъ) или Кизбурунъ конечно ему, Арсланбеку, со своею партиею, хотя Бамат Кургокинъ и Касай Атажукинъ со своей партией злобятъся на него, Арсланбека, и въ техъ местахъ, чтобы он поселился и не пожелаютъ, 
- и  поселяться позволитъ надлежитъ. Також, ежели ему, Арсланбеку в техъ местахъ поселиться позволение не дано не будетъ, то ему поселиться никакого способнаго места къ поселению инде нигде не имеется; а въ Кашкатавъ, яко не въ свое место, паче-же к житию ихъ тесное онъ Арсланбекъ, съ нвнешняго изъ Абазовъ места подлинно уповаетъ, что переселятъся не будет; неотдание-же техъ его собственныхъ Кизбуруна или реки Шегема желаемыхъ местъ, онъ за великое огорчение причитатъ будетъ…», сс.140-141. Известия Кавказъскаго отдела.
Что из этого истекает из того положения, что две кабардинские партии по владетелям: Атажукины и Кайтукины в 1720 г., разделились на две враждующие фамилии. Их вражда продлится практически 100 лет.

   К примеру, один штрих об этой вражде:

«Дневник майора Татарова, веденный в Кабарде в 1761 году.

      В 1761 году из Кабарды прибыло в Кизлярскую крепость несколько узденей и почетных старшин. На лицах этих отважных джигитов тогда незаметно было той отчаянной храбрости, с какою всегда бывало они являлись к Кизлярскому коменданту. Душевная тревога сменила теперь удальство, их взгляды доказывали, что они приехали не с добрыми вестями. Все это передано было коменданту, полковнику Дебоксбергу, который тотчас же велел ввести к себе прибывших узденей и старшин.
     Кабардинские посланники молчаливо, с поникнутой головой, вошли в комендантские покои и на вопрос Дебоксберга: что скажете? Тревожно отвечали, отвесив низкий поклон: Аллах велик! Нас выгоняют. — Удивленный комендант обратился к ним с новым вопросом: кто, откуда? — Помоги! Сказали Кабардинцы. Бамат-Кургока и Касай-Атажука хотят сделать на нас нападение и разорить наши жилища. — Тогда комендант догадался, что настоящие посланники принадлежали к каштатовской партии и что у них в Кабарде снова разгорается домашняя вражда, которая окончательно расстроила между Кабардинцами общественный порядок.
Князья каштатовской и баксанской партий, грабя и разоряя друг друга, старались один другого унизить в глазах народа.
Увлеченные алчностью к добыче и властолюбию, они наконец до того обессилили себя, что не находили средств продолжать у себя ссору вооруженною рукою, и поневоле обратились с жалобами к Русскому правительству.
Правительство наше, приняв участие в жалобах кашкатовской и баксанской партий, главное внимание обратило на то, чтобы помирить их между собою.
Для этого очень часто от Астраханского губернатора и кизлярского коменданта посылаемы были в Кабарду особые чиновники, для разбора их жалоб и примирения. Иногда удавалось достигнуть последней цели, но только ненадолго. Как скоро одна из партий сколько-нибудь почувствовала свои силы, тотчас же возобновляла войну. Обиженные являлись в Кизляр или Астрахань с новыми жалобами, и беспрестанно партии обвиняли одна другую в несправедливости, в измене Русскому правительству и привязанности к крымскому хану…»
Из публикаций  Муслима Мурдалова. ISBN 978-5-0050-3755-8.Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.Материалы к истории народов Северного Кавказа. Редактор-составитель — Мурдалов Муслим Махмедгириевич соискатель степени кандидата исторических наук, научный сотрудник КНИИ (РАН) им. Х. И. Ибрагимова.


    То, что на поверхности лежит, это то, что обе кабардинские партии собственных земель не имели. А территория их расселения им мала и это означает, что и на этой территории на птичьих правах. Это к тому, что сегодня в кабардинской исторической литературе «Кабарда» рисуется огромным государством. И что они свои земли уступили балкарцам, карачаевцам, осетинам и др.  Все документально.

    Мы писали об этом. Напомним и сейчас.

Сегодня балкарцы,  как народ, живущий в единой республике с русскими, кабардинцами и другими народами, не претендуют на раздел республики на части. За исключением, балкарцы на момент насильственной депортации 8 марта 1944 года, имели 4 административных районов, которые на сегодня эти районы не восстановлены. Восстановление этих районов Балкарии необходимое условие политической и юридической реабилитации балкарского народа.

Хадис Тетуев, общественный деятель, 22.09.2022г.


Рецензии