Про грибы

Было время, лет тридцать назад, когда я очень любила ходить по грибы: по выходным, во время прогулок по лесу, нога за ногу - что попадется в корзинку, от того и радость.  По возвращении трофеи сдавались в общий котел и оперативно   утилизировались женской половиной домочадцев, проводившими на даче все лето. По будням дед Ваня пополнял общую копилку запасов. За сезон вся родня была отоварена грибными разносолами для застолий вплоть до весны.  Теперь прежнего удовольствия от сбора грибов я не получаю, поскольку заниматься ими, кроме меня, уже некому. Тут одно из двух – или собирать, пока в глазах не зарябит, или у плиты стоять до умопомрачения. Выходные пролетают как мгновение, поэтому каждый раз ни на что другое, кроме как отварить их для заморозки впрок, в голову не приходит. Ума не хватило в свое время записать наследные рецепты, тогда казалось, что родители будут жить вечно, так что остались одни гастрономические воспоминания.
Вот и на этот раз, приехав в пятницу на дачу, я сдержанно выслушала от мужа о мифическом, со слов соседки, «море белых грибов», на провокацию не поддалась, перечислила дела, которыми, кроме меня, заняться некому, и благословила его наутро насладиться одиночеством в лесу – без меня. На том и расстались. Вернулся он, не пишут ли, «усталый и довольный», миф почти обернулся реальностью: корзина была полная, только боровиков было всего несколько штук, остальное – все, что попадалось, ничем не пренебрег. Поел-попил и с чувством выполненного долга к телевизору. Все остальное – мне.  Впрочем, оно и к лучшему, чтобы не бился за каждый забракованный мной гриб. У меня грибы должны быть чистыми, муж же считает, что белок полезен в любом виде и придираться ко всякому червячку – это перебор.
Я впряглась в сортировку, до ночи нужно было перебрать всю корзину и может даже успеть отварить их. Впрочем, круглая луна, от которой уже вчера не спасали зана-вески, все равно не даст заснуть.
Когда все вокруг было заполнено емкостями с грибами, решив передохнуть, я вспомнила про жену Сашиного друга: вот с кем нужно поговорить, она кулинар опытный. Правда, давно не слышно было о них ничего. И московский телефон не отвечал, тоже, наверное, на даче. 
Заглянула в комнату.
- Саш, ты мне Славкин мобильный дай, у Ирины рецепт какой-нибудь спрошу.
- Пиши, только не уверен, что он ответит на незнакомый номер, если Ирка рядом.
- Что, рыло в пуху? Диктуй.
Ответил женский голос, видимо, Славкины абоненты у жены под жестким контролем. Я обрадовалась:
- О, Ирин, на ловца и зверь бежит, ты мне и нужна, привет! - Закрывая дверь в комнату, шепнула - «дозвонилась!», и в трубку: - Ир, это Наташа. Слушай, дай рецепт, как ты грибы делаешь.
В ответ тишина. Ну, правильно, надо ж объяснять по-человечески.
-  Сижу тут на даче, перебрала целую корзину, чего дальше делать не знаю. Вспомнила, как мы лет десять назад ездили к вам на опята. Ты тогда как-то без особого усердия, между застольем, грибы отварила, разлила по банкам и закатала.  Мы потом твою подарочную баночку в Новый год благополучно съели – вкусно, и живы остались!  А то, как грибной сезон начинается, так со всех щелей ботулизмом стращают – боязно экспериментировать.
На другом конце провода, после продолжительной паузы, вяло откликнулись:
- Ну, не знаю, обыкновенно.
Видимо, все-таки я поздновато, двенадцатый час уже. Чувствую, душевного разговора не получится. Ладно, тогда коротко и по существу.
- Ир, меня в основном интересует – ты их стерилизуешь?
- Да нет, кипящие заливаю до краев и закатываю.
- А специи какие? Сейчас стали продавать готовые наборы сухих специй для огур-цов-помидоров, для грибов – не пробовала?
- Да нет, я так, горошек черный, гвоздику…
- А уксус добавляешь?
- Одну ложку под крышку, перед закаткой, 9 процентов.
- Ага, то есть, с уксусом не кипятить, а просто в банку. А лавровый лист?
Ирина, в сторону:
- Мы лавровый лист в грибы кладем?
Мужской голос, слышу:
  - Нет, не надо.
Ба, с каких это пор Слава стал экспертом по засолке грибов – насколько помню, всегда ими только закусывал.
- А укроп, чеснок? – допытываюсь.
- Можно…
В принципе, ничего нового, то же, что в кулинарных книгах и в Интернете, позвонила так, думала, пообщаемся.
- Ой, не знаю, получится ли в военно-полевых условиях, - засомневалась я. - Наверное, опять отварю и в морозилку кину, может, не успеют на даче свет отключить до отъезда, у нас тут перебои часто бывают.
Ирина слегка оживилась:
- Ты только отваривай крупно, не вываривай их.  Лучше потом, когда будешь готовить, порежешь мельче, как разморозишь. Отвари сегодня, до утра остынут – на дуршлаг, в пакет и в морозилку. Бульон процеди – и тоже в пакете заморозь. Зимой выручает.
Похоже, ей тоже не чужд способ заготовки для ленивых хозяек.
- Да я их пока рассортировала, сейчас буду выбраковывать.
- А ты не парься сильно, клади их в холодную воду, только не соли сразу. Тут, главное, терпения набраться и с самого начала не отходить от плиты, пока всю пену не снимешь, с ней много чего выплывает. А уж тогда посоли покрепче и специи добавляй.
- Ну ладно, Ириш, спасибо. – Пора было разговор сворачивать. Напоследок поин-тересовалась: - Вы на даче-то капитально зависли, до осени, в Москву не выезжаете? А то, может, выберетесь как-нибудь в гости? Вам тут до нас по бетонке ехать-то всего ничего.
В ответ – опять тишина.
- Алло, Ир!
Пауза.
- Простите, а я не узнаю - я с какой Наташей разговариваю?
Тут уже у меня екнуло – а я тогда с кем, куда попала?
- Это Наташа Калинина.
- Не знаю такую.
- А Сашу-то моего знаешь?
- Нет.
- Ир, но мужа-то твоего, надеюсь, все еще Славой зовут?
Ирония не спасает.
- Нет, Игорем. Но я – Ирина…
Полный абзац – вот тебе и полнолуние!
- И куда же я тогда позвонила?.. – энтузиазма у меня поубавилось. - Ой, ну, изви-ните за поздний звонок!.. Но все равно, за рецепты и советы спасибо!
- Спокойной ночи…
Интересно, что ее в нашем разговоре насторожило, и в какой момент закрались сомнения, что я не из числа ее знакомых?  Правда, это не помешало ей поделиться непонятно с кем своими навыками, и на том спасибо.
Ну, сейчас кое-кому по рогам настучу! Телевизор не работал, луна мужу не помеха, он уже засыпал.
- Саш, ты чей телефон мне дал?
- А ты какой набирала?
- Какой диктовал!
Оказалось, вместо девятки я в конце   нажала на тройку. Перезваниваю. Слава трубку взял сразу.
- Слав, привет, это Наташа, - с ним мы общаемся чаще, чем с Ириной, по голосу должен узнать. -  А я тебе уже второй раз звоню, - и в подробностях ему все изложила.   – Давай теперь все-таки у Ирины узнаю ее вариант засолки.
Славка, сквозь смех:
- Ириш, иди, тебя Наталья.
- Какая Наталья?
Слышу, Слава вполголоса разжевывает:
- У Саши Вдовина брат есть, Миша, это жена его – про грибы чего-то спросить
хочет.
- Сам он «мишина жена»! – это я уже Ирине в трубку. – Ир, она хоть тоже Наташа, но я – та, которая 30 лет с Сашей, а не с Мишей. Привет!
Ну и дальше обо всем во всех подробностях. У Ирки в ночи жизненных сил на разговор оказалось побольше, чем у ее тезки, история ее повеселила, и мы мило побеседовали, несмотря на поздний час. Рецепт засолки, кстати, у них оказался одинаковым – без лаврового листа и уксус под крышку…
А потом говорят, что юмористы всё придумывают!


Рецензии