Рефлексия по поводу информации о мобилизации

Рефлексия по поводу информации о мобилизации.

   Что же получается, теперь вследствие мобилизации, пусть и частичной, а не всеобщей, не только воины по призванию и профессии будут убивать солдат противника, но и обычные граждане, ставшие под ружьё? Пахарь меняет серпы на мечи, писарь откладывает перо, тракторист пересаживается в танк, менеджер и бизнесмен остаются не при делах, и все они превращаются в воинов? Ну а что в этом такого, если так всегда и происходило. Тысячи лет велись войны в мире. В чём, собственно, проблема? Труженик становится воином-защитником. Или ты думаешь, что праздник "23 февраля" только формальное мероприятия, когда мужчинам дарят носки и наборы для бритья? Зря что ли внушали мужчинам, что они защитники. Теперь вот пусть отрабатывают подарки и поздравления. Ладно, без шуток - это гражданский патриотический долг - родину и Отечество защищать, а заодно родных, землю, культуру, традиции и ценности, а уж затем, в конце списка, правителей, власть и государство. И это не только культурный код, а гораздо глубже в нас, очень древнее правило, берущее начало в животной природе. Если так заведено в природе, то так устроен и мир.

Но вроде ж как-то не по-божески? Супротив заповедей. Да и не по-человечески это.
А когда заповеди мешали человечеству предаваться греху, заниматься мирскими делами по мирским понятиям и следуя мирским законам? Выполнять заповеди должны стремиться праведники. С точки зрения гуманистических идеалов, с нравственных позиций и некоторых религиозных убеждений убийство – это грех, это неправильно и вредно для личности человека, для здорового общественного устройства. Но есть и другие точки зрения, позиции и убеждения. Вопрос не только в том, хорошо это или плохо, а и в том, что такие чрезвычайные действия становятся необходимыми, являясь неизбежными. Война, как это не странно прозвучит, не является абсолютным злом, в ней сокрыто много всего, что является необходимым для раскрытия потенциала человека и для изменений в мире тех формаций, которые не удалось изменить другими средствами. Это социальный инструмент. А цели и задачи у противников разные, общее же в том, что при помощи войны каждый хочет добиться преимуществ для себя, оказаться в выигрыше, то есть победить.
 
   Я сейчас не об идеологической подоплёке конфликта между Россией и Западловым миром, а о моральном выборе и поиске личных оснований для смены мироощущений. Да и не факт, что война, будучи антигуманной, не имеет гуманистической направленности и не нацелена на утверждение жизнеутверждающих идеалов и общечеловеческого блага.

   Убивать людей придётся? Если ты не воин, то это страшно. И непривычно. Для многих, это преодолимо, и тогда убийство – навык, умение и дело привычки. Но способность, готовность убивать связана с готовностью умереть. Готовы ли мы умирать? Во имя чего? Для кого моральный выбор является непреодолимым препятствием, те проявляют другие качества: или более низменные, или более благородные и возвышенные. Что ужаснее: убивать других или умереть самому? Об этом психологическом фоне, о человеческих драмах и трагедиях есть много книг и фильмов. Приведу один, всплывший в памяти: «Восхождение» Ларисы Шепитько.
 
   Понятно, что нам противостоит идеологический противник, даже враг - та сторона конфликта, но, всё же, не все ведь там нам враги. Мы привыкли видеть за стенами наших домов соседей, вступать с ними в отношения, договариваться, сотрудничать, или в крайнем случае, ссориться, для нас они всё ещё люди, а не враги. И вообще, это тяжёлый моральный выбор, внутренний конфликт - убить другого человека. Даже драться не все могут. Каждый ли сможет преодолеть в себе этот барьер? Многие ли? А я смогу, если что, если вдруг...? Это же должен выйти наружу из человека дикий зверь, чтобы смочь, или как? Разбудить "ген насилия, агрессии, жестокости", активировать спящую программу убийства. Наверное, этот ген есть в каждом. В себе эти проявления неоднократно обнаруживал, чего уж там. Я же могу раздражаться, негодовать, ненавидеть, проявлять агрессию в отношении других людей, к животным, нападающим на меня, даже в отношении себя, так что стоит, всего лишь, сильней нажать на эту "кнопку" – и вот ты уже пересёкший черту. Обстоятельства и нажмут, прижав тебя к стене, не оставив выбора и сомнений: или ты, или тебя. Кто будет жить дальше ещё какое-то время, а кто умрёт прямо сейчас. Нас ставят в такие условия, что деваться некуда. К тому же идеология, работа пропаганды, общественное мнение и прочие механизмы, по принципу "кнута и пряника". Хочешь - не хочешь, а встаёт выбор: бить или не бить, быть или не быть, убивать - не убивать. Да и множество других сопутствующих выборов. Помучается человек, а потом махнёт рукой: была не была, будь что будет, где наша не пропадала!

   А с другой стороны, это сомнения и рассуждения "вшивого интеллигента", рефлексирующего индивида, и эти метания и стенания вовсе не свойственны для подавляющей массы граждан, для которых подобный выбор довольно прост, кто не будет заморачиваться. Это какая-то "достоевщина" вперемешку с "толстовщиной". Ты и курицу убить не можешь, и свинью заколоть, и птичек жалко. Но это не мешает тебе употреблять мясо убитых животных в пищу. Ешь убиенных без слёз и соплей, а с удовольствием и аппетитом. Потому что склонен к насилию, агрессии, есть в тебе и жестокость, и чёрствость, работают механизмы вытеснения. Не каждого убийцу замучает совесть. Но проверять на себе, всё же, не хочется, насколько сильными в тебе могут быть угрызения совести.

   Люди всегда на протяжении известной нам истории воевали и убивали, значит, это им присуще. Да и ты не Будда, Христос, Толстой или Ганди, даже не их последователь. Ты обыкновенная "тварь дрожащая", которая не хочет быть убитой и боится применить силу. Ни силу со знаком "+", ни со знаком "-". Возможно от того, что и нет в тебе достаточно силы для некоторых видов деятельности и действий. Ведь если не хочешь и не можешь ненавидеть и убивать, то имей силу, способность и желание полюбить и творить добро. Да, война. Да, болезни, голод, лишения и беды. Эка невидаль! А ты люби. Ты же ищешь мудрости во всём, так почему бы не поискать её и в страшных вещах? «Есть время войне, и есть время миру». Видимо, время мира вышло, назрели кардинальные и радикальные перемены в мире. Даже лично тебя многое не устраивало в том мире, в котором приходилось жить, и назвать «миролюбивыми» происходящие процессы в обществе и между государствами мог только «испанец» или наивный человек. Принимай любые условия, обстоятельства и ситуации как данность, и в этих изменяющихся условиях учись любить безусловно. В любых условиях, при любом отношении к тебе со стороны людей, люби этих людей, посланных тебе в помощь, в обучение, воспринимай их как безличную возможность любить, а потом уже применяй это как способность любить каждого конкретного человека. Не можешь убить - люби. Боишься, что убьют тебя? Значит, нет в тебе принятия, смирения, доверия, любви, а есть страх, злость и ожидания. Возлюби и врагов как самого себя. Люби, угрожающих тебе потерей имущества, здоровья и жизни. Тоже не можешь? Ёшкин кот! Тогда беги! Убегай, прячься, ищи защиты у сильных. Всё просто: бей, беги, люби. Война - это лакмус, чтобы проявились твои человеческие качества, чтобы обозначилась твоя сущность.

   Придётся убивать? Да, многим придётся это делать, пройти через это. Вопрос не в том, правильно или неправильно совершать подобное, а в том, что это необходимость. Нажать на кнопку в человеке, которая заставит его нажать на курок довольно легко. Людьми с лёгкостью можно манипулировать. И неважно, где объявлена мобилизация – на Украине, в России или в европейских странах, подобные мысли, настроения и мироощущения могут возникнуть у каждого здравомыслящего и хоть немного чуткого индивида. Общих ответов нет, нужно искать свой смысл в происходящем, чтобы он помог совершить каждому необходимые действия.

21.09.22               


Рецензии
Привет, Жорж!
Ты, как всегда, накрутил «по самое не хочу». В реальности всё совсем не так, как на самом деле.
Триста тысяч мобилизованных, это ОДИН ИЗ ПЯТИСОТ жителей страны, то есть ноль целых две десятых одного процента.
Все они отслужившие в армии молодые мужчины востребованных специальностей. То есть НАРОД в самом классическом понимании. Убивать врагов они будут с расстояния двадцать километров при помощи артиллерии. Последние данные. На шестьдесят тысяч убитых и сорок тысяч раненых врагов, у нас убитых шесть тысяч. То есть непосредственно с противником «лицо к лицу» встретятся только члены похоронных команд, которые будут оформлять санитарные захоронения брошенных врагом трупов.
Ты, Жоржик, человек с глубокой внутренней духовностью. Но таких очень мало. Большинству, чтобы зад зимой не замёрз, осуществить приём пищи, использовав в качестве коврика ещё не остывший труп товарища, с которым шёл в атаку, не проблема!
А «минималка» в двести тысяч каждый месяц душу греет мощнее любой рефлексии. За такую зарплату можно на квартиру и в Москве заработать. А в провинции скупать целые улицы.
В общем, дружище, «у нас всё получится», не парься. Мир проще, чем стенания поэта.
Однако и без стенаний нельзя. Кто же тогда будет звать нас к Добру?!
Всегда на связи, твой ЛЕВ!

Лев Хазарский   22.09.2022 15:03     Заявить о нарушении
Привет, Лёва! Согласен, что я излился не по существу текущего вопроса, как оно обстоит с конкретной частичной мобилизацией для продолжения СВО в данный исторический период в данной стране, а текст, скорее ассоциативный и асоциальный, чем аналитический и остросоциальный. Благодарю за отклик и замечания. Но я и не ставил задачу высказаться о происходящих событиях с баррикадных позиций, а выразил точку зрения человека слегка потерявшегося в событиях, блуждающего в собственных проекциях, концепциях и интерпретациях, и, как ты точно уловил и подметил, это позиция наблюдателя, более склонного к наблюдению за собой, чем следить за внешними событиями и быть их достоверным изобразителем. Нисколько не претендую на знание того, как "на самом деле" и даже не особо интересуюсь внешней стороной происходящего, которое, отчасти, является производным от внутреннего конфликта в человеке, который чаще всего многими неосознаваем. Мне бы разобраться внутри себя с теми субличностями, которые борются во мне на внутренних баррикадах, помирить их и обрести покой и гармонию. Мой текст - мутной воды психологизм, субъективизм и попытка не потеряться в пост постмодерне, не растерять гуманистические ценности, оставаться живым человеком, искренним собеседником, прозорливым мистиком и пытливым мыслителем.
Да, я всё несколько усложняю, так уж устроен. Скромно надеюсь, что моё присутствие на Прозе привносит толику разнообразия в этом калейдоскопе авторов и читателей.
Лев, искренне рад, что ты жив, бодр и полон оптимизма, и пусть твоё мощное жизнелюбие, ясный критический взгляд и жгучий глагол с набором прилагательных повергает врагов в панический ужас и в бегство. Чувствуется, что у тебя есть порох в пороховницах и мускулинность в ягодицах. Значит, Новая Хазария обретёт в твоём лице своего трибуна.
Вспомнил мультфильм. Если я Ёжик, то ты Медвежонок. Мы друзья. Хорошо, что мы есть.

Жорж Ёжиков   22.09.2022 23:59   Заявить о нарушении