О нападении руссов на Царьград в 626г

О нападении руссов на Царьград в 626г.
А тото бляго сутратiхом отъ Хъзяроу...по вЪцi Трояню якi...првЪ насадiсе со сынi сва а внуцi протiвне рещену Вещем
А тото благо утратили от Хазар
***
В древности на Русь из Византии попала повесть о нападении персов и их союзника - скифского воеводы (кагана) на Царьград в 626г. Известна она по старославянским рукописям XV-XVII вв. (1)
Аналогичная повесть была переведена в 1042г. с греческого на старогрузинский язык Георгием Мтацминдели на Афоне (2). И в названии грузинской рукописи (Осада Константинополя скифами, кои суть русские) и в самом тексте имеется указание на то, что осаждавшие в 626г. Константинополь скифы были русские, государь которых назывался хаканом (3).
Текстуальное сопоставление повести об осаде Константинополя в 626г. по старославянскому и старогрузинскому переводам приводит к мысли о их происхождении от общего греческого источника, датированного ранее 1042г. Действительно, оба перевода восходят к оригиналу повести, написанной в VII в. очевидцем и современником событий Феодором Синкеллом (4)...
1. Сказания о Царяграде по древним рукописям. СПб., 1868. с.11-39; Калайдович К., Строев И. Обстоятельное описание славяно-русских рукописей, хранящихся в Москве в библиотеке гр. Ф.А.Толстова. М., 1825. с.124; Описание церковнославянских рукописных сборников ими. публичной библиотеки - Сост. А.Ф. Бычков. СПб., 1882. Ч.1. с.73.
2. Осада Константинополя скифами, кои суть русские, и поход императора Ираклия в Персию - Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1912. Вып. 27. с.8-61
3. Там же. с.15; Джанашвили М.Г. К материалам по историческим древностям Грузии и России: Заметки. Переводы и комментарии. Тифлис, 1912. с.117
4. В. Васильевский. Авары, а не русские, Феодор, а не Георгий: Замечание на статью X.М. Лопарева // ВВ. 1896. Т.3, вып.1. с.90-92
...Таким образом, рассмотрение всех известных источников (византийских, старославянских и старогрузинских) позволяет сделать вывод о том, что вероятными участниками осады Константинополя в 626г. были восточные славяне (русы) из Среднего Приднепровья, которые пришли под Царьград морским путем на ладьях-однодеревках. Это был один из первых походов Руси на Константинополь   
Я.Е. Боровский. Византийские, старославянские и старогрузинские источники о походе русов в VII в. на Царьград. - Древности славян и Руси. М.: Наука, 1988, с.114-119
http://krotov.info/history/07/pelican/boro1988.html
http://antika24.ru/plemena-kavkaza.html
Не нужно забывать, что нашествие Аваров на Константинополь при Ираклии было не однажды, что осаде 626-года предшествовал набег 619 года…
Вот что рассказывают составитель Пасхальной хроники и патриарх Никифор в своей истории, согласуясь в общем, и дополняя взаимно друг друга в подробностях: В одиннадцатый год царствования Ираклия, что соответствует 619-му по P.X., предводитель аварской орды, наводившей в продолжении нескольких поколений ужас на Византию, обратился к царю Ираклию с предложением личного свидания для заключения мира и для скрепления дружбы и союза. Предложение было принято, назначено место для съезда вблизи так называемой Длинной стены, возведенной некогда царем Анастасием...
c.94
В. Васильевский. Авары, а не русские, Феодор, а не Георгий: Замечание на статью X.М. Лопарева // ВВ. 1896. Т.3, вып.1 (pdf 30Mb), с.93-94
http://www.byzantium.ru/library/lib.php?id=216
Среди сохранившихся источников мы находим в тексте Грузинского сборника 1042г. под 622 и 626гг. сообщения св. Георгия Мтациминдели, что император Ираклий за большую сумму уговорил - сквифов, кои суть русские - не тревожить империю и не нападать на Константинополь. Однако русские не послушались и в 626 году  - вся сила Греческого царства была унижена и сокращена персами и скифами, кои суть русские
...Грузинская повесть рассказывает следующее: Все море вокруг города наполнилось вражескими лодочками; каждая из них выдоблена была из одного цельного дерева и на их варварском языке называлась моноксвило. С суши же конные и пешие воины приступили к городским стенам и стали биться с горожанами. Они спешили, подавая помощь друг другу с обеих сторон (с суши и моря), чтобы всячески ослабить город, взять его, покорить, сокрушить и опустошить.
...Грузинская повесть рассказывает: Не прошло и трех дней после учинения персами и скифами пожара и разорения по наущению дьявола, как опять поднялся хаган, глава скифского народа, и со всеми своими воинами бросился на город и осадил его. Отряд же скифов состоял из несчетного числа воинов, приготовленных к бою, вооруженных и крепких. Самое меньшее, скажу, чтобы знать истину, их было приблизитоельно столько, что на одного христианина варваров-скифов приходилось человек десять
Ю.К. Бегунов. История Руси. Глава 13. V,VI
https://begunov.spb.ru/indexf6c5.html


Рецензии