Познавать себя Глава 5 психологическая работа 2
В ситуации, когда боец рвётся в бой, охваченный слепой яростью, недооценивая соперника, он может стать лёгкой добычей для спокойного и расчётливого бойца. Так же лёгкой добычей для соперника может стать и тот спортсмен, который не справился со своими переживаниями и стал слишком вялым и неуверенным в своих силах, так сказать перегорел перед поединком. Если же спортсмен перед поединком спокоен, уверен в себе и положительно настроен на бой, наставнику остаётся только помочь своему ученику, пребывая рядом с ним в том же спокойном расположении духа, излучая вокруг себя атмосферу уверенности и гармонии. Психологическое состояние наставника так же влияет на психологическое состояние спортсмена. Какую атмосферу принесут с собой наставник и ученик на соревнования, такой результат они и будут пожинать.
В некоторых случаях соперник осознанно проявляет сильную агрессию, таким образом, атакуя своего противника на психологическом уровне. Если спортсмен поддастся воздействию такой психологической атаки, он рискует потерять контроль над своей уверенностью из-за появившегося чувства страха, что в свою очередь может парализовать его технический и физический функционал.
Наиболее яркое протекание психологической борьбы перед боем, во время боя и после боя, можно наблюдать у профессиональных бойцов различных единоборств. В средствах массовой информации стараются довести зрителям все слабые и сильные стороны бойцов, а также их психологическое состояние в момент тренировок, на отдыхе, в ходе поединков, и после боя, на пресс конференциях, вплоть до сверлящих друг друга взглядов перед началом поединка.
Скандалы, угрозы в адрес будущего соперника, афиширование своих превосходящих качеств, всё это относится к психологическим атакам, которые мы можем принять на себя и, пропустив их внутрь своего психологического поля, стать слабым и неуверенным, или же встретить их своей защитой, и не дать им возможности разрушить спокойствие и уверенность в своих силах. Важно знать методы защиты от психологических атак.
Нужно тренировать себя не только в техническом и физическом плане, но и работать над своей психологической подготовкой, разбирая и анализируя каждую маленькую и большую жизненные ситуации, возникающие в течении дня, ночи, недели итак далее. Ничего в этой жизни не происходит случайно, во всём есть своя закономерность в возникающих вокруг нас жизненных ситуациях, так как мы живём не только по законам, придуманными и написанными нами на бумаге, но и по энергетическим законам природы, с которыми мы неразрывно связаны. Психологическое совершенствование необходимо продолжать на протяжении всей своей жизни.
Если наставник или тренер скажет ученику, что он идиот, трус, размазня, слабак, или что-то в этом роде, тем самым затронув психологическую сторону развития ученика, то в дальнейшем этот ученик не сможет в полной мере раскрыть себя, опасаясь услышать от тренера очередное оскорбление. В этом ученике может развиваться чувство обиды, которое может проявиться в виде агрессии. В следствии чего, его организм включит защитный процесс через нервную систему, который может выражаться в виде травм, болезней, неудач в спорте и в жизни.
Разница между произнесёнными фразами: ты идиот, трус, бестолочь, и такими как: ты поступаешь неразумно, ты поступаешь как трус, твое решение выглядит бестолково, заключается в том, что в первом варианте сказанные фразы полностью указывают на неполноценность ученика, спортсмена, а во втором варианте, сказанные фразы предоставляют ему возможность анализа действий и право сделать выбор, как можно было поступить в той или иной ситуации.
Успехи в спорте и в личной жизни неотъемлемо связаны с психологическим состоянием спортсмена. Тренеру или наставнику отводится важная роль в формировании психологической устойчивости спортсмена к всякого рода стрессовым ситуациям, как в спорте, так и в жизни в целом. Важно видеть, когда необходимо внутреннюю энергию ученика направить в правильное русло. Из-за элементарного незнания базовых понятий психологических или духовных процессов, тренер может истощить психику своего ученика и в дальнейшем потерять с ним внутреннюю связь, позволяющую понимать друг друга.
Такое понятие, как психологическая коррекция, позволяет тренеру, учителю или другому наставнику проводить работу с психикой ученика с помощью определённых инструментов, при которой создаётся психологическое равновесие, отвечающее нормам психологического развития в данном возрасте.
Для получения желаемого результата, тренеру необходимо уметь не только требовать от своего ученика физической выкладки, но и отдавать часть своей внутренней энергии на создание учебно-воспитательного процесса.
Коррекция психики спортсмена осуществляется не только перед соревнованиями, но и на протяжении всего периода занятий в секции единоборств. Для этого с ним постоянно проводятся беседы на тему возникших вокруг него жизненных ситуаций, разбирая причины их возникновения и последствия, которые выходят из них. Ученикам необходимо научится задумываться над своими психологическими качествами, уметь давать оценку своим поступкам, находить в них как сильные, так и слабые стороны. Нужно научиться не покорятся возрастающей гордыни в случае больших успехов, или не прятаться в замкнутой оболочке своих неуверенности и страха в случае неудач. Беседа с тренером, основанная на доверии, может вывести ученика из затруднительного положения.
В спортивном мире смешанных единоборств есть два российских бойца, братья Фёдор и Александр Емельяненко. На их примере можно рассмотреть психологическую составляющую их поведения как в ринге, так и за его пределами.
Старший брат Фёдор Емельяненко ведёт умеренный образ жизни, он сдержан и доброжелателен в обществе, излучает из себя позитивную энергию, вместе с супругой растят пятерых детей, стабильно развивает и накапливает свой духовный потенциал.
Всё это позволило ему стать четырёхкратным чемпионом мира по смешанным единоборствам в тяжёлом весе по версии ММА и многократным чемпионом мира и России по другим версиям. С 2003 по 2010 год всемирно признавался лучшим бойцом ММА в тяжёлом весе. На протяжении 10 лет оставался непобеждённым, что беспрецедентно в истории ММА.
Младший брат Александр Емельяненко выступал в профессиональном боксе, а также под эгидой различных промоутерских организаций смешанных единоборств. В общественной жизни пользуется неоднозначной репутацией из-за скандалов. От чего его личная жизнь и спортивная карьера нестабильны. В них есть взлёты и падения, которые являются следствием импульсивного характера Александра.
Если взять для разбора знаменитый бой двух звёзд, тяжеловесов мирового профессионального бокса, чемпиона мира Ленокса Льюиса с экс чемпионом мира Майклом Тайсоном, который состоялся в 2002 году, то мы можем увидеть, что психологически Майкл Тайсон не был готов вести бой на длительной дистанции, потому что внутренне он был один. Перед самым выходом в ринг, его взгляд блуждал по сторонам, как будто искал чьей-то поддержки. Выплеснув свои отрицательные эмоции в первых раундах боя, он не смог решить поставленные для себя технические вопросы. Физические силы быстро иссякли, а духовная составляющая, которая позволила бы открыть ему скрытые резервы организма, была пуста. Характер Тайсона не позволял аккумулировать в себе духовную энергию от людей, которые окружали его. После этого поражения он выглядел опустошённым. Дух, который вселил в него его тренер Д,Амато, и который привёл его к званию чемпиона мира в тяжёлом весе в двадцатилетнем возрасте, к тому времени полностью иссяк в борьбе с ненужными скандалами в личной жизни. Найти еще один такой источник внутренней духовной энергии Майкл так и не смог, или не хотел искать, считая, что то, что он приобрёл ранее поможет одержать победу над Леноксом Льюисом.
Тренер Д,Амато был для Тайсона духовным источником в его юные годы. Он был ему наставником, отцом и другом. Об этом можно судить из высказываний самого Майкла Тайсона в документальном фильме о нём. С каким уважением, с каким теплом он отзывался о своём тренере, и как спокойно реагировал на психологические атаки извне, готовя себя к предстоящим боям в тот период.
В период работы с учеником, тренеру надо доброжелательно относиться к нему, с уважением и пониманием. Быть терпеливым к его слабостям, с которыми ему ещё предстоит бороться. В работе с учеником тренерам зачастую приходится выстраивать занятия так, чтобы они проходили интересно и были направлены на развитие личностных качеств и психических функций спортсмена. При планировании нужно учитывать индивидуально-психологические особенности ученика. Ставить ему установку на успех таким образом, чтобы не завышать, и в то же время, не занижать его возможности. Необходимо научиться реально оценивать свои возможности и возможности соперников, анализировать их, продолжать работать над слабыми местами для достижения более высоких целей.
В основном спортсмены и ученики смотрят на тренера или наставника не просто как на человека, но и как на личность, которая заслуживает уважения и внимания, и способна научить их не только искусству технических поединков, но искусству владения своим духом.
В случае индивидуальной работы, необходимо проявлять настоящие чувства к своему ученику, так как зачастую они являются ключом к его психологическому состоянию, к снятию границ недоверия и непонимания, так же они могут являться инструментом психологической коррекции, применяемой к конкретному спортсмену;
По ходу поединков зачастую можно наблюдать психологическое взаимодействие между тренером и спортсменом. Если боец не качественно ведёт бой и не показывает желаемый результат, он напрямую воздействует на психику тренера. В таком случае тренеру приходится оперативно анализировать ситуацию и вести поиск решений, которые могут повлиять на психологическое состояние спортсмена. В ходе поединка, или в перерывах, тренер старается оказывать психологическое воздействие на своего ученика при помощи слов с определённой интонацией, которые могут разозлить его, или же привести к спокойствию, которые помогут снять психологическое напряжение и внутреннее волнение. Бывают и резкие высказывания, помогающие усмирить ненужный пыл и бесшабашность.
Зачастую после окончания поединка тренер чувствует эмоциональную усталость. Ведь большое количество внутренней энергии он отдал ученику. Следует отметить, что тренеру, как и спортсмену, приходится постоянно совершенствовать свою психотехнику общения. Постоянно отрабатывать такие качества, как: выдержка, воля, спокойствие, мудрость, терпение и эмоциональная уравновешенность. После проведённого трудного поединка, и спортсмен, и тренер в первую очередь желают освободиться от психологического напряжения и только потом они испытывают желание отдохнуть физически.
Отсутствие психологического взаимодействия между тренером и спортсменом во время занятий, отрицательно сказывается на развитии характера ученика и его результатах. При отсутствии психологической поддержки со стороны тренера, у спортсмена в первую очередь, как у простого человека могут развиваться агрессия, обида, гордыня, которые, несомненно несут за собой осложнения в личной жизни. В таком случае результат прошедшего поединка может являться лишь инструментом исполнения определённой работы Вселенной, направленной указать
спортсмену на его неправильный подход к жизни, к самому себе и к окружающим его людям. Поэтому, после поражения спортсмену не желательно предъявлять претензии к окружающим людям, и уж тем более к своей жизни. В случае победы, наоборот, не присваивать все лавры только себе, взращивая свою гордыню и другие негативные качества характера. Жизнь выбрала присвоение чемпионского звания, в первую очередь для того, чтобы вознаградить внутренний труд спортсмена над самим собой, поэтому при неправильном понимании этого, она может легко забрать всё обратно.
Иногда, Вселенной приходится поднять спортсмена очень высоко в лучах славы, и затем сильно и больно опустить его вниз, чтобы он смог понять и осознать самые простые аспекты духовной жизни, и улучшить своё кармическое предназначение.
Свидетельство о публикации №222092200910