Лиссабон - Рио-де-Жанейро. Часть 12

Boris S.Gotman,Ph.D


Португалия. К столетию трансатлантического. Ч. 12
         
Продолжение, предыдущая часть – http://proza.ru/2022/09/19/1258

 Португальский корабль «5 de Outubro» ожидал летчиков в порту де ла Лус, где было место для проведения необходимых проверок и ремонтных работ.
 
 Полёт под брызгами масла из двигателя, разрыв двух тросов при посадке и вода в поплавках не обескуражили их. Даже неожиданно большой расход бензина вызвал только досаду и желание побыстрее проверить расчёты протяженности этапов и при необходимости откорректировать их.
 
 Кабрал и Коутиньо прекрасно отдавали себе отчёт в том, что «Лузитания» мало подходит для трансатлантического перелёта и был приобретен только в силу государственной необходимости, как они её понимали.
 
 И как люди с государственным мышлением они снисходительно прощали чиновникам непонимание того, что для такого события, как трансатлантический перелёт, нельзя было скупиться на более подходящую машину.
 
 Прежде, чем вернуться к ним и их непростому перелёту, вспомним обстановку в Португалии и Бразилии, её бывшей колонии, которая в 1922 году отмечала первый столетний юбилей независимости. Именно этому юбилею официально был посвящен первый трансатлантический перелёт из Лиссабона в Рио-де-Жанейро, первоначально планировавшийся как совместное мероприятие обеих стран.
 
 Первая Португальская Республика была нестабильным периодом в истории Португалии. В течение 16 лет (1910-1926 г.г.) в Португалия сменились 8 президентов Республики, 38 премьер-министров, а кроме этого, у власти побывали одно Временное правительство и одна Конституционная хунта.
 
 На время президентства Антониу Жозе де Алмейда, избранного 6 августа 1919 года и остававшегося на этом посту четыре года, пришлось 16 разных правительств.
 
 Большинство историков подчеркивали провал и крах республиканской мечты к 1920-м годам. Жозе Мигель Сардика, профессор Института политических наук португальского университета в 2011 году резюмировал консенсус историков:

 "... В течение нескольких лет убеждения значительной части ключевых экономических сил, интеллектуалов, лиц, формирующих общественное мнение, и среднего класса сдвигались слева направо, нереализованная утопия развивающегося и гражданского республиканизма сменилась понятиями «порядок», «стабильность» и «безопасность». Многие, кто помогал, поддерживал или просто приветствовал Республику в 1910 году, надеясь, что новая политическая ситуация исправит недостатки монархии (нестабильность правительства, финансовый кризис, экономическую отсталость и гражданскую аномию), в 1920-х годах сделали вывод, что лекарство от национальных болезней требовало гораздо большего, чем простое смещение короля [...] Первая республика рухнула и умерла в результате противостояния между возникшими надеждами и скудными делами».
 
 В то же время, по мнению историков: «Несмотря на свою общую неудачу, Первая республика наделила Португалию двадцатого века непревзойденным и непреходящим наследием — обновленным гражданским правом, основой для образовательной революции, принципом разделения государства и церкви и сильной символической культурой, материализация которой (национальный флаг, национальный гимн и названия улиц) все еще определяет современную коллективную идентичность португальцев. Главным наследием Республики действительно была память».
 
 Именно память о Португалии, сумевшей столетия назад из маленькой отсталой страны превратиться в страну великих мореплавателей и первопроходцев, в великую мировую империю, стремились сделать национальной идеологией. 
 
 Правящая элита страны и в прошлом придавала огромное значение внедрению в сознание португальцев уважения к своей Армаде (ВМФ), гордости за неё и желания служить в ней своей стране и защищать её интересы.
 
 Например, король Луис (1861-1889) по ходатайству своего министра Военно-морского флота и заморских дел принял решение поставить специальный шеврон на борт кораблей Королевского флота.
 
 А сам министр подписал 20 марта 1863 года постановление, предписывающее для стимулирования патриотических порывов и благородных чувств сделать на кораблях Королевского флота на самом видном месте и вокруг штурвала рядом с компАсом следующую надпись хорошо видимыми металлическими буквами «PATRIA HONRA THAT PATRIA CONTEMPLATES YOU» - «РОДИНА ЧТИТ ТО, ЧТО РОДИНА СОЗЕРЦАЕТ ВАС».
 
 Эту фразу, ставшую девизом ВМФ, часто повторяли в полёте Кабрал и Коутиньо, посколько в их самолёте компАс располагался над штурвалом пилота.  Причём повторяли в смысле, который иногда придают словам песни «Родина слышит, Родина знает…», т.е. знает, кто и куда, и зачем пролетает.
 
 Следует сказать, что дискуссии о лозунгах ведутся на португальских сайтах постоянно, и о патриотизме там иногда пишут, что патриотизм, это когда наши политики в своих личных интересах посылают наших парней в другие страны убивать их парней. Тем не менее, историческая память и патриотизм португальцев находятся на должной высоте, недосягаемой для многих других бывших империй.
 
 И первый трансатлантический перелёт из Лиссабона в Рио-де-Жанейро был важным событием для их поддержания.
 
 Поэтому у наших героев не было другого выбора, кроме как долететь до Рио-де-Жанейро любой ценой… 
 
 Два следующих дня и утро 2 апреля ушли на ремонты, но, когда в одиннадцать начали подготовку к взлету, в поплавках опять обнаружили воду.
 
 Кабрал и Коутиньо полетели для дозаправки в Баия-де-Гандо (Bahia de Gando), залив на Канарских островах в 15 милях от Лас-Пальмас, где условия для дозаправки и взлета были лучше  -  море спокойнее, благодаря чему хвост гидроплана значительно меньше страдал от ударов о воду, чем в волнах открытого моря.
 
 Во время полёта, продолжавшегося 21 минуту, протечек масла уже не было.
 
 Но появилась другая неприятность – самолёт начал задирать нос, и Кабрал с трудом удерживал его в горизонтальном полёте.
 
 На берегу залива находилась испанская военная база, где попытались помочь пилотам.
 
 Однако после заправки 240 галлонами бензина хвостовой поплавок погрузился слишком глубоко в воду.
 
 При осмотре опять обнаружили проникновение воды в поплавки.
   
 3 апреля после очередного ремонта трижды пытались взлететь, но безуспешно, что подтвердило проблему чрезмерной инфильтрации воды.
   
 Из-за этого пришлось изменить план действий: гидроплан отбуксировали ближе к пляжу, где часть бензина слили в бочки для облегчения самолёта и улучшения доступа к поплавкам, чтобы ещё раз удалить из них воду.
 
 Ситуация заставила Коутиньо и Кабрала внести серьёзное изменение в план перелёта: они решили в Кабо-Верде (Cabo-Verde) приводниться рядом с островом Сен-Висенте (S.Vicente), прежде чем отправиться к первоначально запланированному Прае, столице острова Сантьягy, потому что в Прае не было возможности вытащить самолет из воды и полностью опорожнить поплавки перед самым длинным этапом до Ф. Норонья.
 
 Вылет из Сен-Висенте был бы хорошим вариантом, но пилоты знали, что с полной загрузкой «Лузитания» взлететь не может, а расстояние до скал Святого Петра и Святого Павла было бы на 90 миль длиннее, чем от Праи.
 
 5 апреля к раннему утру вода снова была слита из поплавков, баки заполнены 240 галлонами бензина и «Лузитания» после разбега, сопровождавшегося сильной тряской, в 8:35 взлетел против ветра восток-северо-восток, дувшего со скоростью 25 миль/час.
 
 Сразу после взлёта возникла новая и очень опасная проблема – началось беспорядочное вращение картушки, пилоты остались без компаса в самом начале 849 мильного полёта над океаном…

  На иллюстрации к этой части:

  1.На верхнем снимке слева Канарские острова, на нём вверху справа город Лас
    Пальмас, под ним залив Гандо (название набрано зелёной краской).
 
  2.На нижнем снимке слева корабельный штурвал с надписью хорошо видимыми
    металлическими буквами: «PATRIA HONRA THAT PATRIA CONTEMPLATES YOU» - «РОДИНА
    ЧТИТ ТО, ЧТО РОДИНА СОЗЕРЦАЕТ ВАС».

  3.На верхнем снимке справа фрагмент моей фотографии памятника
    Коутиньо и Кабралу в кабине «Лузитании». Утверждают, что самолёт –
    точная её модель. На самом деле он соответствует другой          
    модели «Фаери»: «Лузитания» происходил из семейства «Фаери-компания»,
    на машинах которого компас впервые в мире был установлен за лобовым стеклом
    пилота. С этого начался процесс выведения данных приборов на стекло
    перед лётчиком, что сегодня общепринято.

  4.Фотография части штурвала и приборного щита «Фаери-компания»,где виден
    магнитный компас за маленьким лобовым стеклом. На «Лузитании» лобовое стекло
    было сделано на всю ширину кабины пилота.

   
    Продолжение следует - http://proza.ru/2022/09/30/1157


Рецензии
А вот и ответ на мои размышления, что двигало пилотами: тщеславие, гордыня, авантюризм?
Оказывается, патриотизм. Что ж, хорошее дело, уважаю, если только патриотизм не квасной, ну, Вы меня поняли.
А насчет смены првительств: ну, всем же надо было в креслах министров посидеть, не правда ли?
Есть такое небольшое королевство Оман. Говорят, что там все сыты и довольны своей жизнью и правителем, который делает все для благосостояния своего народа. Значит, иногда даже и несменяемая власть не зло.

С искренним уважением

Елена

Елена Ахмедова   25.11.2022 23:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена! У наших героев тщеславие, гордыня и авантюризм прекрасно уживались с патриотизмом и им обслуживались. Несменяемая власть ВСЕГДА зло! По поводу "...всем же надо было в креслах министров посидеть, не правда ли?", это о нашей стране!!! С улыбкой и уважением, Борис

Борис Готман   26.11.2022 08:19   Заявить о нарушении
Я вот что заметила: большинство монархов или просто деспотов были больны каким-либо психическим заболеванием. Или врожденным, или приобретенным. А. Македонский, Наполеон, Петр Великий, Иван Грозный и его наследники, даже и малолетний сын от Марии Нагой - эпилепсия. Сталин под конец жизни - явная паранойя с бредом преследования ( Это не я диагноз поставила, а Бехтерев).

Елена Ахмедова   26.11.2022 21:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.