Сказки Жар-Птицы. О том, как Семаргл на Руси остал

А. Горбатов. Краткое содержание сказки в поэтическом пересказе

Раскрыты у сказки двери,
Воззрим проходящие лица.
Миром владели звери,
Крылатые, словно птицы.

Друг с другом они воевали,
Лечили людей от печали.
Царём у них был Симург,
Властитель пустынь и вьюг.

Он женщиной мог становиться,
Был матушкой нашей Жар-Птице,
А Семаргл-Сварожич – братишкой.
Учился у ней мастерству –
Гулял в поднебесье с книжкой
Во сне и наяву.

Сварожич был огненным вихрем,
Любил военные игры
И русичам как-то помог –
Был настоящий бог.

На Руси его полюбили,
Оценен был огненный пыл,
В сонме богов разместили,
Будто веками там жил.

Златоогненную вестницу счастья, называемую Жар-Птицей, знают все. Много сказок о ней сложено, но сегодня она сама будет рассказывать истории  – занимательные и поучительные. Поведает о том, что видела и слышала, что делала на земле в помощь добрым людям, как боролась со злом.

А первый рассказ – о её брате по имени Семаргл, самом могучем существе в древние времена. Мог он принимать различные образы: видели его то семиглавым псом, то крылатым волком, из пасти которого выходят языки пламени, то чешуйчатым огненным змеем, свивающимся в кольца, то всадником на златогривом коне серебряной масти, окруженном дымом.

Рассказывает Жар-Птица

Жили мы в южных краях, где обитали наши родичи – крылатый пёс Сэнмурв, вещая птица Симург и птица-кормилица Саэна. Но случилось так, что оказались мы на Руси. И вот как это произошло. 

В незапамятные времена были на земле два воинства крылатых существ – звероподобные и птицы. Звероподобные имели вид могучих зверей с крыльями для быстрого движения и неожиданной атаки. Обычно это были хищники – львы, собаки, но также крылатые быки и лошади. Все они, как и воины-птицы, обладали качествами своей истинной природы, то есть могли быть невидимыми и менять обличья, потому у разных народов получали разные имена, согласные с тем образом, в котором являлись людям.

Птицы своими перьями могли исцелять человеческие недуги и награждать людей даром песнопевца, живописца или стихотворца. Они заглядывали в ум и сердце человека и знали все его помыслы и намерения. Но им не разрешалось менять человеческую природу, и они вмешивались в дела людей только по их призыву и просьбе.

Правителем звериного воинства был Сэнмурв – крылатый пёс, тело которого покрыто рыбьей чешуёй, а хвост похож на хвостовой плавник рыбы. Правда, на некоторых изображениях у него павлиний хвост, но так рисовали те, кто не знал о его морском могуществе.
 
Говорили, что живёт он на вершине мирового дерева, стоящего на горе посреди моря-океана. Это дерево, на котором находились семена всех земных растений, защищала от вредоносных созданий нижнего мира птица Саэна. Тяжестью своего тела она стряхивала вредителей в воду, а семена с небесным дождём попадали на землю. Люди выращивали растения и питались ими.

Сэнмурв господствовал на земле, в воде и в воздухе, так что никакому врагу не удавалось от него скрыться. К людям он был милостив, боролся с их противниками. Его разъярённый оскал и горящие глаза всех повергали в ужас. Главными же его врагами были змеи.

Крылатыми птицами командовало творение Сэнмурва - двойственное  существо Симург, которое могло быть и в мужской и в женской ипостаси. Царь Симург имел тело льва, а голову, крылья и клюв - орла. О его подвигах сохранилось много рассказов. Но мне никогда не доводилось видеть его мужского облика, поэтому Симург для меня всегда была Матушкой, прекрасной, чудодейственной женственной птицей. И если мой брат Семаргл, с которым мы появились на свет в один день и час, в основном повторял внешний облик Сэнмурва, то я больше похожа на птицу. Здесь, в северных краях, меня называют Жар-Птицей, но мне далеко до красоты Матушки.

Вот какой она была по описаниям видевших её людей.
Её совершенное тело полно изящества и гармонии. В сияющем оперенье – перелив ста тысяч цветов, сплетающихся в сотни прекрасных узоров. В каждом пёрышке – тысячи пёстрых шелковистых пушинок, тьма ворсинок, отчего перо имеет волшебные свойства. Люди говорят, что китайцы так великолепно рисуют потому, что к ним попало перо чудесной птицы, когда она однажды пролетала над их страной. Это перо и до сих пор сияет над их краем.

Если перо попадало в воду реки или ручья, то вода становилась целебной, как это случилось на Кавказе, где одно время Симург гнездилась. Ещё говорят, что странствующий проповедник Мани благодаря перу чудо-птицы обрёл величайшую мудрость и стал не только пророком, но и знатоком в живописном искусстве, искусным художником. И вскоре о нём узнал весь мир.

Своим голосом, превосходящим по силе, чистоте и красоте все земные звуки, Симург могла и разрушать в прах камни, и исцелять страждущее тело, и облегчать душевные муки людей. 

Симург знала всё о каждом из своих подданных, незримо присутствуя рядом с ними, и благодаря мудрости и широкому уму принимала верные решения. Правда, в человеческой памяти остался один неприятный случай, когда Матушка Симург пыталась изменить предначертания судьбы для двух людей, но потерпела неудачу и была осмеяна Сулейманом и его приспешниками, как об этом рассказывается в иранской сказке.

Но я могу это растолковать. Дело в том, что Симург просто не учла, что на земле для людей непреложно действуют указания, составленные Высшими для каждого из них, а она, существо не из этого мира, поступила опрометчиво, потому что не могла по договору нарушать законы, установленные другими, без согласия их творцов. И, находясь в чужом мире, она была не в силах применить к людям обычаи своей стихии. У нас, Крылатых, нет понятия судьбы, жизнь идет по другим установлениям, а если мы, вещие, предвидим опасность, беду или несчастье, то своими силами их предотвращаем. Вот так и хотела поступить Симург, и в других случаях ей это удавалось, ведь все помнят, как она спасла царевича Заля, выбро-шенного в младенчестве отцом, от неизбежной, казалось бы, гибели.

Ни одно изображение чудо-птицы не передаёт её божественной красоты и величия, хотя её пытаются нарисовать и сейчас. Получается красиво, но всё же не то. Уж я-то, знаю, как она выглядела!

А вот моего брата Семаргла люди запомнили гораздо лучше, только не нравится мне тупая собачья голова. У него должна быть голова волка. Ведь собака – слуга человека, и не может она быть божеством, хоть бы и крылатым. А волк - стихийная сущность, не подчиняющаяся людям. Семаргл - крылатый волк, повелитель огня. И рыбья чешуя на нём неуместна, потому что никакие рыбы не могут жить в огне. 

Семаргл и был подлинной огненной стихией, самой сильной среди других стихий, очищающей землю от вредоносного мусора, а человеческие сердца от нечистых помыслов и чувств.
 
Шло время, мы оставались на земле для защиты людей, покровительствуя чтившим нас народам. Среди них были и такие племена, которые особо почитали Семаргла как бога Огня, их называли даже огнепоклонниками.

Однажды одно из южных человеческих племён отправилось завоевывать чужие земли на севере. Долго шли они. Были на их пути пустыни, выжженные солнцем, где не найдешь ни капли воды, горные хребты с острыми скалами, обрушивающими каменный град, бурные реки, чьи потоки сбивали людей с ног и тащили их по камням к водопадам.

Перейдя хребты, воины оказались в голой степи, по которой скакали на лошадях таинственные всадники, вооружённые луками, и их стрелы нанесли большой урон южному войску. Назывались конники русичами. Но всё же удалось пришельцам найти подходящее место и хорошо отдохнуть, и были они готовы к сражению.

И вот, наконец, встретились южане лицом к лицу с русичами. Храбро сражались воины, но на чужой стороне не было у них высшей защиты, да и русские были отважными бойцами, ведь они обороняли свою землю. Русичи победили чужеземцев.

Когда битва была окончена, русский воевода расспросил пленных, кто они, из каких краев, зачем пришли воевать. Рассказали пленные о своей земле, обычаях и богах, среди которых особо почитаемым назвали Огнебога Семаргла. Удивился воевода, ведь такого бога на Руси не знали, и сказал об этом своему князю, а тому запало в душу призвать огненного бога для покровительства русским. Обратился князь к волхву, но тот ответил ему, что только боги Рода, рождённые на этой земле, могут стать покровителями здешних племен.

Как Семаргл стал Сварожичем

Огорчился князь, но дума его не покинула. И пришло ему на ум через волхвов обратиться с просьбой к издревле почитаемым славянским богам. Князь был уважаемым в своем племени, послушались его волхвы. Собрали совет и призвали верховного бога Сварога. В этой земле не строили храмов, а ставили на священных местах, обладающих особой силой, деревянные столбы с изображением бога. Там и бескровные жертвы приносили и к богам обращались. На самом главном святилище стояли шесть идолов: Сварога, Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши. Там совершили волхвы все обряды и почтительно попросили Сварога даровать им Огнен-ного бога.

  Явился на зов Сварог и ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и из пламени вылетел огненный бог. Стали его называть Семаргл-Сварожич, что значит сын Сварога, хотя подлинного тайного его имени простые люди не знают.

Так мой брат вторично родился, но уже на русской земле, которую он по законам Рода теперь не может покинуть. И поставили в его честь на главном святилище седьмой столб. А я ради брата тоже осталась жить в этих краях, только высоко в горах.

Стал Семаргл на Руси хранителем вечноживого Огня, блюстителем всех огненных обрядов и очищений, посредником между людьми и богами, потому что находился он рядом с людьми, хранил их семейный очаг, исцелял от болезней. И чтобы помог он одолеть недуги, зажигали около страдающего живой огонь и заклинали его такими словами: «Семаргл-Сварожич! Великий Огнебожич! Спали боль-хворобу, очисти утробу, у чада людины, у всякой тварины, у стара и млада, Ты, Божья Услада. Ог-нём очищая, мощь души отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба. Тебя прославляем, к себе призываем, ныне и присно и от Круга до Круга! Так было, так есть и так будет!» И ведь помогал Огнебог: входил в тело больного, жар внутри распалял и тем жаром недуг выжигал.

Верили люди, что ночью Семаргл стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовёт его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. Ну, а если звали его горячей мольбой на подмогу в битве, то прилетал он, как огненный смерч, сокрушая врагов.

В сказании об одном из сражений древлян с басурманами говорится: «Глухой полуночью вдруг спустился с небес крылатый огненный пёс превеликий. Начал он летать низко над полчищем вражьим, и от жара пламенного, нестерпимого, иные из ворогов сразу погибали, а иные бросались в реку, но там вода кипела ключом, словно в котле, и они сразу шли на дно. Вскорости всё было кончено. Тишина настала – раздавались лишь стоны умирающих, а огненный крылатый пёс Семаргл сызнова вознёсся к звёздам и растворился средь них. В эту страшную ночь удалось спастись лишь жалкой горстке басурман. Они спешно покинули пределы земель древлянских, дав себе зарок никогда более к ним не подступаться. С той-то поры жива поговорка басурманская: «Нет страха страшнее Семаргла в небесах!»

Но не только ужасен и опасен Сварожич, он также и одаряет людей. Особенно он покровительствует тем, кто родился в осенний месяц листопад (с 2 по 8 грудня по древнему календарю). Людям, родившимся в дни Семаргла, он даёт ум, силу, воинское мастерство, способность нежно и преданно любить, а как сын птицы Симург - утонченный художественный вкус, умение всюду видеть красоту и открывать её для других.

Тайна Семаргла

Теперь же я расскажу о моём брате одну историю, которую знаю только я, она не была записана людьми.

 Однажды Семаргл увидел в лесу красивую молодую волчицу. Её шелковистая шерсть отливала серебром. Глаза, опушенные длинными ресницами, смотрели прямо в сердце. Движения сильных лап были так обворожительны, что когда она шла, то казалось, что это волшебный танец, и Семарглу даже чудилось, что он слышит музыку, с которой согласуются её шаги.

Одним словом, брат влюбился в эту волчицу. Взволнованный, он прилетел ко мне и обратился со словами: «Птица Счастья, сделай же так, чтобы моя любовь была взаимной!» Я ответила: «Брат мой, да, я дарю счастье. Но ты не можешь соединиться со смертным существом. Один твой вид приведет её в ужас, она в страхе убежит, ведь все земные звери боятся огня. И это закон, который мы с тобой изменить не в силах. Но ты также и лунный бог, и я помогу тебе соединиться с ней сердцами». И сказала, что надо для этого сделать.

Я выдернула перо из его крыла, вложила ему в лапу, и он полетел с ним в полнолуние на луну. Там этим волшебным пером нарисовал своё изображение. Затем спустился в лес, где жила волчица, бросил перо на землю, сделал на нём свою метку и засыпал опавшей листвой так, чтобы это место было тёплым, но света не было видно.

Волчица пришла на зов любви, легла на тёплую листву и, подняв взгляд на полную луну, увидела прекрасный образ и полюбила его. Она запела любовную песню, а брат, глядя на луну, в то же время запел свою. Звуки песен и лучи их взглядов соединились на лунном диске, и сердца любящих наполнились счастьем.

Прошли века, забыты старые сказки. Но мы с братом всё так же живём на этой земле - я в своем терему на высокой горе, а он на вольной воле. Отзываясь на призывы в виде костров и зажжённых свечей, он приходит к людям, прислушиваясь к их просьбам. Но иногда в гневе проносится вихрем-пожаром, и тогда он безжалостен.

Иногда мы летаем над землёй, но люди нас уже не узнают. Замечают в небе странные огни и не знают, что это порхают в потоках воздуха мои пёрышки. А если видят летящего над лесами Семаргла-Сварожича, говорят: «верховой пожар», не разглядев в огненных вихрях дерзкую стать крылатого волка. И даже подобрав перо Жар-Птицы – птицы, дарующей счастье, никто не станет искать дорогу к моему терему, нет таких Иванов-Царевичей. Иванов-то, конечно, на Руси много, только не осталось среди них царевичей, все сгинули!

Но мы с братом по-прежнему чтим древние законы и всегда откликаемся на призыв чистых сердец.


Рецензии