Торопецкий язык

Я часто слышал в детстве в свой адрес, что я "опорхлый". Соответствующего русского слова этому не существует, хотя, клянусь, это русское слово. Слово очень хорошо определяет внешний вид человека. Это одновременно облезлый, болезненный, тщедушный, желтушный, опаршивевший, старый, ненужный, больной, еле живой, дряхлый, неопрятный, грязный.
Нет более ёмкого слова. И нечем его заменить.
Я и сейчас чаще всего опорхлый. Но «опорхлый» все-таки еще не пропащий.  Не совсем пропащий, а только опорх немножко, и, если его помыть, приодеть, надушить, он станет «всамделишным» человеком. То есть, нормальным человеком.
Мама часто говорила мне, когда я оправдывался, или что-то невнятно говорил: «Что ты там бруишь»? А когда я обижался и что-то обиженно говорил, строго пресекала: «хватит бруить»! Наверное, это слово произошло от слова бормотать. Хотя есть в нем богатые нюансы и тона.
И еще я "выдворялся", "смунил", "жамкал", ходил в «опорках» и «поршнях» - много чего я делал непонятного теперь.
Это не литературные слова. Напишешь торопецким говором рассказ, так никто не поймет. Скажут "невсамделишный" язык, не русский. А некоторые торопецкие слова вообще неизвестно как пишутся, они существуют только устно. Например, "иззякаться" - нигде не найдете такого слова. Ни в одном словаре. А я постоянно слышал его. И сам очень любил иззякаться. В Торопце очень широко употреблялось в смысле издеваться. Я увидел однажды это слово, написанное в таком виде: "здякаться". Но смысл один и тот же. Издеваться – по сравнению с ним, всё-таки, слишком грубое слово, обозначающее боле грубое действие. Иззякаться можно насмешками, шуточно, не по-настоящему. Ближе всего к нему современное слово "стебаться". Но каждый почувствует, насколько современный сленг беден по сравнению с русскими, забытыми словами.
Но больше всего в жизни я «блукал».
Даже представить невозможно, сколько я блукал. 
Иногда заходила к нам в дом Надюха, пышнотелая, круглолицая, румяная девка. Однажды пришла к нам прямо из леса, с корзинкой и говорит.
- Ох, как я сегодня блудила! Как блудила! – Она села, свободно расставив ноги под широченной юбкой, и поставила рядом корзину, накрытую папоротником.
- Где ж ты так блудила?
- По урочищам, болотинам, сограм, суземьям…
Мне было лет десять, а Надюхе, наверное, уже 17. И я, только что приехавший из города, с некоторым страхом поглядывал на неё, потому что слово «блудить» я уже знал. Но не представлял с какой чистой наивностью употребляли его в деревне.
Согры – это кочковатое мелколесье, по которому очень неудобно ходить, постоянно спотыкаешься о кочки, а то можно угодить и в болотину. Суземье – самый глухой лес.

Почему Надюха не сказала «блукать»? И я теперь понимаю разницу в этих словах. Блукать – это блудить совсем немножечко. А «блудить», - это блудить во всю степь, по всему бору, по всем буеракам, во всю тайгу, по всем топям и кочкам. Во всю широту русского необъятного простора.
Но если кто-то, ухмыляясь автоматически заменяет это слово не русским словом «секс», очень заблуждается. Не только в России, но и в СССР секса не было. Об этом свидетельствуют словари. Слово «секс» появилось вместе с распадом СССР. Словно одновременно распадался и русский язык, что не удивительно. И появилось это словечко в словарях, в словаре Ожегова, в частности, только в 90-х годах. Нет аналогов этому зловредному слову в нашем языке. А если подобрать точное по смыслу слово, то это будет слово «блудить», слово с очень сильной нравственной оценкой. А вот в слове «секс» нет нравственной оценки. Вроде бы совершенно равноправное занятие со всеми другими. Хоть ты жамкай, хоть бруи, а хощь, даже – смуни, а то и сексом займись. Все – дело. А на поверку не так. Это все равно, что в разряд обычных дел поставить: «грабить», «воровать», «разбойничать». А ведь уже сделано. И слово «киллер», опять, будь оно не ладно, англо-саксонское словечко, вроде бы поставило ремесло убийцы в ряд обычных занятий, а киллера в ряд почетных профессий.
А я все вспоминаю Надюху, которая блудила в лесу.
- А грибов то собрала? – спрашивала Агафья, - заглядывая в корзину.
- Грибов -то собрала, но блуди-и-и-ла... И она словно восхищалась сама собой, как она блудила. – Еле на русь вышла.
Надюха несколько раз в то лето ходила за грибами и всегда заходила к нам на обратном пути. И разговаривала с Гашей. И показывала нам грибы, и говорила где какой нашла. И однажды она одарила меня еще одним словом, смысл которого я сразу понял, но значения никакого не придал. А потом и забыл.
- Зашла я в такой густой ельник, темень, что глаз коли. Насилу на русь вышла. – повторила она.
И я понял куда она вышла. То есть, на свет, на чистое место.
И в деревне как-то мне сказали:
- Неси его на русь.
И я вынес. Правда, что я вынес на русь не помню. Кажется, малину в корзинке, которую надо было перебрать. Странно, но я понял значение этого слова и не переспросил. Конечно, мне было 12 лет, я тогда многое понимал. Потому что больше был русским, чем сейчас, после 50 лет жизни в большом городе. А теперь на какую русь вышла Надюха из ельника до конца не понимаю.
Русь – это белый свет. И русские мы потому что русые. Светлые люди. И даже сияющие и блистающие люди.  Вот кто такие русские по самоопределению.
Стоит вам проверить значение этого слова, и поискать в книгах, то вас увлекут многотомными историями о шведах, сарматах, индоевропейских корнях и даже санскрите и обязательно – рунах. Представляю, сколько диссертаций защищено по этому поводу. Спросили бы у Надюхи, как она из потемок ельника на русь вышла, у Гаши, которая на русь выносила горшки с геранью. Даже не представляю, зачем искать объяснение нашего родного слова, обозначившего весь наш род, в других языках и народах. Они что? Лучше нас с вами знают кто мы такие? Или в этом состоит ученость?
Мы – кривичи, дреговичи, поляне, древляне, но однажды решили призвать Русь, чтобы объединиться. И пришло племя Русь к нам и все мы сделались русскими. Так в летописи сказано. Не нами писано. В старину. Замечу, что кроме славянских племен к этому договору, присоединились и угро-финские племена: водь, веси, чудь. Поэтому можно считать, что Русь изначально формировалась, как империя, то есть государство, состоящее из разных этнических групп, с разным политическим и культурным устройством, многонациональным и многоязычным.
Хочу еще привести одно небольшое упражнение по русскому (торопецкому) языку. Оказывается, ученые люди языка нашего совершенно не знают. «Земля наша велика и обильна, а наряду в ней нет…» - говорит летопись.
И кому же пришло в голову слово «наряд» перевели как «порядок». Такой глупости несусветной только подивишься. Меня не раз отправляли в наряд и даже в наряд вне очереди. Но историки чудят не по-детски. И до сих пор не знают, что у нас на Руси и сейчас «закрывают наряды» и берут «подряды». И никто из русских не спрашивает объяснения этому слову. Все понимают. И все понимаю, что такое «урядник».
Взять подряд, взять наряд — значит нарядиться, подрядиться на выполнение какой-нибудь работы. Вот и подрядили славянские племена Рюрика, Трувора и Синеуса на трудную работу по объединению и управлению новым государственным образованием. А сколько ёрнических стишков написано по этому поводу.
Ведь немцы тароваты,
Им ведом мрак и свет.
Земля у нас богата,
Порядка только нет.
Не представляю, как можно было запутаться и заблукать буквально в трех соснах.
Что удивительного?  Перевод «Слова о полку Игореве» стал притчей во языцех. И Боян якобы «растекался мыслию по древу» когда пел свое сказание: «растекашеся мысью по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы».
Ясно, что «течь» — это значит бежать. Вот примеры из Евангелия, что еще Мефодий и Кирилл нам перевели. «И изшед скоро от гроба со страхом и радостию велию, текосте возвестити учеником его»  (От Матфея гл 28.8)
 «Петр же востав, тече ко гробу…» (От Луки 24. 12)
 «Тече убо и прииде к Симону Петру». «Течаста же оба вкупе: и другой ученик тече скорее…» (От Иоанна 20.2,4.) 
Так что он не растекался, а бежал. Кто же не знал ни Мефодия, ни Кирилла? Явно не наш человек, не торопецкий, но обладал он воистину огромными полномочиями.  Авторитетом и влиянием, чтобы так исказить смысл.
А белку часто называют «мысью» и сейчас, так же и векшей. Так что «бежал белкой по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками.»  Вот как пел легендарный Боян. И не "растекался мыслью по древу."
- Вынеси на русь! Выйти на русь – Я сначала понял это как выйти вон, вынести вон, наружу.  Нет, это значило, вынести на свет.
Русь – это весь белый свет. Слово исконно русское, славянское. Не норманское, не тюркское, не египетское, не санскритское, - русское словцо. Родное. И всем известное, кстати.
Наверняка Гостосмысл, который и призвал Русь, понимал Рюрика, потому что они говорили на одном языке. Ну, возможно, конечно, на разных диалектах, судя по расстоянию между Новгородом и островом Рюгеном, расстояние довольно большое, для того чтобы образовался диалект. То, что это племя викингов было славянским, а не нормандским, говорит имя одного из прибывших с Рюриком вождей – Синеус. Явно не скандинавское имя. Мы и сейчас понимаем его этимологию – «Синий ус».
Еще дальше нас хотят увести, предполагая, что слово Русь произошло от топонима – реки «Рось». Ну, с какой стати? Ну, тогда уж фантазии надо дать полную волю. От племени этрусков пошло все. А скорее, сами этруски от русских.
Кстати, уже доказано, что Адам и Ева были украинцами. И галлы - французы пошли от Галицийцев. Все это из той же корзины галиматьи.


Торопец стоит на реке Торопе и река, разливаясь во все стороны протоками, плесами и озером Соломеным, разъединяет город.  А город охватывает по берегам реку, словно держит ее в своих руках. В Торопе не было каменного Кремля, зато было две крепости, одна на острове с валами и деревянными укреплениями, и другая - земляная, на воде. Кремлем, то есть, стенами Торопы служит река. Потому что центр города находится между двух проток Торопы. Это не какие-нибудь рвы, а настоящие две незамерзающие стремнины с крутыми берегами, которые запросто не перескочишь. А если и перескочишь, то найдется в Торопце и своя крепость совсем уже неприступная. Цитадель. И называется – Холм Кривит. Построили этот холм кривичи, -  круглую пирамиду посреди озера. Говорят, в 6 веке насыпали. И до сих пор существует этот высоченный холм, правда, теперь он уже на берегу. Усыхает озеро, усыхает река. В нем, на  вершине стоял княжеский деревянный дворец. И вот уже 50, а то и 100 лет, каждое лето тут ведутся раскопки. Много чего нашли. И вроде бы даже остатки укреплений, и разметили планировку внутреннего городка.
Так что осмотреть Торопец лучше всего с воды. И без лодки тут делать нечего. Надюха заходила к нам нередко. И однажды предложила мне покататься на лодочке. Была у нас лодка, я спросил разрешение у Кирилл Антоныча, и мы пошли кататься.
Простоте Надюхи не было предела. Она при мне на лодочке сняла свои капроновые чулочки на резиночках, и выстирала.  Потом оказалось, что у нее уже давно есть жених, ждут только совершеннолетия. И однажды она пришла и с женихом, и попросились покататься на лодочке. Я вынес им весла и ключ от замка, но Гаша придержала меня за ворот, чтобы я не шел сними. И они совершили своё свадебное путешествие мимо Небина монастыря, по озеру Соломено, вокруг сказочных храмов русского, читай, торопецкого барокко, Богоявленского и Корсунского.
Вряд ли есть на земле город, который создал свой неповторимый архитектурный стиль и дал ему свое имя. А Торопец создал. И этот стиль называется «торопецкое барокко». Создан он был в 18 веке, меньше, чем за сто лет. Этот стиль прослеживается не только в храмовом строительстве, но и в частных купеческих домах. Где они, сказочные русские терема? А вот тут они запрятались. В Торопце. И это тоже продолжение торопецкого языка, певучего, как рулада, заменяющего постоянно «е» на «я». И рыбак если скажет вам неожиданно: «Смотри, какого я вчера «лЯща» поймал! И разведет широко руки в стороны, вы не теряйтесь, и отвечайте: «Да нЯ надо привирать-то. Не бруи что попадя.»
Торопец – «торг опч». От этих слов происходит его название.  Торг общий.  Тут некогда сходились торговые пути. И торопецкие купцы доходили даже до Персии, Индии и имели там свои представительства. А теперь скрылся Торопец в лесах, в разливающейся Торопе, которая торопливо бежит в Западной Двине. Скрылся на своем острове, в объятиях реки, как какой-то град Китеж. А ведь городок постарше Москвы будет и в 2024 году стукнет ему 950 лет, согласно первого летописного упоминания.


Рецензии
Вот ведь как. А я никогда не бывала в Торопце, только пока подумываю. Попал по наследству дневник, который вёл в блокадном Ленинграде дальний родственник, коренной торопчанин, купеческий сын, закончивший затем в Петрограде юридический факультет университета. Много церквей там было...В одной из них венчался по преданию Александр Невский, поскольку невеста торопецкая была.
Недавно почитала о Торопце современном.Что там есть две гостеприимные гостиницы, стадион для местных, что трибуны полны, в том числе и молодежью, а футболисты подбегают простодушно хлебнуть пивка, и снова на поле).

...Очень интересный рассказ. Насколько поняла из фамилий и сдержанных рассказов своих родственников, в Торопце еще были польские семьи (якобы явился с золотым оружием один из предков-шляхтичей)). А словечки из говора нет-нет, да и проскакивали, я думала - шутят так).
Спасибо!

Геля Островская   06.08.2023 09:41     Заявить о нарушении