Торопецкий язык
Нет более ёмкого слова. И нечем его заменить.
Я и сейчас чаще всего опорхлый. Но «опорхлый» все-таки еще не пропащий. Не совсем пропащий, а только опорх немножко, и, если его помыть, приодеть, надушить, он станет «всамделишным» человеком. То есть, нормальным человеком.
Мама часто говорила мне, когда я оправдывался, или что-то невнятно говорил: «Что ты там бруишь»? А когда я обижался и что-то обиженно говорил, строго пресекала: «хватит бруить»! Наверное, это слово произошло от слова бормотать. Хотя есть в нем богатые нюансы и тона.
И еще я "выдворялся", "смунил", "жамкал", ходил в «опорках» и «поршнях» - много чего я делал непонятного теперь.
Это не литературные слова. Напишешь торопецким говором рассказ, так никто не поймет. Скажут "невсамделишный" язык, не русский. А некоторые торопецкие слова вообще неизвестно как пишутся, они существуют только устно. Например, "иззякаться" - нигде не найдете такого слова. Ни в одном словаре. А я постоянно слышал его. И сам очень любил иззякаться. В Торопце очень широко употреблялось в смысле издеваться. Я увидел однажды это слово, написанное в таком виде: "здякаться". Но смысл один и тот же. Издеваться – по сравнению с ним, всё-таки, слишком грубое слово, обозначающее боле грубое действие. Иззякаться можно насмешками, шуточно, не по-настоящему. Ближе всего к нему современное слово "стебаться". Но каждый почувствует, насколько современный сленг беден по сравнению с русскими, забытыми словами.
Но больше всего в жизни я «блукал».
Даже представить невозможно, сколько я блукал.
Иногда заходила к нам в дом Надюха, пышнотелая, круглолицая, румяная девка. Однажды пришла к нам прямо из леса, с корзинкой и говорит.
- Ох, как я сегодня блудила! Как блудила! – Она села, свободно расставив ноги под широченной юбкой, и поставила рядом корзину, накрытую папоротником.
- Где ж ты так блудила?
- По урочищам, болотинам, сограм, суземьям…
Мне было лет десять, а Надюхе, наверное, уже 17. И я, только что приехавший из города, с некоторым страхом поглядывал на неё, потому что слово «блудить» я уже знал. Но не представлял с какой чистой наивностью употребляли его в деревне.
Согры – это кочковатое мелколесье, по которому очень неудобно ходить, постоянно спотыкаешься о кочки, а то можно угодить и в болотину. Суземье – самый глухой лес.
Почему Надюха не сказала «блукать»? И я теперь понимаю разницу в этих словах. Блукать – это блудить совсем немножечко. А «блудить», - это блудить во всю степь, по всему бору, по всем буеракам, во всю тайгу, по всем топям и кочкам. Во всю широту русского необъятного простора.
Но если кто-то, ухмыляясь автоматически заменяет это слово не русским словом «секс», очень заблуждается. Не только в России, но и в СССР секса не было. Об этом свидетельствуют словари. Слово «секс» появилось вместе с распадом СССР. Словно одновременно распадался и русский язык, что не удивительно. И появилось это словечко в словарях, в словаре Ожегова, в частности, только в 90-х годах. Нет аналогов этому зловредному слову в нашем языке. А если подобрать точное по смыслу слово, то это будет слово «блудить», слово с очень сильной нравственной оценкой. А вот в слове «секс» нет нравственной оценки. Вроде бы совершенно равноправное занятие со всеми другими. Хоть ты жамкай, хоть бруи, а хощь, даже – смуни, а то и сексом займись. Все – дело. А на поверку не так. Это все равно, что в разряд обычных дел поставить: «грабить», «воровать», «разбойничать». А ведь уже сделано. И слово «киллер», опять, будь оно не ладно, англо-саксонское словечко, вроде бы поставило ремесло убийцы в ряд обычных занятий, а киллера в ряд почетных профессий.
А я все вспоминаю Надюху, которая блудила в лесу.
- А грибов то собрала? – спрашивала Агафья, - заглядывая в корзину.
- Грибов -то собрала, но блуди-и-и-ла... И она словно восхищалась сама собой, как она блудила. – Еле на русь вышла.
Надюха несколько раз в то лето ходила за грибами и всегда заходила к нам на обратном пути. И разговаривала с Гашей. И показывала нам грибы, и говорила где какой нашла. И однажды она одарила меня еще одним словом, смысл которого я сразу понял, но значения никакого не придал. А потом и забыл.
- Зашла я в такой густой ельник, темень, что глаз коли. Насилу на русь вышла. – повторила она.
И я понял куда она вышла. То есть, на свет, на чистое место.
И в деревне как-то мне сказали:
- Неси его на русь.
И я вынес. Правда, что я вынес на русь не помню. Кажется, малину в корзинке, которую надо было перебрать. Странно, но я понял значение этого слова и не переспросил. Конечно, мне было 12 лет, я тогда многое понимал. Потому что больше был русским, чем сейчас, после 50 лет жизни в большом городе. А теперь на какую русь вышла Надюха из ельника до конца не понимаю.
Русь – это белый свет. И русские мы потому что русые. Светлые люди. И даже сияющие и блистающие люди. Вот кто такие русские по самоопределению.
Стоит вам проверить значение этого слова, и поискать в книгах, то вас увлекут многотомными историями о шведах, сарматах, индоевропейских корнях и даже санскрите и обязательно – рунах. Представляю, сколько диссертаций защищено по этому поводу. Спросили бы у Надюхи, как она из потемок ельника на русь вышла, у Гаши, которая на русь выносила горшки с геранью. Даже не представляю, зачем искать объяснение нашего родного слова, обозначившего весь наш род, в других языках и народах. Они что? Лучше нас с вами знают кто мы такие? Или в этом состоит ученость?
Мы – кривичи, дреговичи, поляне, древляне, но однажды решили призвать Русь, чтобы объединиться. И пришло племя Русь к нам и все мы сделались русскими. Так в летописи сказано. Не нами писано. В старину. Замечу, что кроме славянских племен к этому договору, присоединились и угро-финские племена: водь, веси, чудь. Поэтому можно считать, что Русь изначально формировалась, как империя, то есть государство, состоящее из разных этнических групп, с разным политическим и культурным устройством, многонациональным и многоязычным.
Хочу еще привести одно небольшое упражнение по русскому (торопецкому) языку. Оказывается, ученые люди языка нашего совершенно не знают. «Земля наша велика и обильна, а наряду в ней нет…» - говорит летопись.
И кому же пришло в голову слово «наряд» перевели как «порядок». Такой глупости несусветной только подивишься. Меня не раз отправляли в наряд и даже в наряд вне очереди. Но историки чудят не по-детски. И до сих пор не знают, что у нас на Руси и сейчас «закрывают наряды» и берут «подряды». И никто из русских не спрашивает объяснения этому слову. Все понимают. И все понимаю, что такое «урядник».
Взять подряд, взять наряд — значит нарядиться, подрядиться на выполнение какой-нибудь работы. Вот и подрядили славянские племена Рюрика, Трувора и Синеуса на трудную работу по объединению и управлению новым государственным образованием. А сколько ёрнических стишков написано по этому поводу.
Ведь немцы тароваты,
Им ведом мрак и свет.
Земля у нас богата,
Порядка только нет.
Не представляю, как можно было запутаться и заблукать буквально в трех соснах.
Что удивительного? Перевод «Слова о полку Игореве» стал притчей во языцех. И Боян якобы «растекался мыслию по древу» когда пел свое сказание: «растекашеся мысью по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы».
Ясно, что «течь» — это значит бежать. Вот примеры из Евангелия, что еще Мефодий и Кирилл нам перевели. «И изшед скоро от гроба со страхом и радостию велию, текосте возвестити учеником его» (От Матфея гл 28.8)
«Петр же востав, тече ко гробу…» (От Луки 24. 12)
«Тече убо и прииде к Симону Петру». «Течаста же оба вкупе: и другой ученик тече скорее…» (От Иоанна 20.2,4.)
Так что он не растекался, а бежал. Кто же не знал ни Мефодия, ни Кирилла? Явно не наш человек, не торопецкий, но обладал он воистину огромными полномочиями. Авторитетом и влиянием, чтобы так исказить смысл.
А белку часто называют «мысью» и сейчас, так же и векшей. Так что «бежал белкой по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками.» Вот как пел легендарный Боян. И не "растекался мыслью по древу."
- Вынеси на русь! Выйти на русь – Я сначала понял это как выйти вон, вынести вон, наружу. Нет, это значило, вынести на свет.
Русь – это весь белый свет. Слово исконно русское, славянское. Не норманское, не тюркское, не египетское, не санскритское, - русское словцо. Родное. И всем известное, кстати.
Наверняка Гостосмысл, который и призвал Русь, понимал Рюрика, потому что они говорили на одном языке. Ну, возможно, конечно, на разных диалектах, судя по расстоянию между Новгородом и островом Рюгеном, расстояние довольно большое, для того чтобы образовался диалект. То, что это племя викингов было славянским, а не нормандским, говорит имя одного из прибывших с Рюриком вождей – Синеус. Явно не скандинавское имя. Мы и сейчас понимаем его этимологию – «Синий ус».
Еще дальше нас хотят увести, предполагая, что слово Русь произошло от топонима – реки «Рось». Ну, с какой стати? Ну, тогда уж фантазии надо дать полную волю. От племени этрусков пошло все. А скорее, сами этруски от русских.
Кстати, уже доказано, что Адам и Ева были украинцами. И галлы - французы пошли от Галицийцев. Все это из той же корзины галиматьи.
Торопец стоит на реке Торопе и река, разливаясь во все стороны протоками, плесами и озером Соломеным, разъединяет город. А город охватывает по берегам реку, словно держит ее в своих руках. В Торопе не было каменного Кремля, зато было две крепости, одна на острове с валами и деревянными укреплениями, и другая - земляная, на воде. Кремлем, то есть, стенами Торопы служит река. Потому что центр города находится между двух проток Торопы. Это не какие-нибудь рвы, а настоящие две незамерзающие стремнины с крутыми берегами, которые запросто не перескочишь. А если и перескочишь, то найдется в Торопце и своя крепость совсем уже неприступная. Цитадель. И называется – Холм Кривит. Построили этот холм кривичи, - круглую пирамиду посреди озера. Говорят, в 6 веке насыпали. И до сих пор существует этот высоченный холм, правда, теперь он уже на берегу. Усыхает озеро, усыхает река. В нем, на вершине стоял княжеский деревянный дворец. И вот уже 50, а то и 100 лет, каждое лето тут ведутся раскопки. Много чего нашли. И вроде бы даже остатки укреплений, и разметили планировку внутреннего городка.
Так что осмотреть Торопец лучше всего с воды. И без лодки тут делать нечего. Надюха заходила к нам нередко. И однажды предложила мне покататься на лодочке. Была у нас лодка, я спросил разрешение у Кирилл Антоныча, и мы пошли кататься.
Простоте Надюхи не было предела. Она при мне на лодочке сняла свои капроновые чулочки на резиночках, и выстирала. Потом оказалось, что у нее уже давно есть жених, ждут только совершеннолетия. И однажды она пришла и с женихом, и попросились покататься на лодочке. Я вынес им весла и ключ от замка, но Гаша придержала меня за ворот, чтобы я не шел сними. И они совершили своё свадебное путешествие мимо Небина монастыря, по озеру Соломено, вокруг сказочных храмов русского, читай, торопецкого барокко, Богоявленского и Корсунского.
Вряд ли есть на земле город, который создал свой неповторимый архитектурный стиль и дал ему свое имя. А Торопец создал. И этот стиль называется «торопецкое барокко». Создан он был в 18 веке, меньше, чем за сто лет. Этот стиль прослеживается не только в храмовом строительстве, но и в частных купеческих домах. Где они, сказочные русские терема? А вот тут они запрятались. В Торопце. И это тоже продолжение торопецкого языка, певучего, как рулада, заменяющего постоянно «е» на «я». И рыбак если скажет вам неожиданно: «Смотри, какого я вчера «лЯща» поймал! И разведет широко руки в стороны, вы не теряйтесь, и отвечайте: «Да нЯ надо привирать-то. Не бруи что попадя.»
Торопец – «торг опч». От этих слов происходит его название. Торг общий. Тут некогда сходились торговые пути. И торопецкие купцы доходили даже до Персии, Индии и имели там свои представительства. А теперь скрылся Торопец в лесах, в разливающейся Торопе, которая торопливо бежит в Западной Двине. Скрылся на своем острове, в объятиях реки, как какой-то град Китеж. А ведь городок постарше Москвы будет и в 2024 году стукнет ему 950 лет, согласно первого летописного упоминания.
Свидетельство о публикации №222092301233
Недавно почитала о Торопце современном.Что там есть две гостеприимные гостиницы, стадион для местных, что трибуны полны, в том числе и молодежью, а футболисты подбегают простодушно хлебнуть пивка, и снова на поле).
...Очень интересный рассказ. Насколько поняла из фамилий и сдержанных рассказов своих родственников, в Торопце еще были польские семьи (якобы явился с золотым оружием один из предков-шляхтичей)). А словечки из говора нет-нет, да и проскакивали, я думала - шутят так).
Спасибо!
Геля Островская 06.08.2023 09:41 Заявить о нарушении