Пространство Бернарды Альбы. Рецензия

Мне удалось таки попасть на новый лабораторный спектакль Константина Демидова в арт-пространство «Свои», что в творческом кластере на Зипе.
Этого режиссёра в Краснодаре уже знают по двух очень хорошим спектаклям в Молодежом театре и как главного режиссёра в период сотого сезона Театра Драмы и пандемической лихорадки театров. Все это было более чем достойно, хоть и всего два года.

После этого Константин уехал, но потом вернулся в город и выпустил в частном Театре «Мой» читку, три спектакля и выпустил два курса. И теперь в Своих ещё один лабораторный курс с итоговым спектаклем. Пьеса была выбрана под тех актеров театра «Мой», которые решили дальше продолжить своё проф. обучение на новом курсе Демидова. И судя по всему не прогадали. Ими были девять актрис, под них и была найдена пьеса Лорки о женском мире без мужчин.

Небольшой реверанс в сторону: по прошествии времени можно сказать, какую бы пьесу не взял в работу Константин Демидов, это будет сделано стильно и очень глубоко с вертикалью нравственности внутри.

Спектакль «Дом Бернарда Альбы» на мой взгляд создан с большой любовью к этой драматургии, женскому миру и к актрисам играющим эту историю. Все сцены выверены и наполнены глубоким внутренним содержанием. Разница с текстом только в некоторых изъятых, неважных персонажах появляющихся на несколько минут и ремарки автора что „..в основу этой трехактной пьесы положены действительные события, которые он стремился воспроизвести с документальной, фотографической точностью“. Режиссер не послушался этой рекомендации и отыскал грань между подробным существованием актрис и метафоричностью с нотками абсурдизма, что оказалось только на пользу спектаклю. Например в сцене с гостьей дома Пруденсией, когда она просит показать одну из дочерей кольцо, которое той подарил жених, она в буквальном смысле пробует его на вкус и говорит „М-м-м... Три жемчужины...“, что добавляет в тему сплетничающих соседей щепотку абсурдного любопытства, которое имеет место быть и в нашей жизни.

Метафоричными же придумками являются дверь-гроб, барабан служанки и ткань-фата-саван, и конечно кукла-бабушки. Довольно любопытная задумка, тем более что по факту слова старой Марии Хосефы о свободе и замужестве, говорят именно ограниченные дочери Бернарды, которые управляют куклой.
Вообще, начало с спектакля с африканским барабаном сразу даёт понять, что сейчас будет не бытовая история и танец Аделы в конце спектакля, только подтверждает это. О нем надо сказать отдельно, т.к. страшное событие а жизни этих женщин режиссер и хореограф (Евгения Пичкалева) умудряется преподнести столько эстетично и чувственно, что мурашки бегут по телу от начала и до конца. Тем более, что по всему полотну спектакля как жемчужины разбросаны композиции не знакомой мне до просмотра Ясмин Леви, и лейтмотив «War» Горана Бреговича. Не только атмосфера композиции, но и название отражает внутреннее состояние дома Альбы. Война и сопутствующее насилие, как внешнее так и внутри каждой героини. Прежде всего насилие над собой.

Всё что я описал выше немного омрачается тем, что в этом удивительно-чувственном спектакле, некоторые актрисы играют несколько шероховато, но вспоминая о том, что эта постановка появилась в результате двухмесячного доп. обучения актрис Театра «Мой» понимаешь, что зрители получили гораздо больше чем могли бы.

Дай Бог Краснодару больше таких спектаклей возникающих после обучения! Аминь!!

(в публикации использовано фото Юрия Корчагина)


Рецензии