Брошюра Человек-Личность-Душа Часть 2
Тертулиана, Спекторского, Иоанна Богослова,Иоанна Кронштадского, Афанасия Великого и других отцов христианской церкви.
А также с учением Ивана Ильина и Народного Знания о ДУШЕ.
Е. Спекторский в статье «Личность в Христианстве» [4] пишет:
«... без Христа ничего не вышло из культуры человечности и личности.... действительное совершенство человека предполагает такую всечеловеческую высоту, до сих пор которую мог указать людям только воплотившийся Богочеловек.
Полноту идеи человека дает только христианство.
Для него личность это не индивидум, то есть ... не социальный атом, единица ... суммируемая в социальную группу или массу. Это также и не сверхчеловек, который становится по ту сторону добра и зла, для того, чтобы самоопределиться в своеволии.
Слово человек в Новом Завете, может быть, и не звучит гордо. Но это звание носили апостолы. Звание человека носил и Сын Божий, охотно именовавший себя сыном человеческим. (далее о Пилате, фразе «сё человек).
И наконец, когда ап. Петр помышлял не о том, что Божие, но что человеческое,
то Христос назвал его уже не человеком, а сатаною (Матф. 16,23) . Таковы основные идеи для культуры личности и человечности, для евгеники и педагогики.
Эмпирически данный человек никогда не может считаться вполне готовым как человек. Достаточно поставить его перед Евангелием, как перед зеркалом. – Ни ителлектуально, ни морально, ни социально он не достиг совершенства.
Настоящий человек, настоящяя личность это не факт настоящего, это задача будущего ... Ибо в Евангелии дан совершенный парадигм человека.»
(выделения – мои жирным шрифтом в брошюре).
Иван Ильин [3] на стр. 698-699 пишет:
«... Не следует сводить человека к его «сознанию», мышлению, рассудку или «разуму»: он больше всего этого.
Он глубже своего сознания, он проницательнее своего мышления, могущественнее своего рассудка, богаче своего разума. Сущность человеческого существа – утонченнее и превосходнее всего этого. Его (человека) определяет и ведёт не мысль и не сознание, но ЛЮБОВЬ, даже и тогда, когда она в припадке отвращения судорожно преобразуется в ненависть и окаменевает в злобе.
Человек определяется тем, ЧТО он ЛЮБИТ и КАК он ЛЮБИТ. .... образование не воспитывает человека, а полуобразованность прямо развращает людей.»
В книге «Закон Божий» [2] написано:
«... Человек – венец творения ... представляет собой живое, органическое соединение земного и небесного, материального и духовного ... в зависимости от души тело может представлять из себя сосуд греховной нечистоты и скверны, но может содеяться и храмом Божием и совместно с душой участвовать в прославлении Бога. ....
= по мысли слова Божия, душа человеческая представляет собою сущность, совершенно отличную от тела и от всего вещественного и стихийного,
имеет природу неземную, а премирную, небесную.
Григорий Богослов:
«Душа есть Божие дыхание». ... Душа – самостоятельная субстанция, отличная от тела. Душа управляет телесными стремлениями...
Тело,как бы, - орудие, инструмент художника, а душа – художник.
Тертуллиан:
«... душа способна отрешаться от тела во время сна, - как бы забывать о теле, продолжая работать, создавать образы, мечтать и мыслить.»
Ориген:
«... душа способна вступать в борьбу со стремлениями тела, как с чем-то ей чуждым и враждебным, ... и одерживать победу над телом. ... Она есть существо невидимое, иной природы, превосходящей всякую натуру телесную ... душе принадлежит разум, она обладает самосознанием, она имеет свободную волю.»
Афанасий Великий:
«... Душа представляет собой СИЛУ, приводящую в полное согласие и в полное единство все члены организма. ... Человек, находясь телом на земле, умом мыслит о небесном и его созерцает; будучи смертным по телу, рассуждает о бессмертии, ... имея тело временное, умом представляет себе вечное и устремляется к вечному, пренебрегая тем, что у него под ногами; само тело не помыслило бы о себе ничего подобного.»
Святые Отцы указывают, что Зло не есть какая-либо сущность, которая имела бы действительное самостоятельное бытие. Оно есть только уклонение живых существ от того состояния, в которое поставил их Творец. Поэтому не Бог виновник зла нравственного, но оно исходит от самих существ. Сущность зла состоит в нарушении воли Божией, заповедей Его и того нравственного закона, который написан в совести человека.
Это нарушение называется грехом. Бог же сотворил душу, а не грех. ... В глубине побуждений и жизненной деятельности человека оказались – похоть и гордость.
Плотская похоть – ослабление власти духа над телом, подчинение низшим плотским желаниям; ... похоть очима (глаз,зрения-?) – личные кумиры и привязанности, жадность и алчность мирская, зависть. Гордость – самомнение, эгоизм, превозношение, презрение к другим людям, к слабейшим, любовь к себе, тщеславие (= жажда славы). ...»
НАРОД о ДУШЕ:
Русский народ и все славяне прекрасно знали, понимали и чувствовали, что
Душа – это великая сущность человека (сейчас это знание, может быть, не столь очевидно для простого русского человека, и почти совсем неочевидно для интеллигенции).
Это свое знание народ отразил и отражает в море понятий и характеристик. Вот малая часть этого, для примера. –
Душа ликует и поет, рыдает, страдает, любит, плачет; - молится, надеется, ждет, верит, тоскует, веселится, болит, алкает; - она бывает чистая, грязная, невинная, высокая или низкая, подлая.
Существует душа народа, святая душа, родная душа, огромная душа; душевная беседа = по-душам поговорим; Россия – это душа народа;
-- душу задевают, щипают, обижают, кусают, рвут на части. Существует реально душераздирающая песня, фильм, музыка, рассказ, повесть, история.
Жен и девушек хороших называют «душенькой». Врачи используют термины: душевно-больной, душевно-умственно больной или отсталый.
-- Душа отошла в мир иной, преставилась, стыдится, стремится.
Она бывает ласковая, милая, приятная, противная, отвратительная, пакостная, грубая, греховная, любознательная, опрометчивая, созидающая. С душой или без души люди работают, выполняют обязанности. Но почему-то грубые материалисты говорят, что нет души, что она не сущность, не существует...
Поэт И. Козлов (1779-1840) написал:
«Прости мне, Боже, прегрешенья, и дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья в надежде, вере и любви.
Не страшны мне мои страданья.
Они – залог любви святой.
Но дай, чтоб пламенной душой
я мог лить слёзы покаянья. ...... ».
Иоанн Кронштадский (Святой) напутствовал:
«Различай в себе Духа Животворящего и духа мертвящего, убивающего твою душу. Когда в душе твоей мысли добрые – тебе благо, легко; когда на сердце спокойствие и радость, тогда в тебе дух благий, Дух Святый;
а когда в тебе недобрые помыслы или сердечные движения, тогда – худо, тяжело; когда ты внутренне смущен, тогда в тебе дух злой, дух лукавый. ...
Дух лукавый есть дух сомнения, неверия, страстей, тесноты, скорби, смущения;
а дух благий есть дух несомненной веры, дух добродетелей, дух свободы духовной и широты, дух мира и радости. По этим принакам знай, когда в тебе Дух Божий, а когда – дух злой.»
Свидетельство о публикации №222092301368