Брошюра Личность Ум Мышление Человек Часть 3
Ранее было показано, что согласно христианству это действительно так и есть: личность, душа человека и его психика – это либо динамические, либо стационарные системы; - бифуркационные сущности, системы; - имеющие при определенных условиях хаос и порядок, аттракторы плюс (добро, вера, Бог) и аттракторы минус (зло, грех); - а достижение гармонии в душе, порядка, нормы и устойчивости в душе и психики достигаются с помощью церкви и веры с активным участием самого человека (самоорганизация) и посредством группы практических методик, обрядов и веры:- пост, молитва,покаяние, евхаристия, причастие, прощение близких и, главное, любовь к ближнему.
При наличие веры в Бога и появлении зла и греха в повседневных обычных условиях, или в экстремальных условиях (экстрим события, состояния, психическая и-или умственная потеря устойчивости и здоровья), страхов, безысходности, тоски, склонности к самоубийству из-за бессмысленности жизни, потери её смысла для себя, и тд, - применение практических методов религии и Церкви приводит к трансформации, преобразованию души(личности) человека, очищению души от греха, зла, тоски, страхов и более сильных болезней тела, души, личности, психики человека.
Он приобретает смысл и цель жизни, укрепляет свою веру, надежду и любовь, физическое, моральное, нравственное и духовное здоровье.
Материалисты считают и верят, что человек полностью смертен:- смертны его тело, ум-разум, психика и душа, если даже она есть, и личность.
Очень часто простые люди, даже без веры в Бога, а только веры в «кумиры» те или иные, верят и считают, что душа после смерти живет, что души умерших людей видят с «неба» их жизнь и иногда навещают людей, помогают им.
По взглядам, учениям экзестенционалистов человек и его личность наиболее полно проявляются в экстремальных условиях, когда перед ним стоит вопрос «жизни-смерти». В общеи-то это и всем людям известно...
Материалисты и простые люди практически знают, что «личности» гениальных людей – после их смерти – продолжают «жить» на земле в «памяти потомков» некоторое время – десять, сто, а то и тысячу лет, -- в виде «Мифо-Личностей» и в виде их дел земных, их «творчества».
Христиане же полностью верят, что душа всех «добрых людей» - бессмертна и независимо от их дел в земной их жизни.
Подводя итог всем этим опытным и теоретическим взглядам и учениям, можно написать такую символическую (в буквах) формулу о личности (Л) и душе (Д) человека, как динамических (по времени – Т) систем бифуркационного (БФС) свойства:
(Л) = (Д) = (БФС) = Функция-F { T; EC; ES; EE; EI }, где:
Т – время (Time); E – (extrim) = extraordinarily = чрезвычайно, в высшей степени = экстремально = «экстрим» ; EC = (E-C) = E- Conditions = Е- Условия = ЕУ; ES = (E-S) = E- States = Е- Состояния = ЕС; EE = (E-E) = E- Evеnts= Е- События, случаи = ЕСс; EI= E- Information = Е- Информация= ЕИ.
Причем, под (ЕИ) мы имеем ввиду такого рода экстрим-информацию, как-то:
--
- а) информацию очень большого, огромногого объема; когда мозг человека (например, студента) с ней не справляется и он может или точно попадает в психбольницу; возникает изменение, бифуркация личности, а в случае сумасшествия длительного – человек становится инвалидом, недееспосбным, а иногда даже просто теряет «личность», уподобляясь «человеку-животному-растению»; --
-- б) бифуркации личности обычно появляются тогда, когда «качество» информации злое, страшное, опасное, смертельное, убийственное, грязно-необычное, неизвестно-непонятное, переворачивающее душу и-или все прежние другие хорошие представления о том, что хорошо, а что плохо; например, тут даже одного сообщения хватает на то, чтобы душа, психика и разум человека «помутились», опасно и страшно для труда и деятельности изменились.–
Например,«весточки» о смерти, об убийстве, о смертельном заболевании близкого человека, об измене супруга(и), об изнасиловании или разврате или разводе твоего ребенка хватает для этого... Часто одного слова хватает, чтобы надолго выбить человека «из колеи». Поэтому народ говорит:
«Слово – серебро, а молчанье – золото».
Разумеется, бывают в жизни такие люди «сильной, железной воли», когда экстремальные случаи, события, состояния и сообщения не приводят их к потери работоспособности и к изменению их личности даже на короткое время. Либо если «экстрим», горе и сильно подействовали, то люди как бы отстраняются от него, стараются не думать о постигшем их горе. Это – обычный практический метод...
Приведем дополнительно к вышесказанному и нашей символической формуле ряд случаев и примеров бифуркации у человека:--
1) Человек очень успешно делает что-то одно (в спорте, в учебе, в науке, в музыке и тд) и вдруг внезапно бросает это и переключается на другое. Причем это часто бывает не только в 9 – 15 лет, но и позже; иногда – в любом возрасте, - и в 20 – 25 лет, и в 40 – 60 лет. –
2) Поступление в институт, окончание института, получение профессии, смена профессии, женитьба/ замужество, развод – все это часто приводит к изменению личности человека. Слабому, среднему или сильному. –
3) Генерал, герой и сильная личность в армии, после репрессии и попадания в тюрьму ведет там себя негеройски, а подчиненно – он «никто» как личность. Если потом его освобождают из тюрьмы и он попадает на фронт, то там он снова становится сильной личностью, героем. –
4) В средние века , с виду простой обычный человек, православный солдат Иван Русский попадает в плен к туркам, где проявил такой высоты твердость в вере, характере и личности, что турки его очень сильно зауважали, хотя и пытали и казнили.
Он русской церковью был причислен к лику Святых. –
5) И наоборот, часто «выдающиеся личности» (актеры, герои фильмом, идеалы мужской красоты и силы, супермены), попадая в реальные условия, опасные для здоровья случаи в жизни, становятся трусами, то есть «слабыми, мерзкими личностями». –
6) Простой крестьянин, рабочий, человек попадая на фронт или в тюрьму, или под пытки, вдруг становится героем, человеком крепкой воли и сильный духом, готовым отдать свою жизнь за родину. –
7) И наоборот, религиозный или общественный лидер, уважаемый многими людьми человек, проповедующий морально-нравственные ценности (учитель, священник, пресвитер, дьякон, известный артист и тд) в обычной жизни, попадая на допрос органами власти или разведки, совершенно спокойно (видимо, со страхом в душе) проявляет трусость, предательство близких ему людей, его «учеников» и-или занимается доносительством.
Еще ряд примеров того, что личность человека – бифуркационна: изменчива, является функцией обстоятельств, времени, событий и состояний: --
-- к человеку пришла слава и он может стать «другим человеком», зазнаться и тп, и говорят: не выдержал испытание славой; -- человек ушел в монастырь, либо на войну, либо просто в армию, любо в тюрьму; там или по возвращению оттуда – он стал часто «другим человеком»; -
-- человек сделал крупное преступление, ребенок солгал или проворовался первый раз, девочку или девушку изнасиловали, ребенок 12-ти лет стал подростком (13-15-16 лет) и изменился сильно, человек стал инвалидом или заболел раком, климакс у женщины изменяет её личность иногда сильно – например, она может стать лесбиянкой,
-- пришла старость – и человек изменился- например, подобрел, - а за старостью идет глубокая старость...
И в заключение еще раз об экстремальной информации, сильно влияющей или даже изменяющей личность:
--1) Ветхий завет и христианская инквизиция средних веков устанавливали законы и практически приговаривали к смерти ворожеев, гадалок, отгадывателей снов, «ясновидящих», вещателей будущего, чрево-вещателей, вызывателей душ мертвых, поклонников сатаны, хулителей Бога, гипнотизеров, колдунов-колдуний, развратников, секс-извращенцев. Так как их действия часто приводили к изменению души, психики и здоровья людей в плохую сторону.
–2) Рядовые по способнястям дети или даже отстающие в школе, олигофрены и тп (я лично знал таких двух детей, подростков 14 и 16 лет в городе Туле в конце 1980-х) после прочтения Евангелия и нескольких встреч с верующими людьми – вдруг сильно поумнели! Парень стал почти философом. А девочка стала известной ясновидящей (в хорошем смысле).
Почти аналогичное случилось со Св. Праведным Иоанном Кронштадским (1829-1908) в его детстве и в училище. Мальчику Ване Сергееву учеба давалась с огромным трудом. Но он постоянно и долго молился Богу о даровании ему хотя бы средних способностей к учебе. В автобиографии он пишет:
« ... на шестом году отец для меня купил букварь... долго мне не давалась эта мудрость... скорбя о неуспехах своего учения, я горячо молился Богу о дарования мне разума.... и я помню, как вдруг спала точно пелена с моего ума, и я стал хорошо понимать учение. На десятом году меня повезли в Архангельское приходское училище. ... моя непонятливость к учению была действительно несчастьем. ...
Среди сверстников по классу ... я был последним учеником... Я обратился за помощью к Вседержителю, и во мне произошла перемена. В короткое время я подвинулся вперед настолько, что уже перестал быть последним учеником. ... и к коцу курса стал одним из первых в науках и был переведен в семинарию, в которой окончил курс первым учеником. ...»
И вот, этот отстающий мальчик и юноша, повзрослев, превратился вначале во «Всероссийского батюшку», а после смерти был причислен к лику Святых праведников. Его книги, Учение о Молитве, стало новым в богословской мысли и, особенно, практики. И оно завоевало весь христианский мир. –
-- 3) В СССР в 1918—1930-е годы, прежде верующие в Бога дети, подвергнувшие агитации и пропаганде материалистов, атеистов и бебожников, вступили в ряды ВЛКСМ, стали атеистами, широко предавали своих родителей вплоть до отказа от них и смены фамилии. Налицо явление массовой бифуркации личностей подростков и молодежи в СССР в мирное время 1923-1930-х гг. –
-- 4) Такие же явления массовой бифуркации сознания, убеждений, психики и личности у молодежи произошли и в ряде других стран в ХХ веке – в Китае и США в 1960-х, например.
Концептуальная модель системы базовых сущностей синергетического формирования личности человека
УМ И МЫШЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Из своего педагогического и репетиторского опыта работы с юношеством и наблюдения за студентами, аспирантами и молодыми специалистами я уже в свои молодые годы заключил, что «тип мышления человека» формируется к 14-17 годам и потом он не изменяется по всей его жизни.
Исходя из целей своей педагогической и научной работы я тип мышления делил на такие главные типы: 1) физико-математический; 2) технико-инженерный и-или изобретательский, конструкторский; 3) биологический, геграфический, медицинский; 4) гуманитарный.
От правильной диагностики, идентификации типа мышления зависит, -а) какую учебу, университет, кафедру, профессию посоветовать абитуриентам, - а в будущем от этого зависит успех или не успех человека в профессии, его удовлетворенность ею или нет, и уровень мастерства в профессии; -б) какую тему, задачу предложить человеку для его НИР, - и какими методами достичь успешного выполнения им этой работы; -в) как строить контакты, беседы, обсуждения со студентами, аспирантом или взрослым специалистом на обычные, постороннии или профессиональные темы.
В тип (4)"Гуманитарный" я объединительно включал всё то, что не подпадало в (1,2,3) типы, а именно:-
художественный, литературный, музыкальный, учительский, артистический, философский, бизнесменский управленческий, финансовый, журналистский.
Для моей профессиональной деятельности ученого, физика-математика, логика и программиста этим типом (4) я не интересовался, но он разумеется встречался у коллег, у подчиненных и у начальства. По мере необходимости приходилось с этим считаться и идентифицировать людей.
Часто более интересным для меня было диагностировать человека из (1 – 4) типов по следующим родам их мышления и ума:
- Логический род-тип мышления, Аналитический ли, Образно-художественный, или Системный, Остро-проницательный ли, Глубокий или Разносторонний ум, или Пассивный, безразличный.
Я также сторонник взгяда о том, что людей надо делить не по их образованию, но по развитости их ума, по глубине ума. Что приводит всего к трем частям:
Интеллектуалы-мыслители, «Оразованщина» (читай вся иная интеллигенция) и Развитый тип людей (ум и знаниия, острота и глубина ума простых или даже совсем необразованных людей; чаще крестьян, иногда рабочих).
Разумеется, в жизни встречаются и другие типы и роды мышления или подтипы.
Уже в конце школы я понял, что: -1) вокруг очень много талантливых, способных людей и поэтому не зазнавался; -2) но очень много и тупых, дураков; -3) и понял то главное для будущей своей жизни и деятельности, что наш русский, славянский ум, мышление и способности ничем абсолютно не хуже ума и мышления западно-европейцев и всех других; - и это в дальнейшей жизни, учебе и научной работе всегда подтверждалось.
Поэтому у меня никогда не было преклонения перед Западом, равно как не было и «шапкозакидательства» перед ним: - не пустыми словами, хвастовством, но реальными делами (я имею ввиду творческие дела-достижения в науке, инженерии, культуре) надо доказывать перед миром равенство русских перед Западом и Востоком. А иногда и преимущество.
Это как в спорте. И к научной своей деятельности я относился именно как к стремлению к победе, как к профессиональному спорту.
ТЕРМИН "ТАЛАНТ"
С молодых лет я очень осторожно отношусь к термину «талант»... И считаю, что это слово повсеместно неправильно употребляется.
Вместо фразы «талантливый» человек, ребенок, студент, ученый, художник и тд я употребляю слово «способный» - способный к учебе, к спорту, к науке, к живописи, поэзии и тд человек.
Меня коробит даже слышать слово «талант», «талантливый»!
Потому что для меня (и верю для всех «мыслителей» в мире) эти слова означают очень-очень высокое и глубокое и очень важное, очень выдающееся и реальное «ДЕЛО», «Произведение», а не просто любое творческое дело среднего пошиба, которое, возможно, имеет только временный, «местячковый» эффект.
Поэтому наличие научных степеней у человека на меня никогда не действовало гипнотетически. Наоборот, я очень мало встретил по жизни докторов наук и профессоров, которые сделали что-то значимое для науки. По моему опыту таких людей только от 2 до 5 человек из 100 (2% - 5%), не больше.
Образованные люди (уже давно они считаются «интеллигенцией» в СССР и России),
по моему опыту жизни, отличаются по уму, глубине мышления и даже по широте оного от «простых» людей только на 1-2%.
Вот такова цена «образования», учебе в ВУЗе – добавка на 1-2% или нулевая!
Такой же процент отличия по глубине и широте ума между, скажем, простым врачом или инженером от кандидата и доктора наук, от доцента и профессора.
По глубине ума и мышления на 97% все люди одинаковы!
– Так как ум и мышление, их глубина и широта, образность и аналитичность рождаются с ранних детских лет. И если человек не дебил, не олигофрен (кстати, олигофрены тоже часто очень умные люди во многих темах бесед с ними), научился говорить, знает хорошо устный язык, то он уже «Человек»! Именно человек в полном смысле этого слова.
Надо отметить, что в развитости ума, образности и аналитичности мышления ребенка огромную роль играют сказки (русские сказки и «персоны» в них для русских детей) и народные обычаи, праздники, игры, а также степень глубины и ума и развитость речи, языка его родителей, бабушек, дедушек, близкой родни.
Очень сильно влияет на детей их религиозность, встреча в детские годы с понятиями Бог, дух, душа, зло, добро, грех и тд, знакомство детей через бабушек и дедушек с рассказами из Библии, Евангелия, рассматривание и слушание объяснений по Иконам, висящим в доме, Святой Троицы, личного для ребенка Ангела-Хранителя.
Родительские объяснения детям – на улице, на природе – присутствия Божественного дыхания в мире, божественной красоты мира вокруг, неба в вышине, и на примере природы объяснение ребенку Гармонии, действия абстрактных законов Трех, Единицы, 4-х. Не подумайте, что это все посильно только образованным родителям.
Нет! Через православие, церковь ранее в России все крестьяне прекрасно знали и использовали в быту то, что в университетах называется греческой философией.
Поэтому необразованные крестьяне могли своими простыми словами объяснить детям любую «философию», изучаемую в институтах. А часто дать детям намного более глубокие знания и чувстовования, чем профессора дают студентам.
Роль Образов, Чувств, Идей, концепций, впечатлений, созерцаний тд
Итак, с ранних детских лет в ум, мышление, психику, чувства речь и умения человека закладываются знания о мире, Символы, Образы и Идеи, и начальные абстрактные Концепции и Модели.
В том числе вера, знание что хорошо, что плохо, Добра и Зла, горя и радости, счастья и несчастья, Любви и ненависти, надежды и оптимизма, героизма и подлости, трусости, предательства, Воли и Силы, Бога и Ангела-Хранителя, Души и смерти, матери, отца, Бого-матери, Христа, Родины матери, и тд.
Закладываются кругозор, устройство мира людей и природы, глубина и широта мышления, терпение и глубина сопереживаний, уважение матери-отца и почитание старших, свободолюбие или подчинение начальникам. Проявляются творческие способности, развиваются умения, формируются интересы. Формируется или закрепляется будущий ТИП МЫШЛЕНИЯ.
Прот. А. Ельчанинов пишет, дает советы людям, недавно пришедшим к вере и в Церковь:
« Я убедился, что ежедневное чтение святых отцов и житий ... – главнейшее и действительнейшее средство для подтверждения нашей веры и любви. Это чтение конкретно рисует нам области, куда мы стремимся, дает нашей вере образы, идеи и чувства,указывает пути, обнадеживает описанием ступеней, этапов внутреннего движения, согревает сердце влечением к блаженной жизни святых подвижников. ...»
Синергетика Формирования Личности –модель. Рис. вверху, как заставка к Части 3.
Итак, что добрая материалистическая (естественно-научная) мысль называет «Личностью» человека, то ранее наука, ученые, врачи, психитры, художники, писатели и религия называли «Душой» человека.
Христианство и философы-идеалисты, и даже сейчас многие простые люди считают и верят, что Душа имеет самостоятельную Сущность, что она управляет Умом (Разумом), Психикой, Чувствами и Сердцем (?) человека и что душа-бессмертна.
Студентам гуманитапрных вузов в России преподают, что "Личность"- это очень агрессивная и очень амбицизионная сущность человека. Что она – потребитель культуры по типу рядового интеллигента.—
Она активно изрыгает из себя на общество свою энергию, идеи, борьбу за свободу (видимо, от общества) и разные дела (творческие акты). Общество же (его институты, партии, власти, организации) на неё – Личность – похоже не давят,
не заставляют, резко против личности ничего не делают.
Это мало похоже на реальность.
Категории Разума и Мышления авторами учебников для гуманитарных университетов совершенно не раскрываются, и понимаются как самоочевидные.
То есть на обще-обыденном уровне всё и вся «очевидности».
Выше что были и ниже наши представления отличаются от представлений авторов этих учебников.
Мы стремимся вскрыть не столь сущности и объекты внешнего мира человека, сколь внутренний мир. Его можно назвать и ВДМ (духовный мир),
но тогда не ясно, что понимать под духовностью.
Поэтому у меня ВДМ был выше и будет здесь миром души-личности, психики, разума, мышления. И он будет применим на 90% к личности всех обычных, рядовых людей.
Рисунком-"заставкой" к части 3 брошюры мы вскрываем, приоткрываем этот тайный, скрытый мир личности человека – мир очень сложный, долгое время рождающейся,...
Первенство в нашей модели формирования личности человека (большой круг в центре рис.1) мы отвели глубине мышления, сознания и подсознания человека. В этой области под действием внешнего мира (в широком смысле) и действиями чувств, сердца и психики ( с частичным действием назад на них) рождаются, создаются, погибают, укрепляются «внутренние и огромные МИРЫ человека): -
- Символы, Образы, Идеи, Отвержения, Цели-Аттракторы и Пути к этим Целям, Вера и Любовь, и Концептуальные Модели (КМ).
КМ - это модели всего мира, его объектов, отдельнывх людей и мира общества, так и модели самого себя в этом внешнем мире, модели познания себя и своих действий, и что тоже важно – высоко-общие и абстрактные «конструкции», супер-абстрактное, модели-конструкции основных базовых и духовных субстанций.
Зарождение, формирование этих огромных миров человека проиходит по нашим представлениям в душе, разуме, сознании, подсознании и в сердце человека (смотри внешний круг, обхватывающий большой внутренний на рис.1). Возможно, что часть процессов в них и часть памяти локализованы в спинном мозгу человека, либо в других участках тела и органах, пока неизвестных науке.
Из этого внутреннего мира рождаются, выходят в более явный и ощутимый мир (смотри треугольные выходящие сущности на рисунке; их 12-ть):-
= (дух и Душа), Заблуждения, (Знания, умения, мастерство), Вера, Воля, (ум, Разум – уже действующий в реальном органе-компьютере – в мозгу, что мы и подчеркнили таким образом), Психея (это нечто большее, чем просто психика; я «психею» употребляю с молодых лет), Фобии-страхи, (Убеждения и Принципы), Мировоззрение, Любовь, и Таланты.
Плоский, 2-размерный рисунок не позволяет всё правильно и полно отобразить, разместить. Нужно несколько плоских рисунков, чтобы полнее и точнее представить нашу модель формирования личности, - еще лучше: для этого нужна кампьютерная 3-, 4-размерная.
РЕЗЮМЕ к брошюре
== Сделан сравнительный обзор ествественно-научных и религиозных учений о человеке, личности и душе
=== Предложены ряд логико-символических (записей, формул) для описания категорий человек и личность
=== Показано, что человек, личность и душа = это БиФуркационная система со свойствами Аттракторов, Порядка и Хаоса. То есть она - объект Синергетики
--=== Разработаны три модели для категорий ЛИЧНОСТЬ , Мифо-Личность и Само=Моделирующая Ситема человека (рис 1, 2,3)
Summary
Short review of a problem is done, and synergetic approach to analysis and modeling of a personality are applied. Man and personality as a bifurcation system are shown. Identity-survey “man” is offered. Concept-cognitive model of the personality-soul formation and a model of the myth-personality origins are created.
Свидетельство о публикации №222092301501
То есть на обще-обыденном уровне всё и вся «очевидности».
(это - постулат из моей статьи)
Николай Ботов 08.10.2022 14:23 Заявить о нарушении
Вместо фразы «талантливый» человек, ребенок, студент, ученый, художник и тд я употребляю слово «способный» - способный к учебе, к спорту, к науке, к живописи, поэзии и тд человек.
Меня коробит даже слышать слово «талант», «талантливый»!
Потому что для меня (и верю для всех «мыслителей» в мире) эти слова означают очень-очень высокое и глубокое и очень важное, очень выдающееся и реальное «ДЕЛО», «Произведение», а не просто любое творческое дело среднего пошиба, которое, возможно, имеет только временный, «местячковый» эффект.
Николай Ботов 08.10.2022 14:29 Заявить о нарушении