Море жизни

  Фланелевка тёмно-синяя, брюки чёрные, туфли до блеска начищенные, воротничок форменный и фуражечка с околышком. Рота выстроилась на утренний развод перед училищем! Ребята в роте разные! Имеются и отличники, и неуспевающие! Но всех их объединило море и ветер дальних странствий. Курсантам море по колено! В прямом и переносном смысле! Могли не спать сутками и учиться на отлично! Многие из них станут капитанами, а потом и большими руководителями, а у кого-то жизнь сложится не очень…

 Здание управления Каспийского морского пароходства располагалась в красивом старинном, до революционной постройки, особняке на улице имени Алёши Джапаридзе, в доме номер пять. До революции, а вернее до 1920 года, улица эта называлась Ольгинской. Наверное в настоящее время улицу опять переименовали, а впрочем не знаю, но к нашей истории это не имеет  никакого отношения. Служба безопасности мореплавания  находилось на втором этаже, в этом же здании и являлась неотъемлемой частью управления пароходства, можно даже сказать было его ключевым звеном! Это сейчас, правда до недавнего времени,  во главу угла зачастую ставили бизнес интересы. Прибыль, затраты, цены и так далее, а раньше, во времена СССР, главным приоритетом была безопасность, но и об экономике правда тоже не забывали. Возглавлял службу опытный капитан дальнего плавания, фамилию за давностью лет уже и не вспомнить, который был настоящим профессиональным моряком и просто хорошим человеком, и старался, в основном, набирать  в службу своих бывших однокашников по Бакинской мореходке, тоже капитанов дальнего плавания, на которых мог положится  на все сто процентов. Каспий ведь очень своенравен и ошибок человеческих  очень часто не прощает, да к тому же танкера и сухогрузы пароходства работали и на Чёрном море, и в Средиземке, в море Красном, в беспокойном Персидском заливе, в море Северном и на Балтике, а ещё бесперебойная паромная переправа и пассажирский флот. Одним словом дел много и как воздух нужны надёжные люди, настоящие  мастера своего дела. Капитаны-наставники службы безопасности мореплавания были людьми обладающими бесценным опытом морской практики, за плечами которых был почти сорока пятилетний опыт работы в безбрежной водной стихии, которая даже сейчас, при всех , казалось бы безграничных возможностях современной техники, очень плохо поддаётся прогнозу. Наше Центральное проектно-конструкторское бюро иногда согласовывало со службой мореплавания те или иные чертежи, или инструкции. Вот и в тот раз надо было согласовать с ними чертёж судовой трап-сходни. Сказано-сделано! Чертёж был готов и я поехал в на согласование. Капитан-наставник, который должен был согласовывать наш чертёж знал меня с самого детства, мы дружили с его сыном, но на работу это абсолютно не влияло! Он был по хорошему въедлив и вникал в каждую мелочь. Мы с ним поработали минут двадцать , а затем его вызвали к начальству и он, извинившись, ушёл. За соседним столом, немного правее и сзади, другой капитан-наставник принимал очередной квалификационный экзамен у третьего штурмана. Задачу наставник, перед экзаменуемым, поставил такую. «У Вас  пробоина с правого борта в районе такого-то шпангоута , на уровне ватерлинии. Вы вахтенный помощник ! Ваши действия!» Наставник повторил задачу несколько раз, по ходу уточняя её деталями, чтобы наверное облегчить штурману задачу, но молодой судоводитель в течении, по моему полу часа, так толком ничего и не смог ответить. Единственное, что он сказал более-менее определённое, было следующее :» Направлю радиограмму о проишествии в пароходство, диспетчеру!» Все попытки капитана -наставника выудить из него ещё какую-нибудь информацию были безрезультатны! Одним слово радиограмма и всё! Мысленно пытаясь ответить за штурмана, я схематично начал выстраивать предположительно правильные действия в подобной ситуации. Понято, что необходима общесудовая тревога, срочно доложить капитану, но это прописные истины, а дальше...Уточнить место пробоины и её размеры! Перекачать балласт, топливо, чтобы создать крен или дифферент для того, чтобы обеспечить возможный доступ к пробоине снаружи. Приступить к откачки принятой через пробоину морской воды! Ну, а дальше аварийный лес, домкрат, пластырь, аварийная группа по расписанию и постараться заделать пробоину и так далее... Не знаю удовлетворил бы мой ответ строгого экзаменатора, но тут вернулся мой капитан-наставник и мы продолжили работу...
 


Рецензии
Да, как обидно, когда работают рядом неучи...
Иван

Иван Цуприков   23.09.2022 07:55     Заявить о нарушении
Да, согласен с Вами. Совершенно верно.
С уважением

Александр Штибин   23.09.2022 14:56   Заявить о нарушении