Невезучее судно. Случай первый

   Работал я тогда в «маленькой такой компании», судоходной. Нормальная, для тех лет компания, с нормальным русским хозяином. Позже такие хозяева скинули малиновые пиджаки и ушли во власть. Правда, многие дожить по каким-то причинам до «светлого будущего», не смогли.
Это судно было систершип моего парохода, однотипное. Отличалось только тем, что у нас было два трюма, а у него один, общий. Постройки ГДР, тоже морячек прибрежного плавания. Но какое-то невезучее. Команды были знакомы друг с другом и общались на совместных стоянках в Питере и Голландии и делились новостями  за рюмкой чая, если позволяло время.



   Была зима.
   Двигаясь в Питер, в караване судов, маленькое, семидесяти метровое судно, периодически застревало. Мощности  в 1000 лошадей не хватало ему, чтобы раздвинуть или продавить льды Финского залива. Караван вел мощный мурманский ледокол. Капитаны и штурманы обоих судов были знакомы и периодически выходили на связь,стоя на вахтах. Многие были знакомы еще с училища, как капитаны обоих судов.
И капитан морячка попросил друга-капитана ледокола совершить круг  и обколоть его. ОК, ответил тот и мощный ледокол, развернувшись, совершил циркуляцию вокруг малыша прибрежника. Обколол и, давя зимний лед,  повел караван дальше, к порту.
 Маленькое судно, взвыв турбиной немецкой машины, дернулось за ним, к дому. Но сил не хватило и ,пройдя несколько десятков метров, снова уперлось в лед.
Капитан сплюнул за борт и дал отбой машине. Тоскливо глядя вслед уходящему в зимний день каравану, достал пузырь виски и налил присутствующим на мостике.
   Удрученно вздохнув, ребята выпили. Налили по второй и снова выпили, стало веселее. Тоскливо вот так, во льдах, в каких-то часах хода от дома, стоять в ожидании помощи. Ледокол доведет караван, потом сформируют новый, портовые буксиры выведут их за Кронштадт, где их подхватит мощный мурманский ледокол и поведет к кромке льда где-нибудь у Таллинна.


 
   После выпитого, стало у ребят на душе полегче. Ничего, ничего, подождем, не в первой. Ярко светило зимнее солнце и расходиться по надоевшим каютам не хотелось. Выпили по кофейку, потекли разговоры, время замедлило свой ход. Сработала сигнализация по уровню воды в осушительном колодце первого трюма.
«Боцман! Замерял колодцы?»-спросил капитан.
«Конечно, еще в 9 утра. Все норм было. Наверное, датчики запотевают»- ответил боцман.
 Судно было хоть и бодрое, но далеко не новое, из начала семидесятых. Соответствовала и автоматика тому времени. И датчики колодцев были не поплавковыми, а конструкции дурной, которая срабатывала от попадания конденсата.
Ложных срабатываний хватало, тревоги сигнал ни у кого не вызвал,обычное дело. Щурясь на белизну льда, ребята попивали кофе, чередуя с рюмками виски.
Взломанные ледоколом торосы, начали замерзать, температура была низкой. Сработали следующие датчики уровня колодцев.
«Достали эти гребанные датчики»-было общее мнение.  Прошло время, пока второй штурман Виктор(он то и поведал мне подробности),не обратил внимание на увеличивавшийся дифферент судна на нос. Народ встрепенулся и боцман был срочно в трюм на осмотр и замеры воды в колодцах.



   «Тонем! Тонем, мля!-начал орать боцман еще с бака. Его крики были услышаны и команда поднята по тревоге.
Оказалось, что обкалывая судно, ледокол надавил на лед так, что сдвинувшиеся льды проломили борт ниже ватерлинии. Трюм был частично затоплен и вода продолжала поступать через пробоину. Неприятностью было и то, что в трюме плотно стояли контейнеры и расстояние между ними и бортом, составляло около полуметра. Команда резво затащила в трюм жесткий пластырь и струбцины. Тренировки по "Борьбе за живучесть" на учебно-тренировочном судне дала результаты. Стоя по грудь в воде, в темноте, в тесном пространстве,команда установила пластырь на пробоину. Поступление воды в трюм было остановлено, вода откачена.



   Знакомый мне по пароходству токарь, работавший там мотористом, застудил почки. Ему досталось больше всех, был он роста чуть больше 1м 60 см., вода доходила ему почти до шеи и он сильно простыл. С морскими походами,после этого случая,он закончил.

   А со штурманом Витей мы дружно отработали контракт и посидели под арестом судна. Выпивая, и вспоминая тот случай, он мрачнел и надолго замолкал, качая опущенной головой в такт своих мыслей.


Рецензии