Рекордсмены по выживанию в океане

Тот, кто видел шторм в океане и уж тем более пережил его, понимает, какая это природная стихия.  Я бывал в штормовом океане, видел эти огромные волны, когда наша подводная дизель-электрическая лодка всплывала на поверхность, чтобы зарядить аккумуляторные батареи, на энергии которых передвигалась под водой.  Нашу довольно большую (свыше 2000 тонн водоизмещения) субмарину бросали волны как скорлупку, хотя старались держать курс перпендикулярно накатывающим на нас волнам огромной величины.

А как же можно устоять против такой силы не в спасательной шлюпке или любом другом плавсредстве, а именно плотике, которые тогда назывались плот или поплавок Карли, по имени их изобретателя.

Он представлял собой овального вида пустотелый бублик из металла, дополнительно покрытый слоем пробки или капки и поверх всего обмотанный полосками плотного брезента и окрашенный. Бублик был разделён на отсеки. Внутри его окружности находилась деревянная решётка, к ней крепились вёсла и ёмкости с припасами и водой. Решётка располагалась так, что не имело значения, какой стороной плотик упадёт на воду. Люди должны были сидеть на самом поплавке или, если места не хватало, плавать рядом, держась за верёвочную обвязку. Вот фото, что на заставке. На нем видно, как спасались на этом плотике моряки.

Эти плотики были различных типоразмеров и у различных производителей могли кое в чём отличаться конструктивно

Так что выражение "поплавок Карли" со временем стало чем-то вроде "Дизеля" - все дизели несмотря на общее название могут сильно отличаться.

Но перейдём к заявленной теме.
10 ноября 1942 года торговое судно SS Benlomond под британским флагом отплыло из Кейптауна и направилось в Парамарибо на побережье Южной Америки к северу от Бразилии. Через тринадцать дней в Атлантике его заметила немецкая подводная лодка в 750 милях к востоку от устья реки Амазонки.

Это была U-172 под командованием капитан-лейтенанта Карла Эммермана

Войну он закончил, имея счёт в 26 потопленных судов и Рыцарский крест с Дубовыми листьями на шее. В тот раз он тоже не подкачал, всадив две торпеды в борт соей жертвы, в результате чего она скрылась под водой всего через 2 минуты.

Между обломков, качающихся среди растёкшегося по поверхности океана мазута, остался плотик с пятью членами команды парохода на нём, а шестой оказался в некотором отдалении, поддерживаемый на поверхности спасательным жилетом. Это и был наш герой, второй стюард столовой китаец Пун Лим. Он направился было к товарищам, призывая на помощь, но тут рядом с плотиком всплыла лодка и людей забрали на неё.

Пун затаился, но вскоре его товарищей высадили снова на плотик. Он снова попытался приблизиться к ним, а лодка увеличила скорость и стала погружаться. Когда он догрёб до того места, на поверхности воды не было ни плотика, ни людей. Можно представить его состояние!

Однако через 2 часа он наткнулся на другой плотик, забрался в него и началась его эпопея. На плоту было несколько банок печенья, сорокалитровая ёмкость с водой, немного шоколада, мешок кускового сахара, несколько сигнальных ракет, две дымовые шашки и фонарик.

Он плохо умел плавать, поэтому сразу предусмотрительно привязал к руке верёвку, прикреплённую другим концом к плоту. Не зная, сколько придётся находиться на плоту, он расходовал еду экономно. Однако со временем вода всё же закончилась, он старался собрать хоть сколько-то дождевой в брезент от своего спасательного жилета, а также высасывал сок из пойманных на самодельный крючок рыб. Я так понял, что ловля была успешной, поскольку часть добычи он сушил на солнце.

Но однажды налетел шторм, Пун Лим потерял всю рыбу и скопленные крохи воды. Умирая от жажды, он ухитрился поймать птицу и высосать её кровь. А вторую использовал в качестве наживки для крутившихся вокруг плота акул. Одна всё-таки попалась на крючок из гвоздя. Он заволок её на плотик и прикончил ударами металлической ёмкости, наполненной морской водой.

Потом разрезал ножом, сделанным из жести консервной банки и утолил жажду кровью из акульей печени. Туша была разрезана для сушки, в том числе и плавники - известный китайский деликатес.

Он страдал от солнечных ожогов, обезвоживания и отчаяния. Однажды мимо прошёл пароход, но не остановился. Немцы применяли такие приманки в виде спасательных средств, карауля из-под воды сердобольных спасателей и это уже было известно.

Потом американский самолёт заметил его, сбросил сигнальные буи, но тут же начался шторм и плот снова затерялся в океане. А ещё он видел прошедшую мимо немецкую подлодку, но та не обратила на него никакого внимания.

5 апреля 1943 года три бразильских рыбака в 16 км от берега заметили небольшой плот, на котором размахивал каким-то тряпьём измождённый человек. Это был 133 день его одиссеи.

Его история получила большую известность в то время. Вот он беседует с американским адмиралом. Этот снимок у меня в комментарии.

Опыт Пун Лима доводился до личного состава флота, был снят учебный фильм о выживании в море с его участием. Король Георг VI наградил его медалью Британской империи (BEM), а Королевский флот включил его рассказ в руководства по методам выживания.

В конце концов он стал американским гражданином. Лим умер в Бруклине 4 января 1991 года в возрасте 72 лет, пережив Эммермана на один год.
Перед смертью он сказал о своем рекорде: «Надеюсь, никому не придется его побить».

Но на счёт этого есть некоторые сомнения. Вот что случилось с судном SS Fort Longueuil, шедшем из Адена в Австралию с грузом фосфатов. 19 сентября 1943 года к югу от острова Чагос в Индийском океане оно было торпедировано немецкой подводной лодкой U-532. Fort Longueuil взорвался, разломился пополам и затонул в течение нескольких минут.
Командиром U-532 был корветтенкапитан Оттохайнрих Юнкер

И этот корабль стал первым, потопленным им за свою карьеру. А всего на его счету 8 судов, до Рыцарского креста он так и не дослужился, его высшей наградой был Немецкий крест в золоте. Дожил, кстати до 29 апреля 2000 года в возрасте 95 лет.

Первоначально 7 человек были выброшены из тонущего корабля и добрались до плота. Они окликнули подводную лодку и попросили взять их на борт, но получили отказ. Экипаж подводной лодки не дал им ни ориентиров, ни еды, ни воды. Один из выживших, который был ранен, вскоре скончался. К 3-м суткам в открытом море вся провизия кончилась. К вечеру 20-го дня только четверо мужчин лежали замертво на плоту, но дождь оживил двоих .

Это были Мохамед Афтаб и Такар Миа, индийские члены экипажа, один работал пожарным, а другой смазчиком. Они продолжали выживать, ловя случайную рыбу и морских птиц, и делали это в течение невероятных 131 дня. А вот тут есть разночтения. По одним подсчётам, они провели на плоту 131 день, по другим - 134. Как бы то ни было, путь они проделали более длинный, чем Пун Лим.

Хотя и тут есть разночтения - вынесло их на берег Индонезии или Малайского полуострова.

Им повезло меньше, чем китайцу - они оказались в плену у японцев. В концлагере на Суматре им много раз поручали одиозную задачу: нести тела военнопленных союзников, обезглавленных японцами, в места захоронения. Они были освобождены только после Дня Победы и вернулись в Ливерпуль на пароходе «Дербишир».


Рецензии