Капканы кальвинизма

/Апологетика/

"Между народом Моим находятся нечестивые: сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей" Иеремия 5:26.

«Ибо, явилась благодать Божия, спасительная для всех людей, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» Титу 2:11,

«Ибо, мы сделались причастниками Христу, если только...» Евр.3:14

Благодать спасительна для всех, но мы сделались причастниками Христу, если только – это столпы христианства, на которые совершается атака врага, причиняя ущерб ниве Господней.

Кому-то повезло наследовать жизнь вечную, а кому-то — нет. Счастливчикам мало того, что спасение сваливается на голову неожиданно, даже, не спросив их, так, ещё и на пути веры не нужно напрягаться ни в чём. Бог за них всё сделает. Ну, а, остальным несчастным придётся погибнуть. Такое примерно представление о христианской вере в кальвинизме.

Кальвинизм, как ржавчина, разъедает христианскую среду, производя губительное действие на дух человека. Захватил часть протестантской среды, в частности, часть баптистского движения (приверженцев Кальвина, Сперджена, А. Коломийцева — рупора современного кальвинизма), также, является базой для харизматического движения. Кальвинизм назван одним из наиболее влиятельных мировоззрений в Америке (журнал «Time», March 12, 2009)

"Вот, благословение и проклятие предложил Я тебе" — Бог всегда предлагает человеку выбор и наделяет ответственностью за свой выбор. Кальвинизм же отвергает такой выбор и проповедует фатализм, "непреодолимую благодать" и "непреодолимое проклятье". Он отвергает человеческую ответственность за принятие призыва евангелия и подчинение Богу, и за дальнейшее соблюдение спасения, освящения после уверования, называя эти библейские принципы "человекоцентризмом".

Таким образом, оправдывается бездействие со стороны человека по отношению к Богу и Божьим требованиям. И возлагается на Бога злая воля безусловного предопределения части людей к погибели, частичное искупление мира (избирательность жертвы Христа).

Кальвинистское богословие о частичном искуплении мира и безусловном избрании "Бог искупил часть мира, спасение безусловно и предназначено избранным" — это ИНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ.

Настоящее евангелие сообщает: "Бог во Христе примирил с Собою мир (весь, а не часть), не вменяя людям (всем, а не избранным) преступлений их, и дал нам слово примирения...и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом!" (увещевание Бога ко всем людям мира) – 2 Кор.5:19.

Иные евангелия — это подмена. Таким образом, мы имеем дело с промыслом сатаны, внедрённым в протестантскую среду, и разоблачению этого промысла мы посвятим разбор данной темы.

Понятие "спасение" имеет два смысла: общее (для мира) и частное (для отдельного человека).

"Ибо, не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него" Иоанна 3:17.

В общем плане Божья любовь, будучи по своей природе безусловной, совершила безусловное спасение мира Христом. Для того, чтобы умереть за мир, Иисус Христос не ставил миру никаких условий. "Ибо, так возлюбил Бог мир, что отдал Сына", "Но Бог Свою любовь доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы ещё были грешниками", "предавший Себя для искупления ВСЕХ" (Иоан. 3:16, Римл.5:8; 1 Тим. 2:5).

Но в частном плане требования Божьих принципов ограничили спасение, сделав его обусловленным, «чтобы...очистить Себе народ особенный». Какой же это особенный народ?

О вопросе "предопределения избранных".

Римлянам 8:29 "Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал"

Прошу обратить внимание на этот стих: точка отсчёта — не предопределение (одних к спасению, других — к погибели), а предузнание. Предузнание — определяет (обуславливает) предопределение. Бог смотрит на поведение людей, на употребление ими их воли в направлении добра и зла, в направлении Бога, из чего делает выводы, какие люди перспективны для Него с точки зрения Его требований к человеку, а какие нет.

Титу 2:14 "Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам". Особенный – это ревностный к добрым делам.

Предузнание – это не то, что Богу известно, кого Он предопределил к спасению. И не то, что Ему известно, кто сможет уверовать. А знание наперёд тех людей, кто имеет в себе достаточно потенциала быть годными для вечной жизни, подобно доброй почве, доброму семени, из которого выйдет что-то путнее. Бог знает тех, чьё сердце будет склонно к Нему и к добру.

"Очи Господа обозревают землю, чтобы поддерживать тех, ЧЬЁ СЕРДЦЕ ВПОЛНЕ ПРЕДАНО ЕМУ".

И это "вполне предано Ему" и относится к предузнанию (2 Парал.16:9). Таких Он предопределяет быть подобными Сыну Своему, призывает и поддерживает.

Подобным образом объясняется и предузнание Богом тех, кто к погибели. Бог знает тех, чьё сердце не будет предано Ему.

"Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
Ибо, всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» Иоанна 1:9

В кальвинизме точка отсчёта не с предузнания, а с предопределения, что вносит идею безусловности этой самой предопределённости (основу кальвинизма и его фатализма). И не учитывает первичный фактор предузнания сердец по их склонности к Богу и добрым делам.

Фатализм констатирует, что никто не может выбрать Бога, что Бог Сам выбирает, причём, независимо от их воли, но это неверно. Люди не только могут, но наделены ответственностью обратиться к Богу с покаянием.

"Бог ПОВЕЛЕВАЕТ ВСЕМ людям покаяться" — Деян.17:30.

Ограниченная благодать. Кальвинизм учит, что Спаситель умер не за всех и пролил кровь не за всех, но только за избранных. И, что, поэтому призыв Христа отвергнут все остальные. Что все люди ожесточены в грехе полностью, нечувствительны ко Святому Духу, неспособны откликаться на Божью благодать, а Сам Дух Святой работает только с избранными и обходит стороной неизбранных.

И это демонизирование природы человека и Бога. Но воля Бога, как говорит Писание, не в определении части людей на погибель, а, наоборот, чтобы никто (!) не погиб. "Бог долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы ВСЕ пришли к покаянию"—2 Петра 3:9.

«А Христос за всех умер» 2 Коринф.5:15. За всех! Для этого Иисус искупил грехи всех, и благодать спасения предложена всему миру. Чтобы от Адама каждый его потомок имел искупление. И, собственно, Иисус умер за Адама, а в Адаме заключено ВСЁ человечество. Поэтому, Святой Дух трудится над КАЖДОЙ душой, неся ей Свет истины, Божественную любовь, сообщая евангелие и побуждая к покаянию.

«Ибо, так возлюбил Бог мир, что отдал Сына» Иоанна 3:16,
«Вот Агнец, Который берёт на Себя грех мира» Иоанна 1:29
«Он есть умилостивление за грехи наши и не только за наши, но и за грехи ВСЕГО МИРА» 1 Иоанна 2:2,

Иоанна 16:8 «и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня». Они отвергнут призыв Евангелия не потому, что не смогли его услышать, а потому, что смогли, услышали, но НЕ ЗАХОТЕЛИ принять.

2 Фессал.2 глава: «погибающих за то (!), что они не приняли любви истины для своего спасения». Проявили свободное волеизъявление отказаться. И, так как, Христос пролил кровь за всех, но они не покорились Ему, потому это и грех, потому и будут виновны.

У всех людей есть способность избрать послушание Богу. Но не у всех есть желание сделать это, и это их выбор, а не предопределение. Иоанна 5:40. «Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Поэтому, кальвинизм – это ересь.

Человек в представлении кальвинистов – это нравственный ноль и безвольное существо, не способное ни на что доброе, а Богу вменяются некоторые качества зла: предопределение греха, отсутствие любви к части человечества, обесценивание Жертвы Сына. И это не что иное, как богословская химера, нашедшая себе место в христианстве. Ограничение совершенства Творца, Его качеств и дел – это грех. Говорить о Боге и Его делах хуже, чем есть на самом деле, – это богохульство. Чем это чревато, пусть кальвинисты задумаются.

Понятие о воле человека в кальвинизме толкуется превратно. Отрицается свобода воли. В кальвинистском понятии человек – марионетка или сатаны, или Бога. Но воля человека априори – СВОБОДНАЯ И НЕЙТРАЛЬНАЯ, и ей нельзя давать никакой нравственной оценки. Так же, как нельзя давать нравственной оценки ножу, которым можно убить и которым можно нарезать хлеб, чтобы накормить голодных.

Само слово "воля" означает "свобода". Она относится к сфере духа и является инструментом выражения свободы личности, и, прежде всего, в духовно-нравственном поле, проявляя отношение сердца к лагерю добра и зла, Бога и сатаны и имея право на выбор. Поэтому, воля – свободна и не порабощена ни Богу, ни греху (плоти), ни дьяволу. А свобода наделена ответственностью за последствия, как этой свободой распорядишься. К этой ответственности относится в конечном итоге Суд Божий над каждым человеком за прожитую им жизнь.

Каждому дана совесть. Она является инструментом для интуитивного различения добра и зла, вложенным в наш дух, с функцией побуждения в сторону добра. И одни прислушиваются к ней, а другие – вероломны. И отношения человека с совестью – это основной фактор работы Бога с человеком, с теми, кого Он избирает ко спасению.

Псалмопевец Давид был склонен к Богу, любил Его, и на этот фактор совести опирается Давид. Пс.1:18 «Если бы я видел беззаконие в сердце моём, то не услышал бы меня Господь».

Об этом факторе говорит и апостол Павел, он благодарит Бога за предузнание его сердца и признание его верным, что повлекло избрание, он пишет о себе:
1 Тимофея "1:12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии".

Совесть даёт оценку ситуации, но воля принимает решение, быть слугой совести или её врагом! И в этом её свобода. В рабстве греха находится плоть – ветхое естество человека, психофизические составляющие, но не дух, и не воля, относящаяся к духу. Итак, воля определяет направление движения, вектор жизненного пути личности. Это инструмент для принятия решений и стержень христианской жизни, который сатана выбивает из-под ног человека через извращённые учения о воле человека.

На принципе свободной воли основана вся история мира и грехопадения, начиная с дерева выбора добра и зла. Это дерево и есть доказательство наличия свободной воли человека и намерения Бога, чтобы человек делал этот выбор: склоняться к добру или злу, к Богу или сатане. Человек был безгрешен, никакой порабощённой грехом воли (термин кальвинистов) у него не было, однако, он сделал выбор в сторону сатаны. Как и ангелы, последовавшие за сатаной в его бунте против Бога.

Так и спасение людей: касание благодати, побуждение к приложению усилий человеком для выхода из тьмы к свету, пробуждение духа, развитие духа и, наконец, рождение свыше новой твари во Христе — в крещении Святым Духом (обретении залога спасения, заметьте, ЗАЛОГА спасения, а не самого спасения), — все эти процессы основаны на постоянном употреблении свободной воли, выраженной в ежедневном, ежеминутном выборе курса: что сделать, то или иное, в ситуации, в поступке, в отношении к чему-либо и кому-либо.

Это постоянное проявление свободы воли, и оно не прекращается весь жизненный путь христианина. И на этом пути, после обретения благодати Святого Духа, будут те, кто лишится этого залога спасения, лишится благодати, и будет отсечён и брошен в огонь, как и предупредил Господь в 15 главе Иоанна об отсечении негодных ветвей от Лозы.

Также, Писание предупреждает о том, что повторного покаяния после утраты благодати — НЕТ.

«НЕВОЗМОЖНО однажды вкусивших благодати и сил будущего века и ОТПАВШИХ опять обновлять покаянием», таких людей ждёт страшная участь — Евреям 10:26. Их ждёт Суд пострашнее Суда по Закону Моисея. И не надо людей обольщать! Нет ни повторного спасения, если был цинично попран Завет Крови, и Святой Дух был оскорблён и покинул человека, нет ни законсервированного спасения по кальвинизму. Это ересь. Спасение души от начала и до конца — тяжёлый процесс, требующий много самых серьёзных усилий от человека, поскольку, целый ряд факторов противодействует этому.

Мы не можем иметь спасения при жизни, а только залог. Это разные вещи, и насколько ты понимаешь их, настолько это повлияет на отношение к вопросу. Если ты знаешь, что имеешь только залог, то будешь бодрствовать, чтобы его не утратить. А если ты считаешь, что обрёл спасение, то, чего тогда и беспокоиться, зачем бодрствовать? Оно никуда не денется. Вот на этом кальвинизм людей и ловит. Они не упоминают понятия "залог", а говорят "спасён". И это людей духовно расслабляет и останавливает.

Они не бодрствуют, не воюют ни с плотскими проявлениями, ни с духовными атаками сатаны и злых духов, и, тем более, не воюют за спасение других душ. И в этом промысел сатаны.

«Имеющему добавится, а у неимеющего отнимется» (Мар.4:24,25; Мф. 13, 12). Сатана у них отнимет всё, что было дано Богом, с их небрежности, попустительства, ленности, неверности и боязливости. «А участь боязливых и неверных в озере огненном» (Откр. 21:7). Про ленивых, нерадивых, неверных рабов Господь сказал страшные вещи.

Давайте называть вещи своими именами. И употреблять правильные выражения: НЕ СПАСЕНИЕ, А ЗАЛОГ спасения. Как написано: «запечатлены обетованным Святым Духом, 14 Который есть залог наследия нашего» (Ефес.1:13); «Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2 Тим.1:14).

Залог – это то, что может быть отнято. Разве, не так? Написано: Храни! Не сохранишь – лишишься. Вспомним пять неразумных Дев! Они же лишились! Однажды они получили Елей в свои светильники, а потом растратили и не восстановили.

Матфея 25: 14 «Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё...
Господин же его сказал ему в ответ: ЛУКАВЫЙ РАБ И ЛЕНИВЫЙ! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27
посему, надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью;
28
итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29
ибо, всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30
а НЕГОДНОГО РАБА выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Матфея 24:50 «придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
51
и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов».

Кто там продолжает утверждать, что спасение законсервировано?

Проблема ересей в том, что они в промысле сатаны, чтобы люди не могли спастись. Ереси закрывают спасение. Люди не могут родиться свыше, пока не наставлены в верном вероучении. Сатана извращает всё и везде, что и где только можно. Не одно, так другое. Не другое, так третье. Даёт ложные учения. Даёт ложных духов. А если даже и в верном вероучении пребывает человек, то сатана сделает нечто следующее, чтобы ввести в грех или усыпить, чтобы человек не бодрствовал или не плодоносил, или утратил елей в светильнике.

Проповеди кальвинистского склада учения в целом подходят для евангелизации, потому что, проповедуются основы евангелия – Мессианство Иисуса Христа и спасение по благодати. Они подходят для обращения, но не для дальнейшего духовного пути. Типичные для кальвинистской позиции с их идеей законсервированного спасения и человеческого безволия, они располагают к расхолаживанию и небодрствованию.

И этот увод в небодрствование, вместо напряженного труда по духовному пути и возрастанию в вере, приводит к потере благодати, если даже она и была поначалу, толкает к духовному падению и потере спасения. И это является ловким манёвром лукавого по совращению избранных.

Господь неоднократно предупреждает: «Бодрствуйте!», 1-е Петра 5:8 «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить»;

Евреям 12:28 «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать»;

2 Коринф.6:1 «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами».

Благодать нужно хранить, об исполнении благодатью нужно заботиться, о пребывании в среде благодати возложена ответственность на человека:

Иоанна 15 глава: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают».

Мы знаем, что Писание называет такие категории христиан, которые, однажды будучи привиты на Лозу, впоследствии лишатся спасения:

неверные (Откр.2:8,Евр.10:26), ленивые (Матф.25:26), тепло-хладные (Лаодикийские 3 гл. Откр.), бесплодные (15 глава Иоанна), скверные (собаки и свиньи из 2 гл.2 Петра), неразумные – угасившие светильники (пять неразумных Дев).

«Ибо, мы сделались причастниками Христу, ЕСЛИ ТОЛЬКО».

Одно только это место Писания опровергает теорию безусловности избрания и спасения. Спасение НЕ безусловно! Бог не принимает всё на Себя! Он со Своей стороны гарантируя верность Завету с человеком, в то же время, ставит условия и возлагает ответственность НА человека! «Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твёрдо сохраним до конца» — Евр. 3:14

Итак:
«Ибо, явилась благодать Божия, спасительная ДЛЯ ВСЕХ людей, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Титу 2:11)

– ВСЕОБЩНОСТЬ БЛАГОДАТИ (а не избирательность),

«Ибо, мы сделались причастниками Христу, ЕСЛИ ТОЛЬКО...» (Евр.3:14)

– ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СПАСЕНИЯ (а не безусловность) — вот два столпа подлинного библейского учения, против которого восстал кальвинизм, предложив своё, иное "благовествование" от сатаны.

Массовость и популярность кальвинистского учения объясняется, на самом деле, очень просто: там, где не преподаётся ответственность человека за грех и приложение усилий в духовном труде, там и одобрение толпы. Но у Бога, написано, спасётся малое стадо. А массовость там, где широкая дорога в ад.


Рецензии