Комбайнеры

                Виталий Лазовский

                Комбайнёры
       Этот рассказ я посвящаю   93-х летнему бывшему комбайнеру, трактористу, труженику села  ныне здравствующему Николаю Дубовскому.

   Вторая половина августа 2022 года выдалась на редкость знойной. Температура в тени достигала 30-35 градусов. Зерновые  созрели почти одновременно на всех полях.  И началась уборка, а точнее, уборочная страда. Напротив нашей небольшой деревеньки, где я  живу летом, раскинулось огромное поле пшеницы. На мой взгляд, урожай с этого поля будет не меньше 40 центнеров с гектара. За три недели жары зерно в колосьях настолько высохло, что была опасность, что оно начнёт осыпаться.  Рано утром я проснулся от шума работающей техники и пошёл посмотреть. На поле работало 6 комбайнов. Но, один комбайн стоял у кромки поля. Я подошёл к нему. Рядом с комбайном прямо на земле сидел парень лет сорока и курил самокрутку, что меня очень удивило. Я поздоровался и спросил: «А почему это Вы курите не папиросы, не сигареты, а самокрутку?» На что  он ответил: «Докуриваю табак, который сажала моя бабка. Три года назад она умерла, и табак тоже кончается».  Вспоминая свой многолетний опыт курильщика, я попросил у него  закурить его табачку. Он с удовольствием со мной поделился. Так мы и познакомились. Звали его Николай.
-«А что случилось с комбайном?»- спросил я.  «Да, сначала затроил двигатель, а потом заглох. Видать, насос накрылся. Начальство уже знает, обещали привезти  насос с другого комбайна» .               В это время подъехал колёсный трактор с емкостью для опрыскивания. Но, штанги на нём не было, а был только резиновый шланг.
- «Николай, давай я тебя продезинфицирую, пока ты загораешь», - сказал подъехавший тракторист. По прежнему своему опыту я знал,  что под дезинфекцией подразумевается   промывание кабины от пыли и охлаждение.
-  «Езжай ты лучше к работающим мужикам. Им больше нужна твоя вода».  Тот послушался и уехал в поле. 
- «Николай, так на ваших комбайнах есть кондиционеры. Почему вы их не включаете?»
  - «Так из них за зиму весь фреон улетучился. Мы накануне жатвы от нашего начальника потребовали, чтобы их заправили.  А  2  дня назад он нам и говорит:  « Послал машину аж в Россию, поскольку не нашёл этого фреона в Беларуси.  Но, водитель прислал смс, что в Смоленске какая-то фирма заломила цену в три раза выше, чем она была. Ну, и что делать?». « Мы все дружно сказали: «Да и чёрт с ним».  Кто же думал, что будет такое пекло.» Тем временем подъехала летучка, и Николай занялся ремонтом своего комбайна  вместе с двумя парнями. Я же решил выяснить, какова  температура внутри кабины работающего комбайна. Дождавшись остановки одного из комбайнов для выгрузки зерна из бункера в машину, я поднялся в кабину и электронным термометром замерил температуру. Она оказалась 51 градус. Комбайнер сидел в одних трусах и обливался потом. Он подумал, что я корреспондент и стал крыть матом всех и всё. На что я ему ничем не мог ответить и спустился на землю. Выгрузив зерно, комбайн продолжал работать. По правилам эти ребята могли бросить эту работу, и никто не мог предъявить им претензии. В таких условиях работать нельзя. Но, они, в отличие от всяких начальников, прекрасно понимали, что надо убирать пока стоит  сухая погода,  и это зерно можно сразу складировать в закрома, не подвергая его никакой сушке. Не тратя на сушку тонны солярки и другие ресурсы. Если же задождит, что нельзя было исключить, то придётся перейти на раздельную уборку, ждать просыхания валков, а влажное зерно обмолачивается гораздо хуже и с большими потерями. И мужики не ропща, а только матерясь, продолжали работу в этих адских условиях.
     Вскоре включился в работу и Николай.  Я подошёл к летучке, где  два ремонтника, покуривая, перебранивались    друг  с другом.
 «Ребята,- обратился я к ним, – комбайн Николая, по моим подсчётам, из-за поломки насоса простоял 4 часа. У вас что, в хозяйстве нет обменного фонда, что вы снимаете детали с другого комбайна?» 
- « Ишь, чего захотел - ответил пожилой мужик, - ты, папаша, ещё вспомни про МТС.»
-«А я помню,- ответил я, - не будь в войну этих МТС, голодало бы не только население, но и армия».
   Мы немного пообсуждали текущие проблемы. А в это время опять подъехал трактор с бочкой воды.  Судя по выцветшей голубой краске  этого «Беларуса», ему было не меньше 25 лет. Мне достаточно посмотреть на мотор, чтобы определить, настоящий механизатор на нём работает  или так себе.  На моторе не было никаких подтёков. Я похвалил Алексея (так его звали) за отношение к технике.
- «Так это же мой кормилец, - ответил он,- у нас бригадный подряд,  и за эти  2 недели я заработаю больше, чем за зимние полгода». 
- «Но, у тебя же есть и приусадебный участок»? - спросил я
 - «Ну, есть 25 соток. Несколько лет назад я держал корову, и бычка, и свиней. А теперь остались только куры».
Наш разговор пришлось прервать. Приехала машина с обедом для механизаторов.  И все 6 комбайнов съехались на одну полянку. Кормили их  в кузове. Из армейских термосов им  подали борщ с куском мяса, макароны по-флотски и холодный компот. Под запись в тетрадке они брали  сигареты и  воду в бутылках. В это время Алексей   из бочки на своём тракторе поливал кабины комбайнов.  Я не рискнул подходить к ним во время обеда и расспрашивать их. Перекурив, они разъехались по своим делянкам. Алексей  тоже пообедал и помчался за новой порцией воды.  Жара усиливалась. Даже я, ничего не делая, обливался потом.
   Вскоре вернулся Алексей, и я опять пристал к нему с расспросами.
- «А какая у тебя семья?»
- « У меня две дочери-погодки и жёнка.  Дочери учатся в 5 и 6 классе.  А жена через 2 дня ездит на автобусе на работу в областную больницу, работает санитаркой. Раньше работала дояркой, но 2 года назад ферму ликвидировали, и работы для неё, да и для многих в деревне,  не стало».
    Тут он сорвался, побежал к трактору, услышав условный свист с одного из комбайнов, и поехал опять охлаждать кабины.  Минут через 15 он приехал к обочине, и мы продолжили беседу.                – «Бедные хлопцы, - заявил он, - это же настоящий ад, а не работа».
- «Скажи, Алексей, почему вы  перестали держать живность на своём подворье?»
 - «А невыгодно стало. Раньше за каждый шнурок покосов люди дрались. А теперь  коси, сколько хочешь. Большинство полей заброшено. Накосить я смогу, но чтобы вывезти сено-это уже проблема. Надо заплатить большие деньги. Комбикорма стали жутко дорогие. Считать мы теперь все умеем. Мой сосед 3 года назад из дерьма собрал небольшой трактор. Сам  собрал  копалку, и сажалку, и окучники  для картошки и помогал нам   возделывать  её.  Мы снова стали откармливать свиней. У него была даже небольшая тележка. Однажды в прошлом году он  на этом тракторе с тележкой решил привезти от заброшенной фермы  из соседней деревни перегной для теплиц. Так его на дороге поймали гаишники и оштрафовали за отсутствие документов на трактор. Какие на хрен документы, когда он всё своими руками сделал? Он рискнул и ещё  раз поехал, а у них как будто нюх на это. Снова оштрафовали уже так, что мы всем миром ему на этот штраф собирали. Петька наш напился после этого, взял кувалду и расхреначил свой трактор под орех. И опять мы остались с одними курами».
  После этого  Алексей снова поехал к комбайнам.  Я же увидел  невдалеке    комбайн Николая, который разгружал свой бункер  в самосвал. Подошёл к нему и  снова замерил температуру в кабине. Она оказалась 53 градуса. Мы с ним переглянулись,   я понял, что задавать вопросы не стоит и  ушёл с поля домой. На этом поле комбайнеры проработали ещё следующие сутки. Погода не изменилась.  Было такое же пекло. Подходя к дому, я размышлял о том, что увидел и услышал. Но разве не героизм проявляют эти парни, работая в таких условиях.  Они не произносят лозунгов, не матерят начальство, а добывают хлеб для своей страны, для своих граждан. Подумал о том, насколько они терпеливы и бесправны.
    Честь и хвала таким  труженикам, которые ещё есть на нашей земле. В такой стране как Беларусь.

28.08.2022  г. Минск.


Рецензии