11. 0. 7. Немецкие колонии в Закавказье

К этому в 1907 году добавилась «начальня школа", открытая для детей из всех закавказских колоний - для иностранцев была школа-интернат, - а в 1910 году она была преобразована в реальное училище. Те кто хотел дальнейшего убучения, должны были до 1918 года перейти в средние школы в Гяндже или Тбилиси.

Что касается духовной жизни, то в течение многих лет община зависела от активности мирян. Своего приходского священника Хеленендорф получил только в 1832 году. Он был оплачен правительством и получил от общины построенный дом священника. Собственная церковь не могла быть открыта до 1857 года.

Вплоть до 20-го века в швабских колониях придерживались старых традиций. В церквях все еще использовался достопочтенный сборник гимнов 1741 года. Хотя влияние строгих верующих постепенно уменьшалось, пиетисты долгое время сохраняли за собой право голоса.

 Почти до 1900 года Библия оставалась единственной книгой для чтения в школе. Кроме того, там не разрешалось петь народные песни, а танцы считались у древних  пиетитов смертным грехом. Конечно, многое со временем изменилось, но менталитет остался.

До сих пор иногда между возвращающимися в Германию российскими немцами и коренными жителями существуют разногласия. Зачастую пожилые переселенцы не находят себе места в евангелических церквях и поэтому, если они не находят религиозного дома у старых пиетистов, образуют свои собственные церковные круги, как это было когда-то двести лет назад. В остальном жители Хеленендорфа также придерживались древних пбычаев.

 В течение трех поколений они одевались по обычаю отцов и сохраняли свой диалект, абсолютно чистый швабский, который больше нигде не встречается. Это можно объяснить только тем, что на Южный Кавказ мигрировали исключительно швабы, тогда как колонисты остальных немецких поселений в России были выходцами из самых разных регионов, и поэтому со временем там образовалась диалектная смесь.

На Южном Кавказе также придерживались швабской кухни. Еще в 20 веке существовал немецкий черный и белый хлеб, по особым случаям - швабский пирог, а на Рождество - «спрингерле». В полдень на стол часто подавали шпецле или макароны, а на завтрак предпочитали пить кофе. Только по вечерам подавали чай из русского самовара.

 С другой стороны, за обедом и вечерней трапезой употреблялось большое количество вина. От кавказцев швабы переняли различные блюда из риса и шашлык (баранину на вертеле), от русских - супы (борщ) и закуски с овечьим сыром, огурцами, луком и т. Д.), А также лепешки местных жителей.

В »образцовой колонии" Хеленендорф процветают театр и музыка - после Первой мировой войны в высшей реальной школе в выпускной класс пришло четвертое поколение колонистов, которые стали более открытыми для мира. Отдавая дань уважения прогрессу, она во многих отношениях сделала свое место рождения образцовой колонией.


Рецензии