11. 0. 9. Немецкие колонии в Закавказье

На выпускных церемониях театральная труппа Oberrealschule также давала публичные выступления, в основном с драмами Шиллера. Последний раз комедия «Паразит» была показана в 1936 году. Такие мероприятия проходили в большом зале Немецкого клуба, который вмещал 400 человек.

Снова и снова Еленендорф был центром многолюдных праздников. Несколько раз хоры всех немецких колоний Закавказья встречались на широко разрекламированных певческих фестивалях. Встреча духовых оркестров из разных колоний в 1934 году также была довольно впечатляющей. Однако самым большим событием в истории Хеленендорфа считается празднование столетия в 1919 году.

 Для этого встречались все, кто имел на Кавказе звания и имена. Даже из Германии приехали гости. Основными моментами этого светского празднования стали праздничная служба, которую совершили пять священнослужителей, и историческое театра-лизованное представление длиной в милю по украшенным улицам Швабской колонии. После этого крупного события Хеленен-дорф считался самым значительным немецким культурным центром на Кавказе.

Жители Хеленендорфа происходили из семидесяти одного места в Королевстве Вюртемберг, но только двадцать две семьи были из Ройтлингена, который в Швабии считается «городом миллионеров». Поэтому неудивительно, что даже самые состоятельные люди кавказской колонии могли проследить свое происхождение до иммигрантов из шумного швабского промышленного города.

 Здесь упоминаются семьи Рейтлингов, Хуммель, Форе и Воттелер, которые сделали его самым известным, первые как землевладельцы и оптовые торговцы вином, а вторые как владельцы самых значительных ремесленных предприятий по всему миру. Эти предприниматели-личности сделали Еленендорф известным и знаменитым даже в России.

Уже в середине 19 века Иоганн Филипп Воттелер (родился около 1830 г.) стал первоклассным фургоностроителем в Кавказском регионе. Он руководил самой крупной из девяти фабрик по производству колес в Хеленендорфе и за долгую трудовую жизнь изготовил тысячи крытых фургонов, четырехколесных фермерских фургонов старого образца, которые вскоре нашли применение по всему региону, а также в Тюркестане и Персии. .

 Во время русско-турецкой войны 1853-56 гг. До десяти повозок Хеленендорфа ежедневно отправлялись из местных мастерских в русскую армию, и им платили по 500 рублей (1080 золотых марок) за штуку.

 До Первой мировой войны фирма Votteler - с 1900 года это было второе поколение с Готтлобом, Генрихом и Теофилом Воттелерами - могла противостоять растущей конкуренции со стороны Армении. В 1908 году годовой объем производства семейных фермерских фургонов, теперь производимых с помощью новейших электрических машин, по-прежнему составлял 300 штук.

Еще более обширную деятельность развернули две крупные винодельческие компании в Хеленендорфе, Vohrer и Hummel. Основатели этих фирм, известных по всей Европе, сумели подняться с самых маленьких начинаний до самых известных торговых домов Царской империи.


Рецензии