Загадка пещеры Альтамира
В.Ларичев. Прозрение. М. 1990.
...Он по ночам не мог уснуть в пещере,
Припоминая труд и подвиг свой,
И на рисунках оживали звери,
Добыча вожделенная его.
Глаз мамонта испуганно косится.
Летит олень, погоней окрылен.
Упал и, умирая, шевелится,
И кровь глотает раненый бизон...
(Валентин Берестов)
Очень важным признаком "человека разумного" стало развитие его творческих способностей. Полное осознание особенностей окружающего мира побудило людей попытаться как-то его отобразить, воссоздать в изображении, звуке, слове. Так возникло искусство - отображение мышления людей в творческих образах. Прежде всего человек запечатлевал природу, от которой он ещё очень сильно зависел.
Вопрос: Вспомните, каким "творчеством" занимались неандертальцы. Почему они не могли ничего изобразить рисунком или в игровой форме?
Вновь вспомните себя в двух-трёхлетнем возрасте. Именно в это время вы начинали по-настоящему постигать - какой он, мир? Это же делали и люди, жившие 40-20 тысяч лет назад. Они уже осознанно запоминали особенности каждого животного и растения, явления природы. Появилась потребность как-то это отобразить.
Ещё немногим более ста лет назад трудно было представить, что пещерные жители незапамятных времён умели рисовать. Однако сначала были найдены кости с изображениями различных животных, а затем - и настенные росписи в пещерах. Первой и самой знаменитой находкой осталась живопись в пещере Альтамира в Испании.
В один из ноябрьских дней 1879 года произошло великое открытие первобытной живописи, сделанное испанским землевладельцем, археологом-самоучкой Марселино де Саутуолой. Он увлёкся поисками следов первобытной жизни после того, как увидел на Всемирной выставке в Париже находки, сделанные во Франции - скульптуру и резьбу по кости более чем двадцатитысячелетней давности.
Вернувшись на родину, Саутуола начал раскопки рядом со своими владениями в гротах пещеры Альтамира на севере Испании. Сначала ему удалось найти обломки орудий труда и остатки украшений. Однажды 9-летняя дочь Марселино, Мария, сопровождавшая отца, закричала: "Папа, смотри, нарисованные быки!" Так удалось обнаружить изображения быков, лошадей и других животных на стенах и потолке пещеры.
Потом были фотографии, восторженные статьи в газетах и даже приезд в пещеру короля. Но когда на очередной конгресс собрались ведущие специалисты по археологии, Саутуолу...осмеяли. Никто из них не поверил, что прекрасные картины были созданы людьми ледникового периода. Живопись Альтамиры объявили подделкой, а Саутуолу забыли. А через год после его смерти столь же древние изображения зверей открыли в гроте Ляско и других пещерах на юге Франции. Так - слишком поздно - открытие Саутуолы было всемирно признано...
Также немало рисунков было найдено в горных пещерах во Франции. На стенах и потолках гротов первобытные художники изображали обычно животных, на которых люди охотились - диких быков, лошадей, антилоп, оленей. Более поздние изображения посвящены мамонтам и хищникам - медведям, тиграм. Поражает мастерство кроманьонцев, живших около 20-15 тысяч лет назад. Звери выписаны предельно достоверно, яркими красками. Встречаются изображения бегущих и раненых животных. Почти нет изображений людей или они показаны не полностью либо с головами животных. Рядом обнаружены и следы ног людей, застывшие в глине.
Вопросы: Предположите, с какой целью были сделаны эти изображения. Как вы думаете, почему почти не изображали людей?
Пещерная живопись возникла одновременно в разных районах мира. Ведь древнейшие рисунки найдены не только в Западной Европе, но и в Каповой пещере на Урале, в Индии, на севере Африки, в Австралии.
А всё-таки как здорово нарисовано! Но зачем пещерным людям надо было изображать именно животных? Может быть, они хотели изобразить их повадки? Или учили детей по этим рисункам... Но тогда почему зверей изображали в самой глубине пещеры? Там, где рисунки могли осветить только факелы? Тогда, может быть, там о чём-то разговаривали с животными?
А какие у людей в это время могли быть краски? Ведь они хорошо сохранились!
Вспомним, как можно получить краски в природе. Чёрную - из угля. Красную - из сока ягод. И жёлтую - тоже из сока. Эти краски и сохранились до наших дней.
Одновременно с первыми изображениями на стенах пещер, а также на рогах и некоторых орудиях или чуть позже появились и скульптурные фигурки из дерева, камня и кости. Немало таких небольших скульптур было найдено на раскопках в Виллендорфе и в ряде других поселений верхнего палеолита. Скульптурные "портреты" животных менее точны, чем живописные. Это можно объяснить несовершенством каменных резцов и ножей, которыми пользовались мастера.
На юге Сибири, под Иркутском, исследованы статуэтки женщин в длинной одежде с капюшоном или с большими животами(прародительницы рода?)
В изобразительном искусстве, звуках музыки, танце, игре, словесном рассказе передавались не только окружающий человеческое общество мир, но и чувства и мысли, возникавшие у "людей разумных".
Свидетельство о публикации №222092300928