На горе Бутыловке

   Никто не знал , почему гора называется Бутыловкой. Виной ли тому особенности рельефа , или это окрылившаяся шутка местного острослова , но скорее всего название  проистекало оттого , что частично покрытая лесом гора глубоко , до самого центра , вдавалась в город и была как раз тем и удобна , что купив в гастрономе бутылку , любой алкаш мог успешно её распить , не особо от этого самого гастронома удаляясь , на самом что ни на есть лоне природы , да и ещё с великолепной панорамой вокруг . Алкашей в городе было достаточно , и вечерами убогие старушки спускались с Бутыловки , бутылками пустыми изрядно отягощённые .

   Лес покрывал одну сторону горы , а с другой , уступами в несколько рядов склон прорезали Нагорные улицы , доходящие почти до покатой , покрытой зеленью вершины .
   
   На последней , седьмой Нагорной и поселился Сашка Саломатин со своей молоденькой , бойкой женой . Как и многие начинающие с нуля молодожёны , Саломатины расположились на квартире , куда их сосватал Сашкин друг и однокашник Колька . Квартира представляла собой полуподвал добротного бревенчатого сруба , как ещё называют в России подобные строения . В доме жила пара пенсионеров - Колькины дед и бабка , пенсионеры ещё отнюдь не древние , и личности весьма своеобразные . Дед Данила , ушедший на покой с поста сменного заводского мастера , полжизни провёл на цирковых подмостках , кидая гири и припечатывая к ковру лопатками соперников и отчаянных добровольцев из числа зрителей . Даже и сейчас ,  когда ему было за шестьдесят , подвыпив Данила часто обнажался по пояс , и хитро прищурив глаз , поигрывал не успевшими рассосаться от старчества мускулами . Рассказы его о цирковом житье-бытье были красочными и изобиловали постоянно сменяющимися подробностями . Под стать ему была и баба Шура , крепкая женщина , с не меньшими чем у деда габаритами . Но не это было её основным "достоинством" , а поганенький характер , тщательно скрываемый под маской приветливости и радушия .

   С первого дня квартирования Саломатиных , завела бабка моду подглядывать на досуге через низко расположенные окошки за жизнью молодой пары . Объёмистой бабке трудно было делать это незаметно , и в итоге через короткое время она банально засветилась . Эта особенность хозяйки Саломатиным не понравилась . Оно и понятно : бытие молодой семьи-это не передача "За стеклом" . А ещё бабка любила изредка без стука вломиться в комнату и , окинув шарящим взглядом нехитрую обстановку , пробормотать что-то типа :"Живёте?Живите ! Да смотрите чтоб порядок был" . Ясно , что хозяйка есть хозяйка , но пора и совесть знать . Бабкины выходки заметно раздражали Светку , энергичную , неслабохарактерную хохлушку . Обстановка накалялась и должна была поиметь выход . И поимела !

   В тот день у Саломатиных был гость , Сашкин друг детства Валик - Валентин , недавно вернувшийся из неудавшейся заполярной погони за длинным рублём . Парнем Валик был робким , особо ценных профессий не имел , да и здоровьем был слабоват , вот и выплюнул его Север как инородное тело . Тем не менее Сашка был рад другу , которого давно не видел , и с которым у него были связаны не самые худшие детские воспоминания . Светка как и все уроженки Украины , обладавшая талантом сготовить какую нибудь вкуснятину вроде красного борща или аппетитных вареников , как раз накрывала на стол , и изголодавшиеся Саня с Валентином уже нацелились оседлать табуретки , как во внезапно распахнувшейся двери "нарисовалась" баба Шура . Пробежав глазами по интерьеру убогого полуподвала , она вперила взгляд сначала в стол , потом в Валика , а затем перевела его на небольшую лужицу воды у умывальника , которую не успела затереть "зашившаяся" в хлопотах Светка .

   "Празднуете? А это что за гость у вас ? Почему я не знаю ? Мокроту завели , так и дом завалится . Ишь неряха какая !"

   Последняя фраза незаслуженно брошенная в Светку , была несомненно жестока . И без того долго крепившаяся уроженка заднепровской "батькивщины" , от оскорбления мешая хохлятские слова с великорусским говором сорвалась на крик .

   "Ты побачь , яка надзирательница сыскалась ! Да у тебя на верхах бис ногу сломит , а ты тут соринки шукаешь . Геть отсюда , я здесь хозяйка , иди горилкой заливайся со своим циркачом , пропивай гроши , за хату уплаченные !"

   Остолбеневшая от такого отпора баба Шура изваянием стояла недолго . Тёртая в прошлой жизни подобными сценами скандалистка , широко раздув ноздри , двинулась на заметно уступающую ей в габаритах Светку . Великолепно взбитый коктейль русско-украинских ругательств густо заполнил тесное помещение . Сашка с Валиком следили за дуэлью завороженно , как за поединком мангусты с коброй , инстинктивно прижавшись к сырой стенке полуподвала . Весь этот языковый бедлам продолжался бы бесконечно , если бы в порыве риторического вдохновения баба Шура не зацепила мощной дланью хрупкую этажерку с нехитрым набором нажитой на Сашкины кровные посудой . Её осколки веером усыпали пол . И тут скандал приобрёл новое звучание .

   Подобрав единственную не разбившуюся штуковину-алюминиевый половник , Сашка выпалил в лицо разбушевавшейся хозяйки пару спонтанно народившихся , абсолютно нелитературных фраз . Баба Шура , которую остановить в состоянии мог лишь только бронепоезд , резко обернувшись к Саломатину , рванула его за ворот недавно купленного , модного пуловера и буквально до пупка расчленила его пополам . Сашкина реакция на это членовредительство была спонтанной и неотвратимой : рука с половником описала плавную дугу и с мягким чмоком опустилась на чугунную голову хозяйки . Врачи называют это состоянием аффекта . В комнате воцарилась звенящая , вибрирующая тишина . Светка не уловив момента , молча оплакивала разбитую посуду . Валик затаив дыхание , осторожно оседал на ближайший стул . Сашка удивлённо вертел в руке злополучный половник...На столе безнадёжно остывали вареники...А на лбу бабы Шуры катастрофически быстро , как гриб дождевик вырастала огромная багровая шишка !

   То что последовало потом , пером не описать . Осознавшая случившееся пенсионерка мощными толчками выдавила всех в просторный крытый двор и явно настраивалась зверски расправиться с каждым по отдельности . На свою беду по лестнице спускался из дома пьяненький дед Данила и , грудью защищая постояльцев , буром попёр на свою оскорблённую физическим действием супругу . Бабку не мог остановить уже ни бронепоезд  , ни цирковой борец , ни ледокол вместе взятые . Ловко сделав подсечку , она стянула с Данилы длинные семейные трусы , и как мячик выкатила его за ворота , оставив в чём мать родила , и торжествующе задвинула тяжёлую , кованую в кузне задвижку . Дед , оказавшись на лужайке перед домом первозданно обнажённым , мгновенно отрезвел и начал ломиться назад в монументальные , непробиваемые ворота , привлекая соседей к своему ослепительно белому борцовскому седалищу .

   У бабы Шуры , порывавшейся к продолжению расправы над молодыми , видимо сели батарейки , и она тяжело вдохнув воздух прошипела : "Посажу , сволочи ! Сейчас соседи подпишут заявление , и сидеть вам голубчики как пить дать !" После этих слов она резко рванула вбок задвижку , и во двор снова вкатился Данила , сверкая всем , что принято прятать в трусах . Он затравленно пополз вверх по лестнице , а бабка бежала уже вдоль улицы , пытаясь достучаться в ворота соседних срубов .

  Молодо-зелено , но Сашка понял , что дело пахнет керосином . Соседям подмахнуть бумажку запросто , и попробуй докажи , что ты не верблюд , тем более что "вещдок" в виде шишки присутствует и спадёт не скоро . "Валик!Дружище! Беги в милицию и заяви , что на седьмой Нагорной хозяева избивают постояльцев !Важно опередить эту стерву , а там уж пусть разбираются ."

   Далее события развивались по спирали . Вопреки опасениям молодых. бабка вернулась ни с чем . Как позже выяснилось , "концерты" , подобные сегодняшнему , были во дворе нередки . Чаще это были "борцовские поединки" стариков после очередной бутылки . На квартире у них уже не раз селились разные семьи , но долго выдержать бабкину "опеку" не смог никто . Марать руки о заведомо нечистое дело соседи не захотели ...

   Бабка металась по двору , и видимо думала рвануть в отделение , как к дому натужно гудя подъехал УАЗик , из которого выпрыгнул Валик  и с ним пара молоденьких сержантов . "А , баба Шура, опять буянишь!-молвил один из них - когда ты уже успокоишься , не девочка ведь уже . Или давно полы в отделении не мыла ?" . "Может на 15 суток её заберём ?" - отозвался второй сержант . "Да вы что , касатики!-промямлила позеленевшая бабка-Да мы так , повздорили слегка , ничего страшного , сейчас выпьем по стопочке , обмоем мировую..." "Смотри мать достукаешься . Молодых больше не тронь , а то заявление лежит , дадим ему ход..."

   Сержант поправил сбившиеся на погонах лычки , строго зыркнул на бабку и хлопнул дверкой УАЗика , и тот медленно стал сползать к основанию Бутыловки . Но примирения не получилось . На лужайку вновь выкатился приодевшийся Данила . Факт вызова "ментов" взбесил его не на шутку . На сей раз его гнев обошёл старуху и обрушился на робко стоящего в стороне Валика : "Ты , хлюпик! Очкарик грёбаный! Это ты мусоров вызвал ! Да я тебя сейчас по брёвнам размажу !" - заорал он на Валентина , оттесняя его к стене сруба . Валик с детства носящий очки с толстыми , отрицательными линзами , тяжело всегда переживал этот свой недостаток . Ещё более он огорчался когда об этом упоминали...Ко всему прочему он понял , что протрезвевший , озлобленный дед сделает то , что обещал , и гнев , смешанный с остротой ситуации нашёл выход в несвойственном для Валика поступке . Ощутив спиной твёрдые , шершавые брёвна , парень , недолго думая , врезал коленкой Даниле в пах - приём запрещённый , но эффективный . Данила снова покатился по траве , а бабка с поросячьим повизгиванием рванулась в дом .

   С этого момента конфликт потух . Дед , морально и физически сломленный , отходил на лавке . Светка убирала последние артефакты побоища , баба Шура почему-то громко молилась наверху заперевшись изнутри , а Сашка с Валиком перехватив на скорую руку по холодному варенику , молча распрощались - было не до воспоминаний . Прибежавший вечером Колька для вида побузил насчёт деда с бабкой , но быстро остыл , видимо зная их не хуже соседей .

   Сашка со Светкой , смогли бы , положившись на защиту милиции , попытаться продолжать жить в полуподвале , но , трезво взвесив все плюсы и минусы такого "добрососедства" тихо съехали с квартиры , уместив свои пожитки на старенький "ГАЗ-51" . Семейная жизнь начиналось как-то не совсем гладко , но в молодости все богаты мечтами и стремлениями . Надо было жить , любить , рожать детей и как-то обустраиваться в этой жизни . Но это уже другой сказ...


Рецензии