Шаман-7

               Начало в главах 1,2,3,4,5,6 - http://proza.ru/2022/09/23/1218


                7. Здравствуй, Лена!

     «Пошла вторая неделя, как я служу на Северном флоте! Ох, и наездился я за это время, роднуль… Ведь Арктика – это весь Северный ледовитый океан и всё, что он омывает. А с российской стороны, это очень и очень много! Наши Севера по площади такая громадина!!!

     Обратила внимание на три моих восклицательных знака? То-то! И где я только за эти пару недель не был… И в Мурманске был, и в Североморске, и в Западной Лице – по месту службы, хотя на самом деле служу я в ещё более «мудрёном месте» – в губе Нерпичья… Даже не пытайся отыскать её на географической карте, как я когда-то на первом курсе (свою «губу раскатал»), разыскивая Нерпичью на глобусе. Вот чудак! Вспоминаю сейчас со смехом…

     Хорошую самостоятельную должность на подводном крейсере, как я тебе и рассказывал, мне предложили в штабе флотилии. Командиром боевой части! Так и сказали в отделе кадров, мол, Илья Сергеевич, специально берегли её для вас, то есть для меня, в дивизии РПК СН!  Что означают эти заглавные буквы? Ну… Ладно, скажу тебе по секрету на ушко – это Ракетный Подводный Крейсер Стратегического Назначения! Стратегического!!! И снова тебе на ушко: бойтесь нас все наши недруги! Разве мог я отказаться от такого атомохода? Мечтал ведь об этом, поэтому сразу согласился, Ленок.

     Но пришлось мне на следующий день отправиться в город Северодвинск… Оказалось, что мой могучий крейсер стоит там в заводе. Без меня в море выйти не могут. Ждут! А это в Архангельской области, Ленуль… Я туда!  Дела и обязанности быстро принял, а потом снова надо было вернуться в Нерпичью! Приказ и бумажки финансовые по мне оформить… Но!

     Вызывает меня как-то вечером командир и говорит: «Уважаемый Илья Сергеевич, командование Северного флота решило оказать вам высокое доверие! Вы согласны?»  А я что? «Так точно! – отвечаю.  – Что надо сделать? Готов хоть в космос слетать!» Ну, про космос это я, конечно, загнул немножко…

     В общем, поручили мне вылететь на разведку в тундру к ненцам. Не неМцам, а неНцам – это местный коренной народ такой. Оленеводы-кочевники! Спрашиваю: «А мне-то, что делать там? Каково задание командования?». Тут командир (полушепотом, как по секрету) и говорит мне, что надо бы познакомиться с их обычаями, бытом и традициями. Всё подробно записать и хорошенько запомнить на всякий случай. Так и сказал, что скоро северные территории очень будут важны для нашей страны. Но главное – это люди! И срок поставил: задание государственной важности надо выполнить за неделю!

     Выбора, как ты сама понимаешь, не было, и я сказал, что справлюсь. Раз такое доверие мне оказано. Тем более, «куда я денусь с подводной лодки»? Только на этот раз я прямо со своей субмарины на специально (!) выделенном для моей миссии самолете полетел к ним… В тундру! Представляешь!?! На Крайний север, только восточнее…  Ты на карту взгляни! Видишь, какой большой у нас Север, Ленулька?

     Вот такое приключение случилось с твоим Винни Пухом!  Уже почти сутки, как я выполняю задание командования…  Изучаю природу, жизнь и местные обычаи населения. Люди здесь приветливые, нормальные мужики и женщины. Приютил меня самый старший на здешнем оленьем пастбище – уважаемый ненец по имени Ясавэй. Он здесь всё знает!  Как командир на моей подводной лодке!  Я его называю «ири», что значит дедушка по-ненецки. Тут свои правила! А в чужой монастырь, ты же знаешь, со своим уставом не ходят. Поэтому во всё вникаю и всё-всё записываю и запоминаю.
 
     Завтра, кстати, я тут договорился уже, буду строить себе дом – чум называется. Такая, можно сказать, однокомнатная квартира, конусообразной формы. Эх, жалко фотоаппарата, подаренного тобой мне на выпуск, с собой сейчас нет. Такие фотки бы показал! «Квартирка» будет со всеми удобствами, кроме туалета. Он рядом… Тут вообще всё рядом, родная! Кроме тебя… Соскучился сильно! На этом писать заканчиваю… Твой Пух!»

     …Утром, сразу после сытного завтрака, Ясавэй подарил лейтенанту нож из кости оленя в красивых ножнах, потом что-то сказал на ненецком своему сыну Сэвти. Тот в свою очередь окликнул младшую сестру Яляне, которая тоже, что-то шепнула Хойне и они вдвоём робко подошли к Шаманину: «Мы готовы!».

     – К чему? А, вы об этом… – растерялся Илья и вмиг покраснел, опустив глаза. – Что, прямо с двумя?

     – Нам двоим сподручней будет! – молвила Яляне.

     – А она… – Шаманин кивнул на сестру – Она согласная?

     – Ещё бы! У неё это даже лучше получается, чем у меня.

     – Да, опыта у меня больше – согласилась Хойне. – Ну что, пошли?

     –   Куда?.. – совсем «поплыл» лейтенант. – Давайте подальше отойдём… Может в кустики какие?

     – Нет, далеко нельзя… У нас всё с собой! – вставила настойчиво Яляне. – Будем делать это рядом с чумом отца. Пусть видит и сам оценит, как мы постарались.

     – Ладно, раз на то пошло… Я согласен! Кто первая?

     – Мы вдвоём сразу! – заключила старшая Хойне. – Тебе понравится!

     – Что понравится?
 
     – Как мы чум тебе установим! – хором взвизгнули девчата и рассмеялись.

     – Фу-у… Слава богу! А я уж было решил, что вы про другое…  – улыбнулся Шаман. – Это я и сам могу! В пионерлагере мы с пацанами такие шалаши в лесу делали, закачаетесь! Мне бы только комплектующие жерди и шкуры оленьи добыть!

     Ничего добывать не пришлось. У зажиточного Ясавэя всё было приготовлено заранее, на всякий, как говорится, «пожарный северный случай». Чум устанавливается на новом месте буквально минут за сорок пять-пятьдесят силами нескольких пар рук. Как правило, женских. Устройство быта у ненцев – это женская забота. Яляне и Хойне справились превосходно, а Шаманин сделал запись в своём дневнике: «Научился возводить чум!». Потом, подумав немножко, зачеркнул это предложение и написал другое:

     «Научился руководить строительством чума!». И это уже была чистая правда, как и то, о чём настоятельно просил его Ясавэй. Девчата дословно передали, что отец ждёт дорогого Илью на ночлег в его большой чум, а хозяев обижать нельзя… Закон тундры, однако…


                Продолжение в главе 8 «Про "олень-такси" и закуску» -
                http://proza.ru/2022/09/24/1369
   
           сентябрь, 2022 г.                Санкт-Петербург
 

                © Н. Кирюшов, 2022


Рецензии
Добрый вечер Николай!
Илья даже во сне видит свою любимую Лену, по которой очень скучает. Скучать-то скучает, а губу раскатал на девочек. Но получилось, как в хорошем анекдоте.
Глава понравилась!
Удачи и всего самого доброго!
С уважением и теплом, Валентина

Валентина Валентова   29.04.2024 20:31     Заявить о нарушении
Улыбнул Ваш ответ, Валентина. Добрый вечер! Ну, какую он там губу свою раскатал? Смеюсь уже... Точно, как в хорошем АНЕКДОТЕ всё получилось! Чум командировочному Шаману девчата построили быстро. Но! На ночь Ясавэй всё равно лейтенанта-подводника приглашал к себе. Обычаи нарушать нельзя! Приключения продолжаются... Спасибо за отзыв! С теплом и улыбкой,

Николай Кирюшов   29.04.2024 20:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.