И над всем воццарилась Красная Смерть... Часть 5

В просторной гостиной Павловой на этот раз собралось очень много гостей. Хозяйка торжествовала. Ей, наконец, удалось убедить Марию Головину, чтобы она привела Распутина. Этот мужик волновал  практически всех в Петербурге. Его любили или ненавидели, но равнодушных практически не было. Распутин должен был на днях уезжать в Покровское и был не в настроении, считая, что его изгнали из Царского Села. Его обступили со всех сторон, жадно ловили сердитый взгляд маслянистых глаз.
Александр и Михаил стояли в сторонке, у дверей, что вели в музыкальную комнату, где Лиза, Наталья, Ирина и Анастасия Салтыковы вели какую-то крайне занимательную беседу, сидя рядом на диване, обитом серым атласом, и посмеивались, изредка бросая взгляды на молодых людей.
Постепенно кружок, обступивший Распутина, рассеялся. Стало скучно слушать его монотонный голос, бубнивший духовные банальности. Рядом с ним осталась только верная Головина. Григорий Ефимыч пил вино и рассматривал гостей. Особенно его интересовали девушки. Он поймал за руку Петра, который проходил мимо.
- Петя,- сказал Распутин, даже не стараясь понизить голос, - Приведи- ка ко мне Лизу сразу, как я вернусь из Покровского.
Не успел он закончить фразу, как Александр быстрее молнии подскочил к нему и сильным ударом в челюсть сбил с ног. Все ахнули и замерли на месте. Михаил встал рядом с Александром, всем своим видом поддерживая его. Распутин лежал на паркете, ошеломлённо потирая челюсть.
- Ну и тяжёлая у тебя рука, князь, - проговорил он, с уважением глядя на Разумовского. Александр резко отвернулся и сказал Михаилу:
- Забери Лизу и Наталью и выходите. Я скоро. Мне нужно поговорить со своим другом Петей.
Его глаза горели яростью. Он подхватил под руку Петра, застывшего неподалёку и вывел в пустынную переднюю, там схватил за грудки и прижал к стене.
- Почему ты позволяешь грязному мужику произносить имя твоей невесты? Это ты должен был ударить Распутина, а не я. Твоя забота оберегать Лизу. Увози её из России, иначе это сделаю я и плевать мне на суд людской и суд Божий.
Он отпустил Петра, вытер руку с несвойственным ему презрением и сбежал вниз по лестнице. Через минуту спустились Михаил, Лиза и Наталья. Фёдор, шофёр Державиных, уже подогнал автомобиль к парадному входу. Александр с нежностью посмотрел на Лизу и та ответила ему таким же взглядом. Михаил едва не застонал.
И когда они с Натальей остались наедине в своей комнате,  сказал ей:
- Александр любит Лизу. И был бы для неё гораздо лучшим мужем, чем Пётр.
- Ты же знаешь, что уже слишком поздно. Ни Лиза, ни Пётр не могут вернуть слово. До венчания осталось совсем мало времени. Ах, если бы они встретились немного раньше!
Михаил, широко расставив ноги, стоял перед женой, которая с сожалением смотрела на него снизу вверх.
- Я должен поговорить с родителями, - наконец, сказал он.
Наталья вздохнула:
- Ты не должен питать ложных надежд, дорогой.
  - Но я должен хотя бы попытаться.
Он наклонился, поцеловал жену и вышел из комнаты. Прошёл по длинному коридору, спустился по широким ступеням и вышел в крыло, где жили родители. Из дверей комнаты вышла Вера, камеристка Дарьи Ильиничны.
- Княгиня уже легла?- спросил Михаил.
- Нет, Ваше Сиятельство, она велела принести ей чай. А ваш батюшка в рабочем кабинете с Тимофеем Павловичем.
Когда Михаил зашёл в гостиную матери, та с мадам де Рамбле рассматривала большую энциклопедию по изобразительному искусству Италии XVII- XIX века.
- О, Мишенька, - сказала княгиня, - Присаживайся. Посмотри, какие шикарные иллюстрации.
- Обязательно, посмотрю, мама, но чуть позже. Я хотел поговорить с вами, только, если возможно, наедине.
- Ну, конечно, дорогой. Шарлотта, идите отдыхать.
Мадам де Рамбле наклонила голову, тяжело поднялась, и вышла из комнаты, тихо прикрыв за собой дверь. Не успел Михаил открыть рот, как зашла Вера, держа в руках серебрянный поднос с двумя дымящимися кружками.
- Благодарю, Вера, отнеси чай мадам же Рамбле в её комнату. А после можешь быть свободна.
- Слушаюсь, Ваше Сиятельство.
Вера  вышла и Михаил, наконец, остался один на один с матерью.
- О чём ты хотел поговорить со мной, дорогой?
- О Лизавете.
- А что такое с Лизаветой?
- Да, ничего, матушка, не считая того, что ей предстоит стать женой человека, которого не любит и который не любит её,- со страстью в голосе выпалил Михаил.
Княгиня Державина слегка поморщилась:
- Они с Петей давно знакомы и любовь со временем обязательно придёт.
- Пётр на любых вечерах таскается за графиней Уваровой и совершенно пренебрегает обществом Лизы.
- Ох, милый, - вздохнула княгиня, - Все мы в юности позволяем себе увлекаться. Лучше пусть сейчас, чем после свадьбы.
- Он уже помолвлен, матушка,  и надо бы вести себя более осмотрительно.
- Мишенька, юность крайне редко бывает осмотрительна. И, насколько я осведомлена, у Лизы тоже есть поклонник. Разве князь Разумовский не ухаживает за ней?
- Князь Разумовский делает то, что должен делать Пётр. Этот проходимец Распутин позволил себе грязные намёки в отношении Лизы. И пока Пётр стоял, раскрыв рот, Саша проучил мужика.
- Что произошло?- почти испуганно спросила Дарья Ильинична.
- Он ударил Распутина.
- Как ударил?- княгиня в ужасе прикрыла рот рукой, - Ударил Распутина?
- Я и сам бы его ударил, но Саша был первым.
- Лучше не связываться с Распутиным. Он пророк и царский любимец.
- Он царский проходимец,- устало произнёс Михаил, - Просто зарвавшийся мужик. Давно пора поставить его на место.
В это время вошёл Алексей Петрович и Михаил пошёл к себе, понимая, что ничего не добьётся.

Фёдор довёз Александра до дома. Тот вышел, протянул шофёру золотой.
- Благодарствую, Ваше Сиятельство, - ответил тот радостно, но не теряя достоинства.
К крайнему удивлению Александра, у дверей его поджидал Пётр. Он курил, облокотившись на перила. Увидев Александра, выбросил сигарету и выпрямился.
- Отчего не заходишь в дом?- спросил Александр устало.
- Я не знал, захочешь ты меня видеть или нет.
- Пойдём,- Александр пожал плечами.
- Я ненадолго, - сказал Пётр, - Поговорим  и я сразу уйду. Знаешь, ты абсолютно прав. Я неправильно вёл себя по отношению к Лизе и признаю это. Но обещаю тебе, что сразу после венчания мы уедем из России. У меня нет намерения делать Лизу несчастной.
-  Михаил как- то говорил, что произойдёт нечто страшное, неотвратимое, - сказал Александр, глядя на цветущие во дворе яблони. И снова в его голове прозвучало- "и над всем воццарилась Красная Смерть ",- И я понимаю, более того, я практически чувствую то же, что и он. Распутин это не просто грязный развратный мужик, это своего рода примета современной России. От Витте и Столыпина скатиться до Распутина, как такое могло с нами произойти?
- Думаешь, будет война?
- Война, несомненно, будет. Думаю, будет революция. И она будет похлеще французской, ибо мы, русские, всегда идём до конца.
Пётр со страхом посмотрел на Александра, потом молча закурил, задумчиво глядя в небо.


Рецензии