Шаман-8

               Начало в главах 1,2,3,4,5,6,7 - http://proza.ru/2022/09/24/1124


                8. Про «олень-такси» и закуску

     Днём Шаманин выяснил, что из  коренных народов российского Севера  ненцы являются самым многочисленным и делятся на две группы: тундровые и лесные. И те, и другие семьи-кочевники – родные на веки-вечные!  Но первые являются большинством. Ясавэй, как настоящий «большевик» помнил советскую власть в тундре с детства и относился к ней очень даже положительно, особенно когда начинался «северный завоз».  Отец всех народов – «большой олень», который руководил страной из далёкой Москвы, заботился и о них – советских кочевниках-оленеводах.  Ведь ненцы с давних времён называют себя «детьми оленя».  Настоящего! Что правда, то правда.

     В оленьем стаде всегда выделяется вожак, который является самым красивым и крупным оленем. Ненцы называют его менаруй. Вожак никогда не используется в упряжке.

     Только самых быстрых и выносливых холостых оленей используют для езды на нартах. «Холостяки» сильно отличаются по скорости бега и выносливости от «семейных женатиков», пасущихся в стаде. За один день сильные холостые олени могут преодолеть с лёгкими нартами до 300 километров, но перерыв делается через каждые двадцать пять вёрст для отдыха, утоления жажды и питания. Это зимой, а летом через каждые пять. Всё по своей «науке»!

     Нарты  – самое необходимое средство передвижения в тундре. Ездят они достаточно быстро. «Гоняют» на них ненцы в любое время года. В нарты запрягают оленей, которыми управляют специальным шестом – хореем, длиной до пяти метров с костяным шариком или железным наконечником на конце. Наездник сжимает хорей в левой руке, а в правой держит повод. Упряжь украшается медными кольцами, колокольчиками и кистями. Со стороны это выглядит очень красиво и необычно. И Шаманин снова посетовал на то, что нет у него с собой фотоаппарата. Но Илья успел-таки напроситься к Сэвте – младшему сыну Ясавэя и прокатился на таком «такси без шашечек» до… Да хоть куда! Хотя бы до ближайшего «магазина». «Это я, конечно, погорячился!» – сделал потом запись Илья. – «Не знал, что «до ближайшего ларька» – значит на весь день!»

     …Если ехать долго-долго, километров 50-70, а то и дальше – все 100 и более, то можно наткнуться на поселение с магазинчиком «а ля сельпо», где продаётся почти всё, а главное – курево: сигареты и папиросы! Ну и ещё кое-что для «сугрева» с закуской… Угощал «командировочный» пассажир!

     Поскольку гаишников в тундре днём с огнём не сыскать, водитель нарт Сэвтя в тот день позволил себе чуть больше, чем по чуть-чуть: первый тост, как водится «За знакомство!», потом «За тундру!», ну а следом объединяющий третий: «За тех, кто в тундре и море!». Поездка в обратную сторону на «олень-такси» Шаману показалась даже быстрее. Может потому, что проспал всю дорогу…

     К вечеру путешественник снова оказался в чуме Ясавэя. Хозяин уже не на шутку волновался и очень обрадовался возвращению голодного, но такого дорогого гостя. Ну, а младший сын Сэвтя получил «словесный нагоняй – выговор» от папаши за то, что на весь день укатил из стойбища. Баловник, однако. Шаманин хотел было заступиться за «таксиста», но ири был непреклонен, словами и жестами объяснив обоим гулякам, кто «старший диспетчер в оленьем таксопарке». А потом старик хитро улыбнулся, похлопал Илью по плечу и пригласил обоих «самовольщиков» к столу… Пора ужинать!

     Теперь о еде. Ненцы получают мясо и  жиры  для питания благодаря, что естественно, оленеводству.  Оленину  часто подвергают  посолу  – простейшему способу  консервирования  для хранения на продолжительные сроки. Получившаяся солонина применяется в пищу в любом виде: сыром, копчёном, вяленом. В меню ненцев есть и экзотические блюда, например, свежая  печень,  почки, кровь оленя. Изысканным кушаньем является язык, сердце и сычуг – такая особая часть желудка. Говорят – очень вкусно!
 
     Про кровь «непролитую». Всё правда! Необходимость выжить в суровых условиях  Крайнего Севера  приучила его жителей питаться сырым мясом с кровью.  Это не только лакомство ненцев, но и потребность организма в витаминах, особенно таких, как С и В2, а их в оленине достаточное количество, поэтому аборигены никогда не страдают от цинги.
 
     За поздним ужином в чуме Ясавэя снова «по чуть-чуть» пригубили за «новый дом Ильи и удачное начало командировки» и Шаманин с аппетитом вкусил суп из отборных кусков свежего мяса. Потом ещё выпили немножко (Илья дипломатично и культурно поблагодарил за гостеприимство хозяев), но закусив уже мясцом сырым…  Слава богу, туалет в тундре практически везде!

     Когда «пришло время», извинившись по-французски: «Пардоньте!» – Шаман, к изумлению хозяйки, пулей выскочил из чума, добежал до удалённого кустика, развернувшись по ветру… Успел! По возвращению, умывшись с мылом водой из рукомойника, Илью уже ждали с тостом «За здоровье гостя!». Отказаться было нельзя, поэтому «махнули дважды»: следом, по предложению «командировочного», ещё и за здоровье всех присутствующих. Разнообразной и вкусной закуски в хлебосольном чуме было достаточно!
 
     Кроме оленины, в питании ненцев используются завозимые свинина,  говядина, мясо морского зверя, а также пресноводная рыба: сиг,  щука,  нельма. Её, в основном, подвергают варке или тушению.

     Жители оленьих стойбищ, конечно, любят мясо оленя и в жареном (на закрытом огне)  виде – что-то наподобие  привычного для нас шашлыка, но не  замаринованного. Излюбленными блюдами у ненцев также являются строганина  из  сигов, из той же оленины, печени, а также суп с мукой, блины с кровью, мясо тушёное с макаронными изделиями. «Лёгкие макарошки» в тундру доставляет транспортная авиация с «северным завозом» в большом количестве.

     Помимо широко известного блюда – строганины (крепко замороженные рыба или мясо, нарезанные тонкими ломтиками) зимой у ненцев популярна такая закуска, как «колотушка». Это всё та же промёрзшая рыба, например муксун или омуль, которую разбивают о стол или другой твердый предмет, как хрустальную вазу, а получившиеся куски-осколки выкладывают на блюдо. Колотушку подают к столу во время рядовых приемов пищи, строганину же делают чаще для гостей и по праздникам.

     Праздник «назначили» на завтра – на третий день пребывания Шаманина в семействе Ясавэя. Какой праздник? Так свадьба! Отец решился-таки выдать замуж одну из своих дочерей – Саване – «хорошую женщину» в переводе на русский. Не без выкупа, конечно… И жених достойный! Давно уже молодой крепыш-красавец Сатако вместе с родителями (по соседству кочующими) глаз положили на его доченьку-красавицу. А тут такой повод! С Большой земли прибыл гость дорогой – от самогО Военно-Морского Флота – «сверху!» (кто такой «ВМФ» местные особо не вникали) – изучать обычаи и традиции коренного народа. А вот это всегда пожалуйста!

     Свадьба в России, как известно, если молодые любят друг друга – всегда праздник! Поэтому Илья с благодарностью принял приглашение хозяина, а вечером снова поинтересовался у Ясавэя про местного шамана… Позовут ли его на свадебный обряд?

     Звали шамана Кока – по-русски Коля или Николай. Кока и отчество имел Петрако, то есть Петрович по-нашему. Фамилией, как оказалось, Кока тоже звонкой обзавёлся – Лидянг («бобр»). В общем, полностью – Николай Петрович Бобриков, так получается.

     В новое постсоветское время всё переплелось в тундре: старые обычаи с новыми, национальные имена с именами, отчествами и фамилиями новыми. Чум шамана Бобрикова располагался недалеко от жилища Ясавэя. Но появляется на свадьбе шаман лишь на третий день. Столько традиционно продолжается это торжество у ненцев. Может и меньше, конечно, но у зажиточного Ясавэя «патриархальные устои и обычаи» соблюдались строго.

     Поскольку план «командировки» лейтенанту Шаманину надо было выполнять – поэтому три «свадебных дня» как раз укладывались в его график. Уснул в ту ночь Илья снова почти мгновенно. Так умаялся за день!  И до самого утра опять «писал объяснительную» своей Ленке…


         Продолжение в главе 9 «"Нани торова!", а по-русски "Здравствуй!", или
       Семнадцать "долгих мгновений" тундры…» - http://proza.ru/2022/09/25/406

   
           сентябрь, 2022 г.                Санкт-Петербург


                © Н. Кирюшов, 2022


Рецензии
Доброе утро, Николай!
С большим интересом прочитала и эту главу, которая написана в Вашем стиле: и позновательно, и ярко, и, конечно же, с юмором.
Вы так красочно описали обычаи ненцев, их отношения, что я даже почувствовала себя на месте Ильи. Особенно после еды сырого мяса😅
Оказывается, что не любого оленя можно использовать для езды на нартах, но многие об этом не знают.
Николай, а Вы сами были в тундре?
Удачи Вам и хорошего дня!
С уважением и теплом, Валентина

Валентина Валентова   30.04.2024 06:41     Заявить о нарушении
Доброе утро, Валентина! Мчусь на службу... Спасибо за теплый отклик. Сам я в тундре не был, но если доведётся - 17 основных правил поведения в гостях у ненцев знаю. Об этом - в следующей главе. Приключения Ильи Шаманина продолжаются! Приятного и увлекательного Вам чтения. С уважением,

Николай Кирюшов   30.04.2024 07:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.