Наши прижизненные приключения
присно поминаемому
архимандриту Досифею.
«Знай же, что любой человек, будь он знакомым или нет, является, так же, как и ты, творением Божием и Его чадом, а значит и твоим братом».
На этой неделе я получила весточку от нашей бывшей прихожанки: книгу о преподобных Лукиане и Корнелии.
В августе сего года, она с супругом, уехала - на ПМЖ к своим детям, но обещала, что не потеряет связь с приходом.
Со времен Великой французской революции гуляет по миру афоризм: «Незаменимых людей нет!».
А в СССР эти слова получили другой подтекст: менять талантливых специалистов на исполнителей, - ведь, - «Незаменимых людей нет?».
Наш приход, в лице рабы Божией Надежды, потерял бессменную заведующую православной библиотеки, - настоящего подвижника.
Она принимала активнейшее участие во многих мероприятиях храма:
- Шила костюмы для кукольного театра, делала тематические выставки, организовывала различные выставки продаж, внесла свою маленькую лепту в прославлении святых князя Петра и княгини Февронии в Аткарске;
соучаствовала во всевозможных акциях по продвижению православной культуры среди жителей Аткарского района;
режиссировала спектакли и участвовала, в них как главный исполнитель;
постоянно делала интересные выставки православной книги…».
Наша духовная сестра Надежда, живет теперь близ города Александров, где находятся мощи преподобных Лукиана и Корнелия.
Немного истории из нашей приходской жизни….
Много лет назад, православный паломнический вояж из Аткарска, попал «случайно» в Свято Лукианову пустынь, что около города Александров.
И все-таки, - ничего случайного в духовной жизни, - нет!
Это я теперь, со всей ясностью понимаю.
Мы выехали из Аткарска в комфортабельном автобусе.
Посетили: Сергиеву Лавру; Богородице-Рождественский мужской монастырь; родник Николая Чудотворца; Муромскую землю, где прославились своими чудесами, как при жизни, так и после кончины святые князь Петр и княгиня Феврония; и женский монастырь, где покоятся мощи преподобных Кирилла и Марии Радонежских, родителей преподобного Сергия Радонежского.
Когда мы приехали в Хотьково, и приложились к мощам родителей преподобного Сергия Радонежского, - то игуменья монастыря, любезно пригласила в трапезную, - где нас угостили монастырским душистым хлебом, земляничным вареньем и травяным чаем.
Паломник Виктор заявил: «Я здесь останусь иноком. Мне здесь. - понравилось».
Я ему прошептала: «А ничего, что монастырь, - то женский, - а?».
После, группа в полном составе, поехала в Лукианову пустынь.
Мы приехали туда уже поздно вечером.
Настоятель обители, - архимандрит Досифей (Даниленко), - в это время был во Владимире, но поручил казначею встретить паломников, накормить и разместить на ночлег.
Накормили всех в трапезной монастыря.
Казначей, я не помню имя его за давностью лет, распорядился принести ужин: круги белого хлеба, клубничное варенье, вкуснейшие макароны и всевозможные закуски из огородных припасов (был великий пост).
И сказал: «Вы, ужинайте. А я, по благословению настоятеля, буду читать вам молитвы ко Причастию».
- Во время поездки, я раздавала православные журналы и книги, чтобы паломники просвещались, а дети не скучали.
В них были размещены шедевры из картинных галерей мира.
И на одной был изображен Господь, восседающий на престоле, основание которого держалось то ли на сфинксах, то ли еще на чем, - не разберешь…
Во время ночной трапезы, - дети были все полусонные.
А один из них, пятилетний Ванечка, вдруг громко засмеялся, показывая на образ, висевший в трапезной.
На огромной иконе, в металлической ризе, изображен был Господь, восседающий на престоле, который поддерживали животные.
Ясно видны были их головы, - льва, овна…
Ванечка смеялся, показывая на икону, и говорил что-то на своем языке: мы не понимали.
Мать одергивала сына: «Замолчи, не позорь меня».
- «Ну говорит дите, ну и пусть лепечет», - сказала я.
Казначей же обратил внимание, пояснив нам, что это очень древняя, чудотворная икона, и она сохранена благочестивыми христианами с храма, где служил преподобный Лукиан.
Ребенок увидел, что-то ему, и ангелу его, - ведомое…
Казначей распорядился, чтобы мамочек с детьми отвели на отдых в теплые кельи, а взрослых попросил помочь в уборке корпуса.
И при этом добавил, что надо и туалеты помыть.
Паломницы схватили тряпки, ведра и пошли наводить чистоту в монастырских помещениях, а на санузлы желающих не нашлось.
В нашей группе была студентка юрфака, - дочка аткарских врачей.
Говорю ей: «Катенька, нам с тобой достался самый почетный участок, - согласна?»
То помещение, «куда царь пешком ходит», - показал сам казначей.
И посмотрев на нас, удивленно спросил: «А вы без перчаток будете работать?».
Девушка весело ответила, что: «Такие апартаменты, как ваши клозеты, грех мыть в перчатках».
Он, улыбнувшись сказал, чтобы инвентарь сдали ему лично.
Когда мы выполнили, возложенное на нас послушание, то зашли к казначею, и не зря…
Время было позднее, и все паломники уже рассредоточились по местам ночной дислокации, а нам за непрестижный труд, - помощник настоятеля по хозяйственной части, накрыл прямо царский стол.
Он подметил, что я ничего не ела за трапезой, и спросил Катю: «Ваша напарница строгая постница? Что ей предложить?».
Смешливая студентка ответила: «Она съела жареное из припасов Ольги Николаевны. Вот, за бок и держится».
Казначей заварил чудесный, зеленый чай, - сказав, что это из его НЗ.
Кате же, предложил большой ассортимент сладостей.
За чаепитием поведал нам чудесную историю:
«Работал я главным бухгалтером на авиационном заводе в городе Александрове. И услышал, что в разбитом и разоренном месте, близ нашего города открывается мужской монастырь.
Поехал только посмотреть, да так и остался.
Сказать, что пусто там было, — это мало.
В 1991 году прислали в Бакшеево, - выпускника Московской духовной академии, - молодого монаха Досифея (Даниленко), - возрождать Богородице – Рождественскую Лукианову пустынь.
А у него, - нет ни помощников, ни средств.
Нет даже света, - и все помещения, которые покинул колхоз, и больница, -представляли собой руины рейхстага.
Приехал я, только на время отпуска, чтобы помочь настоятелю с документами…. Да, так и остался с ним.
Однажды послал меня архимандрит за досками, которые лесхоз пожертвовал монастырю.
Загрузили машину, а ехать надо через сосновый лес.
Кто ездил, тот знает какие у нас во Владимире дороги.
Вот, в одну из ям, - и попали капитально.
Водитель ругается, - рвет двигатель.
А машина плотно присела на брюхо…
И тогда шофер, - велел мне искать в лесу поваленные деревья, чтобы подсунуть их под колеса.
- Казначей продолжает свой рассказ, а мы с Катей с наслаждением, пьем чай с зефиром, и другими вкусностями.
«Так вот», —говорит он:
-«Открыл я дверцу машины, и хотел уже поставить ногу на ступеньку, а там рыжая жижа, ну мне, - как раз, по пояс бы была. А на мне были светлые брюки и туфли.
И я возопил:
«Отче Лукиане, ну ты видишь, что я здесь утону, - помоги! У меня и одежды больше нет, кроме этой, а мне же по кабинетам надо ходить. Помоги!».
Пока молился, то не смотрел по сторонам, а только вниз…
Слышу, - водитель кричит мне: «Дверь закрой, что расхлебястил, то?».
А машина уже едет… по сухой дороге, а яма позади…
Чудеса, да и только…
Шофер спрашивает меня: «А где ты, нашел монаха, который нам помог?».
Отвечаю: «Я никого не видел, тебе показалось».
Водитель выразительно покрутил у виска, и сказал: «Замолился, ты видать. Поп, в черном платье, бревна под колеса подсовывал, а ты, верно, подносил их».
До монастыря ехали молча.
А когда он свалил доски, и посмотрел на мои финские туфли и белые брюки, то изумленно спросил: «А кто в лесу работал, - то? На тебе ни капли грязи?».
Я ответил, что святой этого монастыря, - преподобный Лукиан.
Водитель подумал, что я совсем рехнулся и говорит мне: «Да он помер 400 лет назад, а я видел живого, - с бородой, высокого монаха».
Своими дальнейшими словами, я его окончательно добил:
«Кто к нему с мольбой обращается, он всем приходит на помощь. Я слезно помолился ему, так как брюки у меня последние были, да и туфли из мирского гардероба, вот он и вытащил твою машину из ямы. Сам, - же все видел».
Этот водитель потом стал моим лучшим помощником».
За разговором незаметно пролетело время, и за окном застучало монастырское било, - отбой.
Катенька проворно убрала со стола, помыла чашки и мы, поблагодарив хозяина, пошли отдыхать в автобус.
Утром, Ольга Николаевна, - разбудила всех в четыре утра.
Служба ранняя, - монастырская.
Мамочек с детками пригласили на Литургию только к 9 часам, а взрослые отстояли, как заправские монахи до 13 часов.
Служба идет:
- сначала воскресная полунощница, затем часы и все размеренно, - по-монастырски. Горят лампады, как на Афоне, - в высоких подсвечниках, а электрического света нет.
Пол в храме из широких половиц, окрашенных в охру: тепло и уютно прихожанам.
А исповеди все нет и нет, и мы стали уже нервничать.
На нашу обеспокоенность: «Как же так, скоро часы закончатся?», -пожилой монах ответил, что владыка не благословил до его приезда исповедовать паломников.
Часов в одиннадцать приехал настоятель, и Аткарские выстроились к нему на исповедь.
Я, раздавала советы паломникам, как принести покаяние, и вдруг, - слышу истошный крик.
Истерила наша паломница: «Мне нельзя исповедоваться, мне сказали, что я умру….
Священник не ругал её, а попросил немного подумать.
Как только она отошла от аналоя, стала опять нормальной и рассудительной.
Что с ней было, - не понятно…
После всех, настоятель еще раз пригласил ее к аналою, и долго с ней беседовал, но к причастию она не подходила.
В группе паломников были и дети из детдома, окормляемые отцом Владимиром (вечная ему память), — вот они в храме были, как у себя дома. Про таких говорят, - церковные.
А домашние дети: кого тошнило, кто лежал на полу, скрючившись, - картина была печальная.
Когда подошла моя очередь исповедоваться. То архимандрит Досифей, не читая, - разорвал мою бумажку с написанными грехами, которые я вымучивала ночью, и сказал: «Ты, же матушка, генеральную исповедь принесла вчера в Лавре. Вот, и причащайся.
А вот о том, что здесь было, расскажи отцу Александру, - поняла?».
Причастившимся, монахиня вручила по большой белой пышке и чашке горячего напитка.
Я недоумевала потом всю дорогу: «Как архимандрит узнал, что я исповедовалась в храме, - во время нашего путешествия? А имя нашего священника? Как узнал?».
Далее
Белова О.В.
2022 год
Свидетельство о публикации №222092401580