Травля на арене

Первых христиан римляне не любили, можно сказать даже опасались. Появившиеся в Риме во второй половине I века странные люди-проповедники, они же апостолы, когелеты, пророки для коренных горожан были пришлыми, нежеланными, чужаками. Христиане приходили из римской провинции Иудеи. Одеты они были не как все,
латинского языка они не знали, говорили на странном греческом диалекте. Пришедшие рассказывали о некоем едином боге Иисусе Христе, или Мессии (по-гречески Христос - помазанник, что означает священник или царь, по-иудейски - Мессия), который основал новую религию. Нелюбовь к первым христианам привела к их масштабному гонению, которое осуществляли римские императоры.
Христиане рассказывали римлянам, что прибывший из Вифлеема в Иерусалим человек был необычным. Он проповедовал очищение людей от грехов, говорил о любви к ближнему. Он творил всякие чудеса: исцелял больных, воскрешал умерших. Он был духовным пастырем и называл себя царем Иудейским. Он не брался за оружие, никого не убил, жертвовал собой, показывая людям путь к добру. Но за все эти благие деяния, за чистые речи его передали в руки иудейским первосвященникам, которые боялись его. Они-то и повелели распять нового проповедника на кресте.
Христос был человеком. Но он стал святым и вознесся на небо. Но Иисус вернется, говорили поклонники его вероучения, и тогда он победит «зверя-императора», сокрушит царство зла и насилия, рабы будут освобождены, а их жестокие властители сгорят в «геенне огненной». Тогда на земле воцарится божий рай, все люди будут свободны, все будут трудиться и радоваться друг другу.
Такие непривычные, странные разговоры, происходившие в Риме в I веке, притягивали и страшили одновременно. Они меняли картину привычного мира, разрушали ее. Слушатели расходились в недоумении. Можно ли всему этому верить? Но иудеи, обратившиеся в христианство, не отступали. Они были целеустремленными людьми, привлекали к своему вероучению все большее количество людей. Римлян настораживало в них одно обстоятельство - пришедшие не имели никакой собственности. Хуже того, они ее отрицали. Они не хотели трудиться, как все. Они желали, как их пастырь Иисус Христос, стать властителями душ простых людей, поводырями их жизни. Язычники римляне, у которых было распространено многобожие, заподозрили в христианах врагов домашней религии, врагов собственности, города, его сложившихся порядков и правил.
О деянии пришедших докладывали городским властям, доносили императору Нерону. Говорили, что люди из Иудеи собираются в пустынных местах по ночам, они поют вместе, поклоняются своему единому богу, совершают в его честь странные обряды. Они нарушители спокойствия,  они есть враги римского народа.
В городе стали распространяться страшные слухи, якобы христиане ловили маленьких детей, совершали над ними свои магические обряды, пускали кровь…
Римляне испугались. Пусть император проявит свою волю и выгонит их из города.
Правивший в то время Нерон, с 54 по 68 г., не прислушивался к этим слухам. Он презирал нищих, в том числе людей, называвших себя христианами, и никаких репрессивных мер не предпринимал. По его мнению, нищие не могли угрожать спокойствию города. Неизвестно как поступил бы Нерон с христианами в дальнейшем, если бы не начавшийся жарким июлем 64 года пожар в Риме. Горели жилые дома, служебные постройки. Пожар продолжался 9 дней. В городе поползли слухи, что поджог совершил сам Нерон. Императору докладывали об этом, нужно было срочно снять с себя всякие подозрения. И Нерон, как писал историк Тацит, во всеуслышание объявил виновниками пожара пришлых представителей тайных сект, приверженцев одного из восточных культов, которых называют христианами. Требовалось их прилюдно наказать. Нерон призвал народ участвовать в поиске поджигателей. Многие римляне послушались указа императора, стали ловить христиан по всему городу. По распоряжению Нерона в центре Рима соорудили деревянный амфитеатр, куда стали приводить пойманных христиан.
Зрительские трибуны амфитеатра были забиты до отказа. В центре арены группа людей: женщины, мужчины, старики, подростки. А потом на арену выпустили львов, которых три дня не кормили. Но они не сразу бросились на людей. Ходили вокруг, рычали. С трибун раздавались крики: «Христиане, зовите своего бога на помощь! Пусть придет и прогонит львов, пусть освободит вас, а мы посмотрим!» Зрители смеялись, кидали на арену палки, кости, дразнили зверей. Брошенная кость оцарапала плечо мужчины, у того появилась кровь. Еще один лев лапой оцарапал его, другой схватил женщину за руку и потянул на себя. Песок арены окрасился кровью. Сгрудившиеся в центре арены люди кричали, заметались, искали спасения друг у друга. Началась безумная зверская травля. Нерон и публика с интересом наблюдали за кровавым пиршеством зверей и страданиями людей…
Христос не пришел на арену. Он не совершил чудо. Зрители были довольны - кровавая расправа над христианами продолжалась не один день. Горожане приводили к амфитеатру новые группы христиан. Их силой загоняли на арену, куда выпускали новые партии львов…
Польский писатель Генрик Сенкевич в своем романе «Камо грядеши, Куда идешь», посвященном истории раннего христианства, повествовал так: «Клич «Христиан ко львам!» не смолкал во всех кварталах города. С самого начала никто… не сомневался, что они подлинные виновники бедствия… толпы черни с рассвета ждали, когда откроются ворота, упоенно прислушиваясь к рычанью львов, хриплому вою пантер и лаю собак. Зверей уже два дня не кормили, дразнили кровавыми кусками мяса, чтобы разжечь ярость и голод». Но Сенкевич все же сгущал краски, когда описывал происходившие события. Вот как об этом трагическом событии сообщал историк Тацит, который ребенком пережил пожар в Риме. «И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням всех тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами».
Следующий император Траян (98–117), который по праву считается одним из лучших правителей Римской империи, оказался еще большим гонителем христиан, чем Нерон. К нему приводили адептов новой религии. Он выслушивал их. Они говорили, что римские языческие боги неправедные, нужно установить поклонение единому богу, Иисусу Христу.
«Кто он такой? Чем прославился, какими трудами?» - недоумевал император. Христиане предлагали отказаться от старой мифологии, от привычных богов Юпитера, Плутона, Марса, Афродиты и других, убрать жрецов и прекратить всякие жертвоприношения, гадания - это варварство. Траяну докладывали, что римский философ Тит Лукреций Кар тоже считал, что человек достоин свободы и не должен поклоняться придуманным существам. Он был предтечей христиан?
Траян посчитал новое вероучение пагубным. В 99 году он издал закон, запрещавший под страхом смерти создание тайных религиозных обществ. Никаких христиан в Риме! Теперь каждый язычник имел право анонимно донести на таких людей. Дальше в действие вступала судебная машина, безапелляционно выносившая решения о смертной казни.
Этот жестокий закон вынудил первых христиан искать новые места для проведения своих богослужений, подальше от Рима, под землей. Они стали рыть катакомбы, но их вылавливали и бросали в темницы, где допрашивали и мучили. В дальнейшем не менее жестоко по отношению к ревнителям новой веры поступил следующий император Диоклетиан (245–313). Однако остановить распространение христианства он был уже не в силах.


Рецензии