Сергей Дмитриев, памяти друга

Памяти С.А. Дмитриева
   19 марта 2019 года в концертном зале Дома Знаний города Череповца состоялось празднование 70 летнего юбилея Сергея Александровича Дмитриева. Пришли друзья, поклонники его песенного творчества, было сказано много хороших слов о коллекционере, музыканте, рубцововеде. Вот только сам Сергей был с нами только мысленно и в своих песнях, ибо покинул этот мир, не дожив до юбилея, к которому готовился, несколько месяцев. Есть друзья, о которых не могу и не хочу говорить в прошедшем времени. Для меня Сергей Дмитриев навсегда остался человеком, с которым буду советоваться, поверяя свои писания его реакции с удивительно чутким отношением специалиста по тем вопросам, которыми жили мы оба. Сергей был многогранен. Вот как его анонсировал Народный университет по краеведению «Удивительные рядом»  ЦГБ им. В. В. Верещагина в своём  плане работы на 2019 год (Сергей должен был выступить в сентябре) «Дмитриев Сергей Александрович – автор музыки и исполнитель песен на стихи вологодских поэтов, коллекционер». Сергей был почётным членом Союза художников России, коллекционером рубцовских раритетов и картин вологодских художников.      Наверное, не было ни одного поэта вологодской земли книгами и автографом которого не владел бы Сергей. Его уникальные знания о поэзии нашей области не раз были востребованы на научных конференциях и на выставках им же и организованных. Он радовался как ребёнок новым находкам, хотел всю поэзию сосредоточить в одном собрании, не дать уйти редкостям из области. И одновременно его собрание было раскрыто для изучения и публикаций. Сергей обладал необходимыми для этой работы человеческими качествами. Его необычайная деликатность сочеталась с деловой хваткой, ум и предвидение собирателя с удивительной душевной красотой. Он был интеллигентен в отношениях, увлечениях, бескорыстен в дружбе и строг, к себе в первую очередь, в работе. Это был настоящий друг, с которым связывал не только отдых, но и общее всепоглощающее дело. Его человеческие качества всегда восхищали, как - то отношения к детям, внукам, особенная статья это была его жена Ольга, муза творческих порывов и самое ценное на Земле. Сергей не был аскетом и земные радости не миновали его. Знакомству накоротке со многими знаковыми фигурами Вологодчины и России почти всегда помогали увлечения музыкой, поэзией и живописью. Сергей умел дружить и любить, умел работать и заботиться о близких людях. Имел уникальные увлечения, став в них истинным профессионалом. Он играл в одной музыкальной команде с Николаем Носковым, пел для Евгения Евтушенко в доме последнего, рассказывал о встречах Виктором Коротаевым, Александром Грязевым, Василием Оботуровым, Александром Романовым, Владимиром Бондаренко, Виктором Казариным, Львом Дьяконицыным, Юрием Вороновым. Уже не говорю о круге его череповецких и вологодских друзей Александре Шебунине, Александре Пошехонове, Евгении Мартышеве, Дмитрии Ермакове, Юрии Малозёмове и многих других. Но главным в Сергее было горение делом, готовил ли он выставку картин художника или Пушкинскую выставку из своего архива. Рубцовские автографы и личные вещи поэта ездили из города в город, вызывая интерес и любовь к поэзии Н. М. Рубцова. Ну а он, Сергей Дмитриев, ещё дарил людям и праздник песни. Его мелодии напевны и мелодически прекрасны. Мастерское владение гитарой, чистый бархатный голос очаровывал женщин и покорял мужчин. Всё дело было ещё в том, что он пел русскую поэзию, без ошибки используя для своих произведений только безусловные её шедевры. Сотни концертов дал С. А. Дмитриев в библиотеках и концертных залах, при открытии выставок своих друзей – художников и во время презентаций книг ни получив ни копейки денег ни за один концерт. Он считал, что высокая поэзия и божественная музыка - удел души, а деньги они, конечно, нужны, но они отдельно. Сергей был лауреатом международных, российских и областных конкурсов авторской песни. К гитаре он относился как к любимой женщине с нежностью и лаской. Десятки песен на стихи вологодских поэтов созданы талантом нашего друга. Но с особенным чувством Сергей относился к Николаю Рубцову и Александру Пошехонову, их музу особенно любил и славил в музыке. За что я особенно ценил музыкальное творчество Сергея, так это за то, что ни в музыке, ни в тексте он не соврёт, не изменит ни буквы, не переиначит, а сохранит в первозданной целости стихотворение автора. Думаю, что останутся в памяти, организованные Сергеем Дмитриевым рубцовские выставки из его коллекции в Москве, Санкт – Петербурге, Тотьме, Кириллове, Череповце, Вологде, Белозерске. Отдельно можно выделить организаторский талант Сергея при составлении выставок картин в городах Вологодской области таких мастеров как Виктор Казарин, Лев Дьяконицын, Дмитрий Медведев и других, в том числе и из собрания самого Дмитриева. Особая честь, что Сергей был ещё и исследователем, написавшим ряд ярких, увлекательных работ для Рубцовских, Милютинских, Чечулинских чтений, которые можно прочитать в их материалах. Сергей был широко известен как участник и лауреат фестивалей Рубцовская весна в Москве и Рубцовская осень в Вологде. Совместно с драматическим театром Д/К «Аммофос» под руководством режиссёра Владимира Пыльникова была осуществлена постановка поэтического спектакля «В минуты музыки печальной…», в основе которой были песни на стихи Николая Рубцова, написанные и исполненные Сергеем Дмитриевым. Я иногда при общении с ним спрашивал, а откуда у него человека по образованию и профессии весьма далёкого от мира искусства эта тяга к прекрасному.  Сергей отшучивался, но как то признался, что его отец Александр Алексеевич Дмитриев был историком, знатоком русской поэзии, особенно уважал Пушкина и Есенина, а вот его покорил Рубцов.  При жизни Сергея Александр Шебунин успел изваять его бюст, Евгений Мартышев написать портрет, Александр Пошехонов посвятил ему несколько стихотворений, я, с его согласия, посвятил ему книгу и у нас в рамках проекта «Рассказы о Рубцове, который снимала и монтировала Анна Рюмина получились две части беседы с Сергеем о его коллекции, а в общем – то о поэзии Н. М. Рубцова.  Сергей умел дружить, радость общения с ним испытали многие люди. А теперь нам осталась память о друге, его песни. Остаётся сожалеть об одном, песни Серёжи не записаны на ноты – это только предстоит сделать, как и издать книгу его памяти с нотами песен, его исследовательскими работами, воспоминаниями о светлом человеке, которым может гордиться Вологодская культура.


Рецензии