О любви поэта Николая Рубцова

Рубцовская весна
2021 год для поклонников творчества Николая Рубцова особый. В этом году отмечается 85-летие со дня рождения русского поэта и 50 лет со дня его трагической гибели.
Корреспондент «АиФ» встретился с многолетним исследователем творчества Рубцова, писателем-краеведом, членом Союза писателей России Леонидом Вересовым, чтобы поговорить о любви в жизни известного поэта.
- Леонид Николаевич, Николая Рубцова называют выдающимся лирическим поэтом. При этом считается, что о любви он много не писал.
- Любовь в творчестве Рубцова занимает серьезное место. Он писал о любви к Родине, России, писал и о любви к женщине. Если говорить о любви в жизни Рубцова, то, конечно, надо разделять любовь в его жизни и его творчество о любви. Хотя с другой стороны и первое, и второе в жизни поэта тесно переплелось. Различные жизненные, любовные коллизии отразились в его творчестве, в его стихах, без всякого сомнения. При этом тайна женщины, тайна отношений мужчины и женщины, тайна любви всегда была свята для Николая Михайловича Рубцова. Он не любил рассказывать о каких-то своих любовных историях, и такого как у Пушкина «донжуанского списка» у него не было. И еще одна рубцовская особенность: скольким бы женщинам поэт ни признавался в любви, скольким бы ни целовал руки, но своя женщина ему так и не встретилась. Есть и такая точка зрения, что свет любви поэзии Рубцова мог быть стократно ярче и светлее, но вот беда, уж больно привередливые «музы» встречались в поэтической судьбе поэта.
- То есть любовных историй, связанных с именем Рубцова, было довольно много.
- Многие были в него влюблены, во многих был влюблен он. Воспоминаний на этот счет можно найти сегодня массу. Есть воспоминания об отношениях с девушками из Бабаево, Мурманска, Кировска, Вологды, Череповца, Ленинграда, Москвы. Многим девушкам молодой Коля Рубцов писал письма, кому-то посвящал стихи. Позже уже женщины, в чью жизнь вошел Рубцов, писали о нем воспоминания и даже книги. Например, Нинель Старичкова оставила книжку «Наедине с Рубцовым», полную разных бытовых подробностей. В этом плане книга просто замечательная. А почему бы не предположить, что строки «…Мы с тобой не играли в любовь, мы не знали такого искусства. Просто мы у поленницы дров целовались от странного чувства…» поэт написал под воздействием юношеской влюблённости в Антонину Силинскую (Шевелёву), кстати Тоня Шевелёва, детдомовская подруга Рубцова, сохранила и подаренную ей фотографию мальчика Коли Рубцова со словами к ней будущего поэта. Приведу ещё один, не самый известный, пример воспоминаний девушки из Ленинграда. Это воспоминания Зинаиды Коротковой из Ярославля, которой, по её словам, некоторое время был увлечён поэт Николай Рубцов… Впрочем, вот абзац из них: «На вопрос: «Была ли между вами взаимная симпатия, влюбленность? Если да, то, чем все это закончилось?» – ответила уже не Зина Короткова, а умудренная годами семидесятивосьмилетняя Зинаида Анатольевна Калитина. Слегка смущаясь, но, не пряча по-прежнему лучистых глаз, произнесла: «Да как же можно было без влюбленности - то целоваться…».
   Стихи поэт посвящал, из тех, которые можно доказать, а не предположить, следующим женщинам: Г. М. Меньшиковой (маме его дочери Елены), Т. И. Агафоновой (Решетовой), Маргарите Власовой из Ленинграда, Таисии Александровне Смирновой (Голубевой). Понимаю женщин, которые встретились Николаю Рубцову в течении жизни и которым он тоже читал стихи, возможно про любовь, и которые посчитали в своих воспоминаниях, что именно им они были посвящены. Но, поэт просто использовал свои стихи сообразно ситуации, когда ему и девушке, встреченной им, могло показаться, что в их отношениях будет светлое будущее. Не могу винить никого в таком случае, но это всё же был только момент, эпизод, конечно, запомнившийся девушке и о котором она на склоне лет решила поведать миру и только. Вот прекрасная иллюстрация сказанного – слова из интервью Татьяны Агафоновой Владимиру Аринину: «…Рубцов говорил тогда, в короткие минуты их последней встречи, что все любовные стихи, написанные им, посвящены именно ей…».

- А кто из женского окружения Николая Рубцова мог стать ему хорошей женой?
- Примерно такой же вопрос в свое время был задан первой любви Рубцова Татьяне Ивановне Агафоновой, в девичестве Решетовой, которая живет в Шуйском. Так вот она ответила, (привожу по памяти), что «если бы я стала женой Рубцова, то, наверное, из него поэта точно не получилось, я бы его поэтическую личность задавила своими хозяйственными и бытовыми заботами…». Поэтому, может и хорошо, что никто не стал женой Рубцова и у нас есть великий русский поэт Рубцов. Был бы Николай Михайлович женат, то это была бы уже совсем другая история.
- Кстати, правда ли, что знаменитое стихотворение «Букет», было написано за несколько минут, чтобы впечатлить девушку?
   Это стопроцентная байка. Стихотворение «Букет» впервые было опубликовано в книге «Лирика» 1965 года издания. Но, первоначальный вариант стихотворения имел название «Желание» и появился в газете «Комсомолец заполярья» 22 августа 1958 года при этом первого четверостишия «Я долго буду гнать велосипед, в глухих лугах его остановлю…» просто не было. Тогда Николай Михайлович служил на Северном флоте и переписывался с Таей Смирновой. Поэтому я считаю, что это стихотворение посвящено именно этой девушке. Я доказательству данного факта даже целую работу посвятил. А воспоминаний от девушек, которые считают, что «Букет» посвящён именно им довольно много. Что касается досочиненного позднее первого четверостишия, то Николай Михайлович мог, конечно, еще кому-то эти строки посвятить. У поэта, кстати сказать, была такая особенность. Он мог читать одно и то же стихотворение разным женщинам, а эти женщины потом считали, что, то, прочитанное поэтом стихотворение, было только им посвящено.
- До сих пор стихотворения Рубцова о любви отдельной книгой не изданы. Появится ли такой сборник когда-нибудь?
- Есть несколько сложностей для осуществления подобного проекта. Во-первых, вряд ли получится собрать полноценный сборник, так как стихов о любви у поэта относительно немного, причем часть из них написана в юные годы. Во-вторых, еще больше 30 лет назад поэт Владимир Соколов говорил о том, что у Рубцова опубликовано много того, что Николай Михайлович не хотел бы сам видеть опубликованным. Ведь какие-то любовные стихи Рубцов в свои сборники не включил, считая их юношескими, не соответствующими достигнутому им к тому времени уровню классического стихосложения. И имеем ли мы сегодня право публиковать эти стихи, делать такие тематические сборники? По моему мнению, если и делать, то только с историческими, литературоведческими пояснениями, комментариями к каждому стихотворению.
- И еще один заключительный вопрос, но уже не по теме разговора. До сих пор некоторые поклонники творчества Рубцова обсуждают его завещание, в котором он просит похоронить его рядом с поэтом Константином Батюшковым. Ваше мнение на этот счет?
- Конечно, я против. Начну с того, что так называемое завещание Рубцова – это обрывок бумаги, о котором долгие годы после гибели поэта никто не знал. В 1980 году друг поэта художник Валентин Андреевич Малыгин принес это, так называемое, завещание в Вологодский музей-заповедник. Этот маленький клочок бумаги (документ из архива музея – заповедника, именно там и только там хранится подлинник) на понятие «завещания», (даже духовного), абсолютно не претендует, так как естественно он юридически не оформлен и содержит мало информации. Это просто автограф Н. М. Рубцова, написанный им в крайне подавленном, болезненном состоянии, во время упадка духовных сил, возможно в нетрезвом состоянии.  Попытаюсь доказать эту мысль путём сравнения почерка и содержания двух документов – автографов Николая Рубцова из того же архива Вологодского музея заповедника примерно одного времени. Естественно, первым будет завещание Рубцова, а вторым письмо поэта редактору будущей книги стихов «Зелёные цветы» Валентину Ермакову. Почерк обоих документов ломаный, неровный. Рубцов болеет телом («Валя у меня болит рука») и душой. Поэт предлагает назвать свою будущую книгу «Над вечным покоем». Возможно, приблизительно в это не простое для поэта время была написана и записка, которая сейчас известна как завещание Рубцова.  По - видимому, оба документа написаны в сложный творческий момент жизни поэта, когда не совсем ладилось с книгой «Зелёные цветы», которая, как известно, вышла в свет через три месяца после трагической гибели творца).  Поэт пребывал в некоем творческом тупике, не видел свет в конце туннеля, и болезнь руки давала о себе знать. Видимо, в этот момент Николай Рубцов ничего не хотел ни в жизни, ни от жизни. Отсюда упадок сил и документы момента... А за автограф Рубцова, неожиданный и сильный, огромное спасибо Валентину Малыгину, за то, что сохранил и оценил его значение. Н. М. Рубцов понимал при жизни своё будущее место в русской поэзии, когда просил в записке (думается из сиюминутных соображений) похоронить его со своим великим земляком – предшественником К. Н. Батюшковым. Кстати, надо заметить, что в Спасо – Прилуцком монастыре в то время стояла воинская часть, доступ в него был по пропускам и крайне затруднителен. Николай Рубцов прекрасно знал об этом, так как согласно воспоминаниям ему не удалось даже попасть на могилу поэта Батюшкова, достать пропуск было нелёгким делом.
  И всё же, нет-нет да и муссируется вопрос о перезахоронении праха поэта на территории ныне действующего Спасо - Прилуцкого монастыря. Дочь поэта Е. Н. Рубцова, насколько известно, против даже разговоров о перезахоронении отца, не говоря о каких–либо конкретных шагах в этом направлении. Не стоит забывать, что сама могила Н. М. Рубцова - памятник культурного наследия регионального значения и менять что – то даже в её внешнем облике нельзя, на это необходимо получать разрешительные документы. Народный поэт упокоился и лежит среди тех, кому он лиру посвятил, среди русского народа, на обычном вологодском кладбище. В Венеции или в действующем монастыре он не получил бы и толики той благодарности и любви, какую имеет от многочисленных почитателей со всей России. Но досужие разговоры об этом все равно периодически возникают. Ещё момент, памятник Константину Батюшкову в Спасо - Прилуцком монастыре – это ведь кенотаф, ложная могила, то есть надгробие есть, погребенного тела нет. Да, поэт в этом монастыре похоронен, но точное место захоронения до сих пор не определено.   А Николая Рубцова похоронили там, где положено. Он творил среди народа, для народа, и похоронен среди народа, на нормальном кладбище, на хорошем месте.


Рецензии