Знаменитая Флория Тоска. Воронеж 10 лет спустя
Первый ввод - Александр Петрович Аникин - Александра Добролюбова, Каварадосси - Назарий Немченко.
Мне кажется, что Флорию Тоску лучше слушать со знанием Итальянского языка.
29 сентября 2022 года - Роман Дюдин и Светлана Дюдина. Но может быть и Александр Петрович Аникин.
Краткая история создания оперы.
Источник: Бельканто:
"История создания
Викторьен Сарду, король французских драматургов, написал «Тоску» специально для Сары Бернар. Актриса имела огромный успех в роли Флории Тоски, и представления «Тоски» давались, согласно утверждению автора, три тысячи раз.
Началом работы над оперой «Тоска» следует считать 1896 год. Как свидетельствуют биографы, разрешение на переработку пьесы в либретто Пуччини получил благодаря личному обаянию и покоряющей силе своей музыки. В период написания оперы композитор предпринял путешествие в Рим, чтобы изучить древний замок Сант-Анджело (Узником этого замка становится художник Марио Каварадосси); лично послушать тональность колоколов Замка Святого Ангела; проверил точное звучание колокола собора Осенью 1899 года работа над оперой была завершена. Премьера «Тоски» состоялась в римском театре «Костанци» 14 января 1900 года. Несмотря на неоднозначную реакцию критики, первая постановка прошла двадцать раз при переполненном театре.
В России опера впервые была поставлена в декабре 1900 года в Одессе".
Немного содержания:
"Рим, 1800 г. Бежавший из заключения республиканец Цезаре Анджелотти прячется в церкви, где работает художник Марио Каварадосси. Марио узнает в Анджелотти одного из консулов Итальянской республики и предлагает ему убежище в своем доме. В церковь также приходит известная певица Флория Тоска, возлюбленная Каварадосси. Влюбленные договариваются встретиться вечером. Тоска, а за ней и Анджелотти с Каварадосси, покидают храм.
Вскоре появляется шеф римской полиции барон Скарпиа, идущий по следу беглеца. Он подозревает художника Каварадосси в укрывательстве. В церковь возвращается Флория, чтобы рассказать возлюбленному о новых планах на вечер. Скарпиа хочет выведать все, что она знает, и убеждает Тоску в неверности Каварадосси. Ревнивая Флория устремляется к дому любимого, за ней следуют полицейские. У барона рождается коварный план – уничтожить двух республиканцев и соблазнить Тоску, к которой он не равнодушен".
Моя личная версия - возможно, что флюиды Алексея Валерьевича Серебрякова - Флория Тоска убила Скарпиа во время полового акта. Думаю, что это актом ненависти не было. По легендам самка богомола откусывает во время акта ему голову - и он совокупляется с ней уже без головы. Наверное, Флории Тоске так нравилось.
Потом она призналась Марио, что якобы - ремарка Алекса Серебрякова - что убила Скарпиа якобы ради Республики. И Марио ей поверил. Был ли дальнейший поворот событий коварным планом этой самки богомола - ремарка Алекса Серебрякова - или же роковое стечение обстоятельств - неизвестно.
По некоторым фанфикам Скарпиа - без отрубленной головы, а с головой на плечах - ждал спокойно Тоску в карете, и они после гибели Каварадосси ехали к Скарпиа домой. Эти Фанфики между тем заслуживают, на мой взгляд внимания.
Кстати, эротическую составляющую Скарпиа люди исследовали на серьёзном уровне. Но флюидами Алексей Серебряков истинно прав, скорей всего, дело не в нём, а в ней.
Если бы она не манила так мужчин, ничего бы не было. Мне лично это напомнило немного серию сериала Полтергейст. Наследие и тот фильм с Лукерьей Ильященко - Одержимая, что я посмотрела по наводке великого артиста Алексея Валерьевича Серебрякова.
Примечательно, что в знаменитой опере Флория Тоска каждый персонаж имеет значение и каждый герой нарицателен - этим она и хороша, этим она - и привлекает внимание слушателей и театралов.
В драматургии - ремарка Алексея Серебрякова и мой опыт хождения по театральным студиям - Флорию Тоску исполняла Сара Бернар, которую я лично про себя, да и вся драматическая братия Сару Бернар зовёт Сенбернаром - это кличка Сары Бернар. Негласная. Думаю, что Алексей Валерьевич Серебряков знает. Сенбернар провалилась. Её роль не приняли, зато опера прижилась настолько, что страдания певиц и мучения Скарпиа - отражаются в людях настолько, что эти люди готовы постоянно переслушивать эту оперу, какой бы долгой она не казалась.
Краткая биография Сары Бернар (Лит.мат. часть драматических актёров и Алексея Валерьевича Серебрякова):
Сара Берна;р (фр. Sarah Bernhardt; урождённая Генриетт Розин Бернар, фр. Henriette Rosine Bernardt; 22 октября 1844, Париж — 26 марта 1923, Париж) — французская актриса, которую в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю». Успеха она добилась на сценах Европы в 1870-х годах, а затем с триумфом гастролировала и в Америке. В её амплуа были в основном серьёзные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара». В её честь назван кратер Бернар на Венере.
Избранные записи актрисы - как источник:
Ph;dre (Федра) (1902)
Le Lac (Озеро) (1902)
La Fianc;e du timbalier (Невеста литавриста) (1902)
Lucie (Люсия) (1902)
Le Lac (Озеро) (1903)
La Samaritaine (Самаритянка) (1903)
Les Vieux (Старые люди) (1903)
Un ;vangile (Одно Евангелие) (1903)
Ph;dre (Федра) (1903)
La Mort d’Iz;il (Смерть Изеиля) (1903)
La R;verie de Th;roigne de M;ricourt (Сонь Теруани де Мерикур) (1903)
Un peu de musique (Маленькая музыка) (1903)
L’Aiglon (Орлёнок) (1910)
Ph;dre (Федра) (1910)
Les Buffons (Буффоны) (1908)
La Samaritaine (Самаритянка) (1910)
L';toile dans la nuit (Звезда в ночи) (1918)
Pri;re pour nos ennemis (Молитва за наших врагов) (1918
Избранная роль: 1887: Сарду, Тоска
Ролей больше 30.
ВЕРСИЯ ОПЕРНОГО ПЕВЦА ТИТО ГОББИ. Алексею Валерьевичу Серебрякову.
Исполнив партию Скарпиа на сцене едва ли не тысячу раз, я, конечно, не однажды задавался вопросом о значении этого человека. Но, по правде сказать, пятнадцатидневные торжества по поводу внезапного устранения Скарпиа с политической арены кажутся мне все же чуть преувеличенными. Может быть, допущена какая-то ошибка в датах? Или новость "просачивалась" постепенно - в течение нескольких дней?
Как бы то ни было, я и этой подробностью не пренебрегаю, пополняя запас "ароматных" деталей. А почему нет? Жил ведь когда-то повар, году эдак в 1500-м, который, бросая в большой котел с кипящей водой наполовину ощипанных цыплят, восклицал: "Tutto fa brodo!" ("Бульону все на пользу!"). Так вот и я: бросаю все, что попадется под руку, в свой "бульон", чтобы он получился покрепче и поароматнее. Смешиваю легенду с историей, правду с вымыслом, размышления с толкованиями - своими собственными и чужими. Но, конечно, главное для меня - помнить об атмосфере, царившей в стране в тот или иной период, учитывая состояние цивилизации в данный исторический отрезок времени.
Отношения между людьми также важны - как достоверные, так и гипотетические. Даже какой-нибудь слушок может иметь определенное значение. Затем я хорошенько перемешиваю все это и пробую на вкус, добавляя непременную щепотку соли или - еще лучше - немного перца. Когда суп готов, я проглатываю его целиком! Я не спешу предлагать свою стряпню публике. Сперва я должен отведать ее сам! И только когда я как следует распробую свое блюдо, зритель начнет ощущать аромат, источаемый всем моим существом.
Вот почему детали, в которых я нуждаюсь, работая над созданием сценического образа, оказываются у меня под рукой. Например, для меня весьма примечателен тот факт, что художник Марио Каварадосси (как это ни странно, он не оставил после себя никаких произведений) работал в мастерской знаменитого Давида. Размышляя об этом, я задаю вопрос: не должно ли его полотно, изображающее Магдалину, нести на себе печать школы Давида?
Мать Марио была француженкой, отец - итальянцем, последователем Вольтера и Дидро. Перебрался ли Марио в Рим по политическим причинам, или его переезд был обусловлен стремлением художника совершенствоваться в изобразительном искусстве и он приехал в этот город для того, чтобы завоевать "Римский приз"? Так или иначе, но однажды судьба привела Каварадосси в театр "Арджентина" (вероятно, он хотел устроиться на место художника-декоратора). Работы он не получил, зато увидел ослепительную Флорию Тоску, первую звезду театра, и тотчас в нее влюбился.
Тем временем и в Неаполе, и в Риме восставшие требовали установления республики. Но в обоих городах возмущение длилось недолго. В течение более сорока лет троном владели Бурбоны - Фердинанд и Каролина, дочь Марии Терезии, императрицы австрийской, и сестра злополучной Марии Антуанетты, королевы французской. Революция вынудила их бежать вместе со своим двором на Сицилию.
Затем смешанная армия, состоявшая из солдат Бурбонов, разбойников, крестьян, русских, турок и англичан, возглавляемая кардиналом Фабрицио Руффо, освободила Неаполь, и Бурбонам, поддержанным Нельсоном и английским флотом, был возвращен престол. Воззвание, составленное королевой Каролиной и подписанное королем Фердинандом, санкционировало жестокие репрессии, для чего и прибыл в Рим Скарпиа. Говорят, в результате развязанного Бурбонами террора около 40 000 римлян подверглись конфискациям, были брошены в тюрьмы или казнены.
17 и 18 июня, согласно пьесе Сарду, на основе которой Иллика и Джакоза создали либретто оперы, на берегах Тибра произошла настоящая резня. Анджелотти покончил жизнь самоубийством, Скарпиа был смертельно ранен, Каварадосси - казнен, а Тоска - сброшена с башни замка Сант-Анджело. Вероятно, Сполетте и Шарроне удалось укрыться в одном из заброшенных уголков римских катакомб.
Итак, вернемся к тому моменту, с которого начинается действие оперы. Утро 17 июня 1800 года. Церковь Сант-Андреа делла Балле в Риме. Только что бежал из тюрьмы Анджелотти.
Источник:
пресса об Алексее Серебрякове, драматические артисты - Борис Голощапов. Алексей Серебряков.
Тито Гобби. Флория Тоска. Воспоминания
Словарь Итальянского языка.
Источник. Викторьен Сарду. Флория Тоска. - сама пьеса.
Свидетельство о публикации №222092400879