О шаровой молнии

               
  Недавно я смотрел телепередачу Игоря Прокопенко о шаровых молниях. Это мне напомнило о случае наблюдения за шаровой молнией, который произошёл  со мной. Это было примерно в середине 60 – х годах прошлого столетия. Я проводил отпуск в родном селе Новосёлки Рыбновского района, Рязанской области.      В первой половине июля в середине дня прошла гроза. Спустя некоторое время, я пошёл в сад. Спускаясь по небольшому склону в низ сада, я вынужден был остановиться у куста смородины.  Навстречу мне, под углом, примерно, тридцать градусов, медленно (0,5 м/сек) и бесшумно плыло, светящееся эллипсовидное тело -  длиной примерно  40 см.,  диаметром до 30 см. и на высоте от земли 1 – 1,2 м.
       Не доплыв до меня 1 – го м., оно на мгновение приостановилось и, повернув от меня на 15 – 20 градусов, поплыло прежней скоростью к плетёной изгороди соседнего сада медленно набирая высоту для её преодоления.
       Миновав изгородь, светящийся объект удалялся в, свободном от кустов и деревьев сада пространстве, и через некоторое время бесшумно исчез из поля зрения.
В момент его расположения вблизи меня, я успел рассмотреть на его, светящейся поверхности контуры шестигранных ячеек, из которых состояла она.
       При изменении направления движения объекта, я заметил некоторое оживление его ячеистой поверхности.
       Ячейки мне напоминали химическую структуру углеводородных колец бензола.
       В своё время академик П.Л. Капица проводил исследования в области создания высокотемпературных плазменных шнуров. Это достигалось методом высоких значений электрического потенциала к электродам замкнутой вертикальной стеклянной трубы, расположенным в её торцах.
      Очень интересно узнать о том, как бы изменялась светящаяся поверхность плазменных шнуров, при заполнении трубы азотом, а затем, газом, содержащим углерод. Это помогло бы пониманию механизма процесса образования шаровых молний. После этого, мысли о природе  шаровой молнии меня не покидали. Я вспомнил об интересных научных результатах, которые получили наши российские учёные К. Новосельцев и А. Гейм и за рубежом в области свойств графена. В 2010 г. им была присуждена Нобелевская премия. Графен представляет собой одиночный слой атомов углерода, соединенных между собой структурой химических связей, напоминающих по своей геометрии структуру шестигранника. Ниже приведена фотография структуры графена.
               
               







               
Главное, что применительно к описанному мною случаю, важно – это совпадение шестигранных ячеек светящейся поверхности шаровой молнии с шестиугольной сеткой расположения нано - частиц графена, сопряжённых атомными связями. Углерод имеет  несколько аллотропических состояний. В атмосфере его газообразное состояние в виде углекислого газа. При грозовых разрядах кислород вероятно выжигается или превращается в  азон, а углерод преобразуется в  аллотропное состояние, например графит. Графит  - это уложенные друг на друга слои графена,  связанные между собой  слабыми Ван-дер-Ваальсовыми связями, которые удалось разорвать.
Трудно предположить о значении энергии сопряжения. Но можно утвердительно полагать, что при грозовом фоне электризации, может происходить колоссальное электронасыщение атомных связей, вплоть до светимости. Правомерно допустить о том, что углерод при этом, перешедший в состояние графита и, выдерживающий температуру 3850;С, в условиях большей температуры распадается на графен. При этом нельзя исключить, что имеет место переходная фаза  аллотропии в плазмо – графен с изменением параметров структуры.
Искусственное получение алмаза требует температуры 1100С и давления 4 ГПа и промышленные методы потребовали создания специального оборудования. Графен был получен впервые путём тонкого шлифования графита и перенесения отшлифованного слоя на скотчевую подложку. Сегодня не известны промышленные методы его получения.
Меня привлекла гипотеза Смирнова Б. М., занимавшегося проблемой шаровой молнии много лет. В его теории ядро шаровой молнии — это переплетённая ячеистая структура, нечто вроде аэрогеля, которая обеспечивает прочный каркас при малом весе. Только нити каркаса — это нити плазмы, а не твёрдого тела. И энергетический запас шаровой молнии целиком скрывается в огромной поверхностной энергии такой микропористой структуры. Термодинамические расчёты на основе этой модели, в принципе, не противоречат наблюдаемым данным
Чудесное совпадение светящейся сетки шаровой молнии и сетки графена меня сильно удивило и порадовало тем, что загадочное явление природы, хотя и частично, но гипотетически объяснено.


Рецензии