Антирелигиозный Бог

17 июл 2020

Вполне ожидаемо бдительные граждане не оставили без внимания сентенцию об антирелигиозности Бога из прошлой публикации. Много однотипных вопросов — как так? как это Бог может быть антирелигиозен?
А вот так. Главный противник религии — Бог. И Он этого никогда не скрывал, мы просто Его плохо слушаем. Надо только договориться о терминах.
Этимологически термин «религио» переводится с латыни как «восстановление утраченной связи». Этот термин очень точен на уровне личности. На уровне отдельного человека против него ничего говорить не будем, будем говорить о религии как общественной институции. Согласимся, что в обществе под религией подразумеваются институции, а не интимные мистические переживания отдельного человека. Когда говорят «религия», вряд ли имеют ввиду мистические интуиции Васи Пупкина, говорят всё же о более общих вещах — о системе верований, храмовой культуре, типах богослужения, культурных традициях. Культурные традиции в свою очередь успешно подменяют и собственно религии, но это уже другой разговор. Нас интересует сейчас антирелигиозность Бога.
С начала времён, со времён первых людей, многие тысячи лет люди были уверены, что Бога надо кормить. Надо заколбасить быка, перерезать горло барану, свернуть голову голубю, на крайний случай насыпать пшеницы на жертвенник. Кушай, Бог, мы отдаём тебе самое лучшее.
Бог всегда тихо повторял — ребята, Мне это не нужно, кушайте сами, Мне только нужно, чтобы вы не ели друг друга. Но люди не слушали, люди рубили быков, прямо как в том анекдоте —
— Изя, домой!
— Мама, я щё, замёрз?
— Нет, ты хочешь кушать!

Бог тихо говорил — «милости хочу, а не жертвы».
А люди — херакс, с треском костей рубили быка. Какая ещё милость, Бог?
Давид говорил — «жертва Богу — дух сокрушен».
А люди — херакс, откручивали голову голубю. Ты что, Давидик, не тех грибочков объелся? Какой ещё дух? о чём сокрушаться?
Исайя писал от имени Бога — «не тот пост угоден Мне, когда согнётся выя твоя и иссохнут чресла твои. Но тот пост угоден Мне, когда ты будешь милостив к людям».
А люди — херакс, с бульканьем резали горло барану. Какая ещё милость? к кому милость? к этим филистимлянам???
Что такое был Храм Соломона? Это была скотобойня. По свидетельству очевидцев священники там ходили по колено в крови.
Кто такой был священник? Это был дюжий мясник.
Бог говорил священству — «утешайте, утешайте народ Мой».
А священник говорил — погоди, Господи, мне некогда, мне надо сегодня заколбасить ещё десять быков».
Такая вот была религия у евреев, которых мы считаем самым продвинутым народом в познании Бога. Про откровенно языческие культуры и говорить не будем, там вообще мраки.
Вы скажете — ну это было давно, это древние дикие времена, у нас теперь христианство, все дела, все белые и пушистые, все добрые и смиренные. У нас типа теперь другая религия, религия любви и согласия. Быков не колбасим, баранов не режем, храмы в крови не плавают, в храмах красиво поют.
Соглашусь. Христианство — вообще не религия. Нет нужды восстанавливать связи, со Христом все связи давно восстановлены — «Я с вами до скончания века». Но отметим откровенную антирелигиозность Христа. Он подчёркивал свою антирелигиозность ещё с момента дебоша в Храме Соломона — дом Бога должен быть домом молитвы, а не вертепом разбойников. Да, быков не колбасим, но с разбойниками в рясах у нас и теперь всё в порядке.
У Христа много антирелигиозных установок. «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня». О чём здесь? Всё о том же — можешь шлёпать языком сколько хочешь, можешь прочитать все на свете молитвы, можешь выучить наизусть все церковные службы — Он всё равно будет судить тебя по делам. И никакие молитвословия тебе не помогут, если ты не любишь людей. Он дал нам две заповеди — любить Бога и любить людей, и приравнял их друг к другу. И сказал, что в этом весь закон и пророки. И какая после этого нахрен религия? Вот она, вся твоя религия — непослушные дети, пьяный сосед, дурак начальник, муж козёл... Вот и вся твоя религия — изволь их любить. Любить такими как есть.
«Где двое или трое собрались во имя Мое — там и Я среди них». Вот вам и вся Церковь Божия, со всеми чудесами и Таинствами. Хоть в храме, хоть в лесу, хоть в пивной у дороги.

Не подумайте, что я против храмовой культуры. Я очень люблю нашу храмовую культуру. Я уже говорил, что если вы уберёте колокольный звон с русской земли, я первый застрелюсь. Но надо понимать, что храмовая культура — это всё же культура, это дело людское, а Бог, как ни крути, антирелигиозен. Богу пофигу наша храмовая культура, Бог в сердце смотрит.
Во главу угла существования вселенной поставлен нравственный императив, но у народа нет нравственности, нравственность есть только у человека. Поэтому все религии в истории человечества были неуспешны и не будут успешны — невозможно восстанавливать связь с Богом на уровне общества, с Богом возможно восстанавливать связь только на уровне сердца. Только своего сердца.


20 июл 2020

ЛЮБОВЬ ПО ЩЕЛЧКУ

В ответ на мои гнусные антирелигиозные пасквили пришло довольно нервическое письмо от одной милой дамы. Письмо честное, горькое, нервное, это фактически публичная исповедь. Такие слова нельзя не уважать, таким словам нельзя не отдать честь, на такие слова нельзя не ответить.
\\\не могу я достигнуть любовь к людям... по щелчку\\\ — по щелчку ничего невозможно достичь. По щелчку даже комары не родятся. Наука любить людей — самая сложная из наук. Во-первых, любить людей особенно не за что. Во-вторых, христианская любовь — это не чувство, это не влюблённость, это тяжёлый и неблагодарный труд, за который никто кроме Бога не скажет спасибо. Порою это работа смертельно опасная, что показал нам пример Сына Божия. Христианская любовь — это глагол, как хорошо сказал наш штатный клоун Ванька Охлобыстин. Любить людей — это наука всей жизни, которая не всем даётся и никому не нравится, но слишком высоки ставки в этой игре. Здесь нельзя брать нахрапом, нельзя торопиться, а главное — нельзя врать. Нельзя врать ни себе, ни Богу, ни людям, иначе лучше и не начинать эту войну с собой.
\\\не могу не унывать, не красть, не осуждать\\\ — а вот здесь надо через немогу.
Уныние — самая страшная вещь на свете. Если ты унываешь, то кради и осуждай сколько хочешь, тебе уже ничто не поможет. Уныние — это расписка о недоверии к Богу, после этого уже не о чем говорить.
Не красть — это не трудно. Надо только представить себя на месте того, у кого ты украл. Если ты украл у доброго человека, то ты говно. Тебя устраивает быть говном? Вряд ли. Наверняка ты хочешь к себе уважения. А если ты украл у плохого человека, то представь, как тебе будет обидно, когда на Страшном Суде, где всё откроется, это говно будет тебя обвинять. В общем воровать — дело неблагодарное.
Осуждать — тоже дело малоприбыльное. Осуждение — это расписка в том, что ты бы никогда так не сделал. Но есть одна святая истина — «чем осуждаешь, тем и осудишься». Жизнь показывает, что над осуждальщиком закон кармы непременно посмеётся, и посмеётся очень жестоко. Осудив чей-то грех, ты непременно впадёшь в такой же, если не хуже. Потому Бог и рекомендует нам молчать в тряпочку — здоровее будешь.
\\\Постоянно срыв, шаг вперёд, и пять назад\\\ — этого не надо бояться, не надо расстраиваться. Так будет всегда, до смертного часа. Надо просто помнить слова великого Златоуста — «велик не тот, кто не падал. Велик тот, кто вставал». Главное — не забить на тему, главное — не ныть. А для того, чтобы не уставать себя ломать, существует Причастие.
\\\чтоб совсем не убежать\\\ — через это тоже все проходят. Есть в православной аскетике даже специальное понятие — «окамененное нечувствие». Этого тоже не надо бояться, никуда мы не убежим, ибо бежать нам некуда. От себя не убежишь, а Бог нас никогда не оставит.

Сухой остаток — Вы молодец, мадам. Вы умница. Вы настоящая христианка. Церковь — это больница для таких как мы с вами — немощных, больных и вонючих. Христианство вообще не для самодовольных и сытых. Самодовольным и сытым там нечего делать. Христианство для тех, кто собой недоволен. Христианская жизнь — это постоянные поиски золотой середины между самодовольством и отчаянием. С одной стороны нельзя терять надежды, с другой — не забывать отвешивать себе поджопники. Так и прорвёмся, зуб даю.


22 июл 2020

РЕЛИГИЯ И БОГ 1

Тяжёлый будет текст. Людям с системным мышлением лучше его не читать.
Рус прислал такое письмо —

\\\Если религия это так или иначе, но путь к Богу, тогда выходит, что Бог не может быть антирелигиозен априори.\\\

Нет, Рус. Это не так. Вот это твоё «так или иначе» — это произвольное допущение, это уже из области шаманства, мол, раком или боком, но доползём.
Нет, брат, не доползём. Именно поэтому любая институциональная религия неуспешна, именно поэтому в тхеравадинских храмах стоят слоники Ганеши, ислам, который переводится как «мир», призывает убить гяура, а любвеобильные христиане ходят в крестовые походы и с братской любовью жгут друг друга на кострах. И самое смешное и показательное, что спасает людей от религиозного насилия и фанатизма только секуляризация общества, то есть задвигание религии из институциональной области в область частной жизни.
Вы скажете — что нам до буддистов с Ганешей, что нам до мусульман с автоматами, что нам до кровожадных католиков? У нас своё кино, у нас Святая Русь, Третий Рим, правильная вера и никаких типа костров.
Не вопрос, давайте к нашим баранам. Насчёт костров — это спросим у Аввакума и прочих радетелей за веру отцов, а насчёт Святой Руси — тоже забавно. Святая Русь крещена тысячу лет назад, а ещё каких-нибудь сто пятьдесят лет назад одни христиане продавали других христиан на базаре как скотину. Один православный христианин стоил на рынке примерно как две коровы. И заметим, что одним из главных рабовладельцев была православная церковь.
Вы скажете — ну это древние дикости, перегибы на местах. Хорошо. Но кто-нибудь за это покаялся, кто-нибудь взял на себя историческую ответственность? Кто-нибудь из церковников признал, что церковь-рабовладелец есть мерзость?
А современных дикостей нам мало? Не будем их перечислять, ибо замучаемся считать эти дикости и зело опечалимся.
Давайте лучше к истокам. Давайте вспомним, что такое есть Церковь Божия, как она задумана и чем отличается от религии.
Давайте почитаем Писание, апостольские письма и деяния. Церковь задумана Апостолами как строгая горизонталь. Слово «церковь» и переводится как «собрание», «община». Есть община единомышленников, из её среды выдвигаются лучшие, наиболее одарённые и способные, из них формируется клир. За порядком следят пресвитеры — народные авторитеты, старейшины, которым люди доверяют. Из пресвитеров поставляются епископы — люди с безупречной репутацией, признанные лучшими богословами, людьми со светлым разумом и чистой совестью. Так должна формироваться народная аристократия — власть лучших.
Главное — Церковь задумана как нравственно-интеллектуальная элита общества, а не маргинальная секта.И задумана она строго на основе самоорганизации, а не как эта долбаная вертикаль, где епископов сбрасывают с вертолётов, а народ послушно мычит «аксиос».
Что у нас? А у нас всё как обычно, начиная с Константина, с Миланского эдикта, церковь дублирует государственную вертикаль, института пресвитеров вовсе нет, а священство формируется в инкубаторах по выпуску шаманов. И беда даже не в том, что на выходе мы получаем неизвестный продукт, а в том, что народ выключен из процесса, народ всячески отучают от самоорганизации. И на выходе мы имеем стадо баранов, которыми руководят непонятные дядьки, которые живут в своих золотых клетках и внушают нам — «слушайтесь нас. Мы знаем, как лучше».
И на выходе какой-то дядька в золотой шапке, проезжая мимо меня на бронированном лимузине, за которым кортеж из 15 лимузинов, втирает мне о пользе нестяжания. А я стою и хлопаю глазами, и мне очень хочется дядьку спросить — дядька, ты кто? Откуда ты взялся? И веришь ли ты сам в то, что говоришь?
Но спросить мне дядьку никто не даст. За ним бежит 300 дюжих быков из Федеральной Службы Охраны, и мне тут же ласты завернут за несанкционированный контакт с моим слугой. Он же мой слуга, правда? Христос же сказал — «больший из вас да будет вам слугою?... Или не сказал?
Не подумайте, что я крошу батон на патриарха. Не он эту систему придумал, он просто ушлый парень и сумел в этой системе хорошо устроиться. Эту систему придумал и не Сталин, когда в 1943 году создавал РПЦ, эту систему придумал даже не Константин. Эта система вытекает из самих принципов институциональной религии. Религия не терпит самоорганизации и самостоятельной мысли. Религия умеет создавать только казарму. В казарме в общем неплохо, там иногда тепло и иногда кормят, но мне почему-то не верится, что в Царствии Небесном строем маршируют по плацу и хором поют «Прощание славянки».
Что такое религия, лучше всего рассказывает анекдот времён перестройки —

— У нас на заводе конверсия. Мы всю жизнь выпускали автоматы Калашникова. Но сейчас перестройка, конверсия и разоружение, и мы решили выпускать стиральные машинки. Но как бы мы ни старались, у нас почему-то всё время получаются автоматы Калашникова.


23 июл 2020

РЕЛИГИЯ И БОГ 2

Как всегда, Рус прислал хороший вопрос —
\\\Мы много видели людей, верующих в Бога, но не религиозных? Это взаимоисключающие вещи. \\\

Много ли таких? Да миллионы, да почти все. Сухая статистика — верят в Бога 80% людей, а в храм идут 0.25%. Почему? Люди врут? Может быть, кто-то и врёт, но допустить, что врут четверо из пяти — невозможно.
В Бога верят, а в храм не идут. Им лениво? Может быть, кому-то лениво, но не может быть, чтобы всем.
Давай вспомним, как всё начиналось. Когда рухнул совок, когда за веру в Бога перестали увольнять с работы, исключать из университетов и сажать в дурдом, люди рванули в храм. Люди соскучились по Богу, люди искали хоть какой-нибудь правды, люди искали, за что зацепиться, уголовники и всякие бедолаги рванули в монастыри, любому попу люди смотрели в рот и ждали великих истин.
У Церкви был огромный кредит доверия. Нищая, изломанная, разорванная, оболганная Церковь вызывала у нас трепет и восторг, в России любят бедолаг, страдающих за правду.
Афганские спецназовцы и доктора филологических наук массово пошли в попы, стали принимать сан, бывшие бандиты прислуживали в алтарях.
Апогей народного доверия к Церкви — наверное, 1993 год. Танки бьют по Белому Дому, гопники штурмуют Останкино, в воздухе отчётливый запах гражданской войны. Кто помирил упырей? Патриарх. Кому доверяли переговоры? Только попам. Церковь носили на руках, Алексий Второй стал народным героем. Блаженны миротворцы, ибо сынами божиими они нарекутся.
Что сейчас? Грусть-печаль. Первый голод прошёл, у людей открылись глаза, люди стали всматриваться в подзаплывших жиром попиков из открывшихся бройлерных богаделен. Где любовь, ёлкин дрын? Часики Святейшества, яхты-самолётики-резиденции-скрепы-лимузины-нанопыль мы переживём, это всё чепуха, но где любовь?
Даже здесь, по дискуссии под вчерашними молотками Пинк Флойда, ты мог видеть, сколько проблем даже у церковной публики. Люди честно говорят, что в храм их ноги не несут. Мы можем сколько угодно умничать, что в храм идут не к людям, а к Богу, но сердцу не прикажешь. Авторитет епископата ниже плинтуса, скандалы-интриги-расследования, катастрофа с церковным образованием, расколы, выдавливание мозгов из церковного пространства, милитаризм, сектантская самоизоляция, поцелуи со властью взасос, сакрализация режима, нетерпимость, злоба, корысть, комбинат ритуальных услуг.
\\\ По тому узнают люди, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собою\\\ Вот и весь тебе ответ. Нет любви — нет и Церкви. И мы можем хоть до усёру спорить об эсхатологии, об аде и рае, ломать копья о формах поклонения Богу, искать еретиков и отступников, секулярных гуманистов и лукавых приспособленцев, говорить о спасительности таинств и красоте литургистики, но нет любви — нет и Церкви.
Что такое любовь? Любовь — это выслушать, понять, извиниться, простить, поднять падшего, поддержать слабого, помочь немощному, прикрикнуть на сильного, чтобы не быковал. Любовь можно прятать, но её нельзя не увидеть.
Люди не видят нашей любви, потому и не верят. Они не верят не Богу, они нам не верят. Пока не будет любви и внимания, люди в храм не пойдут, сколько ты кадилом ни маши. Они будут святить куличики, яички и яблочки, но душой они будут не с тобой. И ты можешь усраться орамши, обвиняя их в потребительстве, язычестве и неблагодарности, но народную интуицию ты не обманешь. Пока не будет любви, не будет и Церкви, а будет только религия.


26 июл 2020

НЕ БЫТЬ РЕАКТИВНЫМ

Ответы оппонентам. Много всякого понаписали, всё разбирать не будем, разберём то, что кажется важным. На конструктивную критику отвечать легко и приятно.
Много мотивов о воспитании чувства любви — «любовь невозможно в себе искусственно взгреть», «настоящие чувства во власти человека не находятся»...
Повторюсь — ребята, христианская любовь не чувство, а работа. Нудная тяжёлая неприятная работа. Тебя провоцируют, а ты не ведись. Тебя обижают, а ты не обижайся. Тебе наступили на ногу, а ты в ответ чужую ногу не топчи. Будь сильным, сила всегда благородна и никогда не мстительна. Только слабость мстит, тявкает и дерётся, и вопит об оскорблении чувств.
Сила никогда не реактивна. Очень важная тема — не быть реактивным. Главная тема в христианской жизни — не быть предсказуемым. В тебя плюнули и ожидают, что ты в ответ тоже будешь плеваться, а ты утёрся и ушёл. И у злого человека сыпется мир, он не знает, что ему дальше делать. Ты сломал ему матрицу поведения, а это гораздо круче, чем плюнуть в ответ. Это, между прочим, тоже любовь — не бороться со злом, а троллить зло. Этим часто занимался Спаситель — Он не ломал через колено, Он троллил, выбивал почву из-под ног. Любовь — это не сюси-пуси, это единственная сила во вселенной. Остальное — ботва.
Простите, ребята, я биолог, мне ближе биологическая терминология. Может быть, это будет не совсем понятно, но христианская любовь — это не реагировать на раздражитель, игнорировать или нивелировать раздражитель, или сделать из раздражителя чучело, посмешище. Всё зависит от разрушительности раздражителя.
Вполне ожидаемо православные профессионалы напряглись на самоорганизацию, самовоспитание и прочую самодеятельность. Для православного профессионала приставка САМО — это как красная тряпка для быка. Нас приучают к тому, что мы марионетки, деревянные солдатики в руках Бога, и нам надо только скулить и что-то выпрашивать, чтобы не так страшно было, когда нас дёргают за верёвочки. Мне такая позиция кажется не только ошибочной, но и богохульной — Бог не ребёнок, который лепит куличики в песочнице, Бог потому дал нам волю и разум, что ожидает ответственности за мир и себя в мире. Богу нужны интересные собеседники, а не тряпочные куклы.
Да, Он сказал — «без Мене не можете делать ничесоже». Всё правильно, помолись и делай, что должен. Но Он не говорил «Я всё буду делать за вас». Надо преодолевать этот неумный когнитивный диссонанс. Ты уже решай, кто ты — марионетка или боевая единица. Если ты марионетка, то с тебя спросу никакого, а то ведь и ничего не можем самостоятельно, и возмездия боимся. А если ты боевая единица, то да — самоорганизуйся и самовоспитывайся, и принимай ответственность за все свои поступки и мысли, не скули и не ной. А Бог уже поможет, будет создавать нужные обстоятельства, будет присылать нужных людей. Работай над собой и благодари, что не оставлен вниманием Бога — вот моё простое и понятное христианство, безо всякого шаманства, без всех этих непонятных завываний про промыслы, замыслы и умыслы, которыми профессиональные православные так любят разрушать себе мозг. Чукча старенький, а старость требует упрощения схем, только молодость любит навертеть говна на лопату, а потом сидеть и долго разбираться.
Воля и разум, ребята. И любовь.

В целом всем большое спасибо. Жду дальнейших вопросов и зубодробительной критики.


27 июл 2020

ИНФАНТИЛЬНОСТЬ И МЛАДОСТАРЧЕСТВО

Меня поправили в очень важном моменте. Должен покаяться и немедленно исправить ошибку. Спасибо, учёный кот Алекс (прости, брат, не знаю, какое тебе реально имя)
Я написал, что нас, мол, приучают к инфантильности и безответственности.
Но не написал, кто. И у людей могло сложится впечатление, что я крошу батон на православие. Конечно же, надо оговориться, что к православию это не имеет отношения. Мне надо было написать «церковные манипуляторы приучают нас»...
Я имел ввиду, конечно, не Церковь. Я говорил о том феномене, который с лёгкой руки одного почившего архимандрита из Лавры называют «наум-сенрикё». Знающие поймут.
Это институт младостарчества, или псевдостарчества, или внутреннего сектантства, если угодно. Это церковные манипуляторы.
Люди сами по себе безответственны, трусливы и инфантильны. Люди боятся брать на себя ответственность за свою жизнь. Люди ищут, кто за них будет принимать решения, и поэтому миллионы людей ураганят по монастырям и келейкам в поисках духоносных решальщиков. А есть спрос — будет и предложение, и потому наум-сенрикё цветёт пышным цветом на теле Церкви как раковая опухоль, и никто с нею не борется, а замечают её только тогда, когда нарыв прорывается, как в случае с неким уральским уголовником, который давеча наделал столько шухеру.
Миллионы людей ураганят по стране и за пределы в поисках простых ответов — батюшка, надо ли мне переезжать в другой город? надо ли мне жениться? надо ли мне делать операцию? надо ли мне поменять работу?...
И духоносные старцы, канешна, находятся. Не у всякого «старца» хватает духу ответить ДУМАЙ САМ, многие ведутся на тщеславие и властолюбие.
И превращаются в манипуляторов. А люди с психическими повреждениями находят себе отдушины.
На эту тему есть масса печальных церковных анекдотов типа-
— Батюшка, кран течёт. Помолись, чтобы кран не тёк.
— А ты сантехника вызывать не пробовала?

Ещё раз извиняюсь перед почтеннейшей публикой за некорректность, ещё раз благодарю учёного кота Алекса за указание на ошибку.


--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417


Рецензии