Монашество

3 авг 2020

С лёгкой руки батьки Паисия возникла тема монашества (не по воле батьки Паисия). Тема монашества стала красной тряпкой для современной молодёжи, я помню это ещё по бесконечным дискуссиям (скажем мягко) в АПС. У людей возникла стойкая аллергия на монашество, это понятно, но надо спокойнее.
Да, многие устали от засилья монашеской эстетики в церковной жизни. Да, всех раздражают ряженые клоуны и барыги в монашеских клобуках. Да, все устали от монахов на лимузинах и в шикарных особняках, все устали от ханжества и лицемерия. Но давайте подумаем — разве это проблема монашества?
Мы живём в бедовой стране в бедовом обществе в бедовые времена. Мы живём во временна тотальных подмен, лжи и симулякров. Это касается всего общества сверху донизу, и монашество здесь ни при чём, ряженые клоуны есть везде, от Кремля до сельского клуба. Постмодерн, товарищи — суровая вещь. Постмодерн убивает святыни и размывает нравственные ориентиры. Поэтому давайте понимать, что к чему. Православие требует светлого разума, а в наши подлые времена — особенно. И давайте не отвлекаться на клоунов, а разбираться в явлении.
Монашество было и есть в любой среде, в любой религии и культуре, от Диогена до танцующих дервишей, от лесных садху до батьки Паисия.
Кстати, почему люди так любят батьку Паисия? Даже не потому, что он умный и добрый, а главное — потому, что он настоящий. Во времена пластмассовой колбасы и одноразовых автомобилей это особенно дорого, всем очень хочется прислониться к чему-то честному, искреннему, настоящему. (Кстати, было много недоумений, зачем я снёс историю Паисия. Я это сделал по просьбе Паисия. Причин я не знаю, спрашивать о причинах — дурной тон. Друг попросил — я исполнил, а причины он сам расскажет, если захочет. Или не расскажет. Но попросили — сделай, и лишнего не говори).
Во все времена в любом обществе были и будут асексуалы, асоциалы, социофобы, фанатики, всё это нездоровая питательная среда для монашества, это бедолаги. А есть ещё истинные анахореты — люди, которым мир просто не интересен, которые мир разжевали и выплюнули, которые не желают отвлекаться на суету, которым интересны только высшие истины. Это здоровая питательная среда для монашества, таких крайне немного, но они тоже были и будут. А главное — интересы и тех и других тоже надо уважать.
В наши бедовые времена бедолагам особенно тяжело. Потеряны все ориентиры, потеряна вся православная культура, мы всё начинаем с нуля. Люди обмануты, люди и сами рады обманываться, но слишком высоки ставки в этой игре, а назад дороги нет — у нас есть институт пожизненных обетов. Хорошо буддистам — сегодня я принял монашеские обеты, а завтра снял и упылил в кабак бухать, а послезавтра опять принял, и так можно каждый день, ибо обеты по сути давать некому. Но наши обеты даются Богу, а это уже железяка, их не стряхнёшь. Уже раздаются голоса об отмене пожизненных обетов — мол, слишком много искалеченных судеб. Это профанация, конечно, но где-то этих людей я понимаю, им жалко молодых дураков. Но вижу проблему не в этом.
Монастырь — это не стены, а учитель. Это мы напрочь забыли. Монастыри формировались вокруг человека. Афанасий Великий, Сергий Радонежский уходили из мира не для того, чтобы замутить монастырь, они уходили по зову сердца. А потом уже вокруг них формировались братства, формировались сами собой, люди липли к ним, потому что видели в них правду. Свою правду.
А у нас? У нас сейчас одни симулякры, настоятель спускается сверху по каким-то соображениям начальства, и соображений этих никто не озвучивает. Кушайте что дают. Да и где взять этих учителей? Где взять Иоаннов Крестьянкиных? Нету их, их всегда по пальцам одной руки было перечесть, а теперь они и вовсе кончились. Но если на них будет запрос в обществе, они вырастут, только не надо мешать, только надо оставить их в покое — и бедолаг, и анахоретов, не надо им спускать настоятелей с вертолёта. И они будут жить своей жизнью, не будут лезть в мирские дела, а мы будем об них греться. И они будут грамотно фильтровать бедолаг — кому арбуз, а кому свиной хрящик, кому налево, кому направо. И возродится институт искуса, и не будет в этой среде случайных людей и карьерных мерзавцев.
Ребята, надо понимать, что ряженые клоуны в клобуках и поющие трусы по тиливизиру — это явления одного порядка, это один и тот же постмодерн. Болеет всё общество, болеет целиком, а не какие-то отдельные структуры. Надо бы оставить друг друга в покое — мы не должны лезть в дела монахов, а монахи не должны лезть в наши дела, и бытие обретёт смысл и порядок.


--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417


Рецензии