Постмодерн
Вы как хотите, а я горжусь своим читателем. У меня очень умный читатель. Иногда такие вопросы приходят — залюбуешься.
\\\Вы часто упоминаете постмодерн. Почитал про постмодерн, но так и не понял, что это такое. Кажется, что это надуманное понятие\\\
Брат, все понятия надуманные. А постмодерн даже ещё и не очень надуманное понятие — человечество только пытается нащупать и определить, в каком оно находится состоянии, а потому все современные понятия кажутся мутноватыми и размытыми.
Философы полагают глашатаем постмодерна Фридриха нашего Ницше с его знаменитым «Бог умер».
Историки полагают началом эпохи постмодерна Первую Мировую Войну, первую «войну пушек», первую обезличенную и бессмысленную в своём фантастическом зверстве войну, первую войну технологий.
Искусствоведы полагают началом постмодерна неоавангардизм, Серебряный Век и рождение театра абсурда.
Что же такое постмодерн? Я бы определил его очень просто. Постмодерн — это эпоха разочарований. Это эпоха разочарования человечества в самом себе, в иллюзорности своих ценностей, это эпоха животного ужаса, которое человечество пытается скрасить иронией.
Ренессанс был временем надежд и расцвета искусства. Человек очухался от мрачных веков зверского фанатизма и стал судорожно украшать свою жизнь. Потом пришёл модерн — эпоха технического прогресса и стройных философских концепций позитивизма — давайте, мол, без иллюзий и мистики, давайте жить и мыслить рационально.
Но пришёл ХХ век, и человек увидел, до чего его довела эта рациональность. И человек увидел, что он как был, так и остался обезьяной с гранатой, что он, как и тысячи лет назад,остаётся тупым кровожадным жестоким зверем. Человечество охренело вконец, увидевши, насколько тонка эта плёночка цивилизации, которой оно пыталось себя обмануть. Человечество пришло в ужас, увидев, что если слегка поскрести эту плёночку, то из-под неё опять видны жёлтые окровавленные клыки бабуина. И все иллюзии и надежды на свои силы, все цацки ренессанса и модерна полетели к чертям собачьим. И Ницше, истеричный придурок, закричал — «Бог умер». И тошнотный метеоролог Сартр сказал — «ад — это другие». И честный философ Хайдеггер, отбросив все маски, вступил в нацистскую партию Гитлера.
Отполыхали две мировые войны, между ними отличилась Россия, уничтожив свой генофонд в пожаре гражданской войны, потом отличились христиане Америки, сбросив на японские города ядерные подарки, потом отличился Китай, назвавший режим самоуничтожения культурной революцией... Человечество стояло по горло в своей крови, пытаясь понять, что оно делает. И понять не могло. Человечество было похоже на ту собаку батьки Исаака Сириянина, которая лижет пилу и не чувствует боли, пьянея от вкуса собственной крови.
И человечество не выдержало. Оно начало смеяться и хихикать. Этот истерический смех продолжается и по сей день. Это типичный невроз, когда слёз уже нет, сошла волна первого отупения, и нужна какая-то защитная реакция на непроходящую боль. Собака всё так же лижет пилу, но уже не визжит от азарта, а только смеётся. Это мы и называем странным дурацким словом «постмодерн».
6 авг 2020
Наверное, есть смысл продолжить тему постмодерна, есть ещё несколько важных моментов. У многих читателей постмодерн вызывает печаль, хочется развеять немного эту печаль. Не так страшен чёрт, как его малюют, да и при умелом использовании из постмодерна можно извлечь ощутимую пользу.
Надо понимать, что постмодерн — это не надуманная кем-то концепция, это естественная реакция человечества на своё свинство, зверство и скотство, это кризис глобальных проектов, в первую очередь проекта Просвещения. А мы как естественники знаем, что всё, что естественно — всё имеет органическую природу и достойно внимательного рассмотрения.
Эстетически постмодерн довольно непривлекателен. В искусстве постмодерн характерен профанацией классических представлений. Постмодерн интерпретирует высокое искусство с помощью попсовых технологий, превращает гимны в частушки. Если проще — опошливает. Чем больше вульгарности, тем лучше. Обилие сквернословия в литературе, голые жопы на театральной сцене, наркоман князь Мышкин, Рогожин, который обжаривает ногу Настасьи Филипповны с овощами — это всё постмодерн.
Этически постмодерн ближе всего к дзен-буддизму. Никакой любви, никакой ненависти, нет никакого добра и зла, ни к чему нельзя относиться серьёзно. Встретишь будду — убей будду.
Институционально постмодерн — тоже пародия. Президент земного шара рулит планетой по твиттеру и заодно рекламирует пиццу, сырьевая колония играет в империю, колониальная администрация лопается от патриотизма, главный идеолог клептократии пишет статьи про глубинный народ, главный христианин страны отжимает квартиры у раковых больных — это тоже постмодерн.
Постмодерн отвратителен. Но есть одно НО, очень важное НО. Постмодерн в современных условиях — едва ли не единственное средство от фашизма. Фашизм — естественное состояние общества, и постмодерн как тоже естественная болевая реакция на все катаклизмы ХХ века — это, если угодно, коленный рефлекс. Человечество, убедившись в том, что оно склонно к тоталитарному мышлению, таким способом пытается избавиться от идеологем. Человечество убедилось в том, что оно умеет бороться со злом только злом, и немножечко от этого охренело. Тотальная ржака и беспринципный цинизм оказались единственным средством от звероподобного рвения. Фашизм очень любит, когда ему поклоняются. Фашизм ещё больше любит, когда с ним сражаются.
Но фашизм абсолютно не выносит, когда над ним смеются.
Постмодерн безусловно очень болезненное состояние, но всё же мне кажется, что это оздоровительное состояние. Постмодерн проверяет на вшивость все идеологемы и все святыни прошлого. Бог поругаем не бывает, а идолов постмодерн подметает нещадно. Это естественная реакция человечества на то, что не поняв, не приняв и не услышав Христа, оно превратило Христа в идола, как и прежних языческих божков. Постмодерн — это расписка человечества в том, что у него нет ни разума, ни совести, и периодически все святыни надо подвергать ревизии, ибо сон разума постоянно рождает чудовищ даже из великих святынь. Постмодерн, если угодно — это некая санитарная обработка, это как запах хлорки в провинциальной больнице — ест глаза, отвратительно пахнет, но избавимся от паразитов, и когда-нибудь станет легче дышать.
Дмитрий:
А почему именно в «провинциальной»? Я просто в городских особо никогда и не был...
Артур:
А патамушта постмодерн очень провинциален по своей сути, и чем больше он претендует на элитарность, тем лучше видны его провинциальные комплексы. Постмодерн — это всё-таки психология засранцев. Это наиболее заметно по нашим политикам или на примерах наиболее ярких его апологетов — взять, например, великого писателя Витьку Пелевина или Сашу (Глебыча) Неврозова.
(с) https://vk.com/id128128417
Свидетельство о публикации №222092501027