Бойтесь данайцев, дары приносящих! Троянцы. Часть
"Троянцы. Часть I. Взятие Трои", опера Берлиоза, концертный зал Мариинского театра, 24 сентября 2022 года
Наконец-то я услышала в этой опере настоящего мощного прекрасного Берлиоза! Такого, каким он предстает в своих "Мемуарах", - неистового в своей музыке, в выражении в ней человеческих чувств и переживаний. Именно в этой части оперы "Троянцы" мне всегда этого не хватало. Но участие Татьяны Сержан с ее выразительным и мощным драматическим сопрано в партии Кассандры, исполнение оперы в Концертном зале Мариинского театра с его потрясающей акустикой, разделение двух частей огромной оперы Берлиоза на два спектакля, но главное - появление маэстро Валерия Гергиева за дирижерским пультом - все это дало возможность первой части эпической оперы прозвучать с дОлжным накалом страстей и событий! Наконец заиграло всеми своими яркими красками и образами богатейшее музыкальное полотно Гектора Берлиоза, французского композитора-новатора, для которого при жизни, в отличие от его современника и соперника Вагнера, не нашлось такого могущественного и всесильного поклонника-мецената, как король Людвиг II, который смог воплотить в жизнь любые самые смелые замыслы создателя "Тангейзера" и "Лоэнгрина". Берлиоз был лишен такой привилегии, он даже не увидел на сцене полного воплощения обеих частей своих "Троянцев". Но вчера во "Взятии Трои", первой части этой циклопической оперы, поразительная величественная вокально-симфоническая картина создавалась чередующимися ликующими, лирическими, героическими и трагическими звуками оркестра, выразительными голосами солистов и хора, временами звучащими в мощных тутти словно диковинные музыкальные инструменты, полностью сливаясь в общее роскошное звуковое действо! В нем рождались сменяющие друг друга картины исторической трагедии - разрушения легендарной Трои, гибели ее защитников, спасительного бегства не сломленного потерей родины Энея ради основания новой могущественной Трои на неведомых далеких землях - в Италии! Но началось все с ликования народа, празднующего мнимую победу, уставшего от войны и радующегося, что "трусливые" греки внезано покинули свои позиции и ушли, оставив у ворот Трои огромного коня, внутри которого, по словам наивных троянцев, могла бы поместиться целая армия! И никто не слышит сначала робкие, а потом все крепнущие и доходящие до истошных воплей предупреждения Кассандры (Татьяна Сержан): "Вижу Трою, павшей в прах!" Не внимают и совету жреца Лаокоона, погибшего после этого в пасти страшного змея, сжечь странный подарок греков - гигантского коня. Ведь троянцы сочли его даром богине Победы, Афине Палладе, а смерть Лаокоона - ее гневом на их неблагодарность. Себе на погибель коня со спрятавшимися в нем греческими воинами торжественно, под гимн богам, доставляют в город и устанавливают, словно символ победы, на самом почетном месте. Как выразительно сплетаются в музыке Берлиоза мотивы беззаботной радости троянцев от наступившей мирной передышки, ликования от победы, тревожные, а позже яростные мелодии предчувствий, тщетных предупреждений и предсказаний дочери царя Приама Кассандры, которую из-за ее мрачных видений все сочли сумасшедшей, деловитой торжественности "шествия с конем" по улицам Трои и последующей расплаты за доверчивость. Греческая военная хитрость удалась! Троянцы сами доставили вражеских воинов, притаившихся внутри деревянного изваяния, в свой город, тем самым предопределив его гибель!
Музыка Берлиоза рисует грандиозную картину победных торжеств, терзаний царевны Кассандры, борьбы застигнутых врасплох троянцев с врагами-греками: торжественные марши и песнопения, сменяющие их увещевания пророчицы Кассандры, внезапное нападение греков, крики, стоны, дикие вопли, боевые кличи, ярость запоздалого сопротивления - все в ней смешалось!
Троянцам не занимать мужества, многие гибнут в схватках с противником, стойки и их женщины, но война проиграна и дальнейшая судьба троянцев - позорный плен и рабство. Но и тут вещая Кассандра возвысила свой голос: "Женщины Трои! Мы умрем, но не сдадимся!" Полный решимости клич несгибаемой ясновидицы, траурный хор обреченных на смерть женщин Трои, их коллективное самоубийство, исход поверженных, но не сломленных воинов во главе с Энеем, гнев и скорбь от проигранной войны и павшего великого города и венчающий все, почти истошный призыв к светлому будущему: "Италия, Италия!" Новая, пока неведомая им, родина, с будущим вечным городом, Римом, который троянцам суждено и предсказано основать, ждет Энея и спасшихся троянцев, вдохновляя на подвиги и жертвы ради этой великой цели!
Замечательно, что спектакдь идет без антракта, хотя в нем два действия. Это позволяет настолько погрузиться в музыку, проникнуться происходящим, что, когда стихают последние звуки оркестра и хора, зовущего в Италию, то на несколько секунд в зале наступает полная тишина, зрителям словно требуется время, чтобы возвратиться в реальность, выйти из транса, из созданного музыкой воображаемого мира, и только после такой красноречивой паузы зал разражается громом аплодисментов, мощью долгих оваций! Видно, что и артисты не сразу приходят в себя от потрясения. Публика награждает их заслуженным восхищением. Отличного Хореба Григория Чернецова, обладателя красивого баритона. Замечательного Энея Ивана Гынгазова. Мятущуюся, тщетно взывающую к разуму троянцев отважную Кассандру Татьяны Сержан. Прекрасный хор Мариинского театра.
Оркестр и выдающегося дирижера Валерия Гергиева. Ведь именно его трактовка музыки Берлиоза подарила зрителям истинных "Троянцев". Права оказалась известная певица, поразительная исполнительница партии Дидоны во второй части "Троянцев", что из всех дирижеров, с которыми ей доводилось петь в этой опере, Валерий Гергиев ближе всех подошел к глубинному пониманию музыки Гектора Берлиоза. Это мнение я услышала пару месяцев назад в частной беседе. И с ним трудно не согласиться! У Валерия Гергиева Берлиоз был неистовый, сокрушительный, великий и прекрасный! Вчера "Троянцы" на самом деле стали музыкальным явлением, достойным великого театра!
Свидетельство о публикации №222092501041