Рассказ безработного инженера

               
  Безработицу я на себе испытал трижды. Впервые это произошло более двух десятков лет назад, как раз на переломе второго тысячелетия.
Я был молод и энергичен, к тому же, в чём я не сомневался, хорошим специалистом, а хорошие специалисты, разумеется,- на дороге не валяются.
  В следствии этого, безработицу - этот повсеместный бич, распоясавшегося капитала - я откровенно  презирал, чему, как ни странно, способствовало и незавидное положение родного предприятия.
    Оно лежало на боку, как рыба, выброшенная взболомутившейся стихией на берег,  судорожно хватая воздух жабрами, и без толку пытаясь работать плавниками.

    Если вам по нескольку месяцев не могут  выплатить, скажем прямо, не бог весть какую зарплату, стоит ли опасаться какого-то необузданного беспредела безработицы, где-то там, за заводскими воротами, когда ваше настоящее положение, самоотверженного труженника на благо отечества, очень даже напоминает состояние безработного?
  Вопрос этот, как вы понимаете, был для меня риторическим, и я без долгих колебаний, оставил своё предприятие и, воспользовавшись выгодным предложением, отправился за более длинным и немифическим рублём в дальнюю дорогу.
   Впрочем, был ли тот рубль таким уж "длинным"? Не знаю, всё-таки заработная плата на новом месте была раза в три выше,  и выплачивалась вовремя.

    Мой первоначальный безработный стаж, таким образом, не превышал и десяти дней...
  Не я первый покинул в то время своё  прославленное предприятие, ища на стороне лучшей доли, численность работников на нём уменьшилась раз в десять, по сравнению с тем, что  было в лучшие годы.
  Но, здесь есть, как я это теперь понимаю, одно, весьма существенное но!...
  Дело в том, что по своей кваллификации я радиоинженер, а на родном предприятии занимался компьютерной техникой по смежной специальности иженера-электроника.

  Быть может, кому-то покажется не вполне понятным, почему я, в который, раз называю "родным предприятием" - предприятие, у которого есть настоящие владельцы, то, что если очень коротко, называется АО.
  Когда-то я только, только начинал там трудиться, правда не в АО, а в ПО, представьте себе, это было совсем другое О - объединение, а не общество и не акционерное, а производственное.
  Увольняясь, я  был владельцем пакета акций, которые получил в обмен на три приватизационных ваучера...

   Занимаясь обслуживанием технических средств обработки и передачи информации, я, конечно, имел определённое отношение к тому, что называется информационной безопасностью.
   Но какая опасность в рутинных производственных компьютерных операциях и расчётах!
  Вообще говоря, то что скрывают одни, может быть, вполне обоснованно,  востребовано другими.  Кто там прав, а кто виноват по большей части касается взаимоотношений именно этих "заинтересованных" сторон и, более менее успешно, регулируется законом.

   Существует более широкое понятие, которое характеризует влияние , практически не контролируемых, никакими законами, потоков информации.
  Я имею в виду, так называемую, информационную среду обитания.
Информационная среда - это нечто, проникающее во все сферы жизнедеятельности людей, и весьма существенно влияющее на их взаимоотношения, и, в то же время, это нечто физически неопределённое, существующее лишь в человеческих мыслях...

  Не знаю с чем это "малопредсказуемое явление природы" можно сравнить, разве что с капризами погоды.
  Если ледяные дробины града посыпались вам на голову или вы неловко заскочили в лужу, можно сетовать на перевоплощения изменчивой погоды.  Но "непогода", если говорить конкретно,- это, в данном случае, неконтролируемые физические процессы в атмосфере, плюс неудачно выбранные вами время и способ передвижения...
 
                Как человек сам себя поведёт,
                Тем же климат ему обернётся.
                Как много разного наврёт -
                Так же  слово его отзовётся.

  Вот такой нелепый стих неожиданно пришёл в голову - на заданную тему.
  Но что полезного можно выделить в информационной политике государства за последние тридцать лет?
   "Рынок сам расставит всё на свои места..."
Расставил... Десятки тысяч, ранее успешно действующих  предприятий, закрылись, или едва сводят концы с концами, а миллионы квалифицированных специалистов были выброшены на улицу или сменили профессию.
    "Советское производство было неконкурентноспособным, убыточным и неэффективным."
   Допустим, - и где же современные и прибыльные радиоэлектроника, самолётостроение, машиностроение, станкостроение?!
  А всё там же - и всё дальше, - у вырвавшихся вперёд конкурентов!..
Распрощавшись с плановым "галошостроением",  российская рыночная экономика не способна производить в нужном количестве, не только шарико-подшипники, но и обыкновенные гвозди...

    Если информационная среда не выдумка, не просто плод воображения, то можно предположить, что обволакивающие людей, корыстные и лживые информационные потоки, вдруг как-то, однажды, проявляют себя, материализуясь,  и принося ущерб самим источникам  излучения...
  И тогда, как это произошло, например, в самом начале третьего тысячелетия, вознесённую над миллионами потребителей иформационного дурмана, передающую антенну, вдруг неожиданно охватывает пламя...

   Симптоматично то, что возгорание на Останкинской телебашне произошло в результате короткого замыкания фидеров передатчиков на высоте свыше 450 метров. Фидеры не были рассчитаны на такую перегрузку, и от передаваемых потоков информации они,  в буквальном смысле слова, - загорелись.
 Ведь информационные потоки, они существуют, где-то здесь, от людей и среди людей, - и, в то же время, они в своей сконцентрированной истинной сути - над землёй, над тщетою  алчных желаний и страстей...
 
    Оставив своё ослабленное и безденежное предприятие, я не нашёл для себя лучшего дела, кроме как обслуживания  вещания, программ радио и телевидения.
 Обслуживания радиопередатчиков, через которые изливались информационные нечистоты в освещении той, угасшей теперь, советской действительности , той жизни, когда такие, как я специалисты, были востребованы, и не висело над ними никакой устрашающей секиры - рыночной стихии и безработицы.
  Радиопередатчиков, через которые разливалось неуёмное пустословие о прорывном развитии и необходимости высоких технологий, удерживался на должном уровне авторитет правительства, фальшивые слова и действия которого, способствовали ослаблению и нарушению жизнеспособности, покуда действующих ещё, предприятий радиоэлектроники.
  И за всё это, повторяю, я получал в три раза больше серебряников...

   Правда, ни о чём таком я тогда не задумывался, что именно распространяют, обслуживаемые мной радиоустройства, меня как будто не касалось, и я не считал себя к этому причастным.
  Мою уверенность в полезности и необходимости этой работы не поколебали ни человеческие жертвы, тогда, при катастрофической череде событий на телебашне в Останкино, ни пять безвременных утрат среди моих коллег, в течении девяти лет, в небольшом коллективе, из которых одна смерть была самоубийством.
  Впрочем, истины ради, следует сказать, что мои коллеги в основном были пожилыми работниками пенсионного возраста, а существующие условия работы были, мягко говоря, некомфортными, если не сказать вредными...

  Пройдут годы и непосредственно над моей головой вдруг также соберутся беспросветные и грязные тучи,  я сам буду объектом бесцеремонного вмешательства....

   Тогда,  после семи лет работы, я всё-таки написал заявление об увольнении по собственному желанию.
Причиной этому был квартирный вопрос, который, по известному выражению писателя Булгакова, всех испортил.
  Но испортил людей не вопрос,- а ответ, вернее сказать, портит их множество глупейших, уводящих от сути, увёрток-ответов, которые они используют в отношении самых заурядных, житейских вопросов.

     Вернувшись в свой город, где у меня было ветхое и старое, но своё собственное, жильё, я принялся искать работу. Увы,  безуспешно: моя специальность была невостребована.
Предприятия, на которых я бы мог работать, вольно или невольно сокращали свой штат, нуждаясь в государственной поддержке в условиях наростающего  кризиса.
  Пособие по безработице, которое я стал получать, с большим опозданием встав на учёт в качестве безработного, было минимальным и составляло в то время 500 рублей в месяц, правда, государственные субсидии при таком "доходе" практически полностью компенсировали оплату жилья.
  Но через полгода я был снят с учёта в службе занятости, за это время мне не было предложено ни одной вакансии.
 На нулевой доход никаких субсидий уже не полагалось...

Я собрал все компенсации за обесцененные вклады, свои и умерших родителей, продал "родному предприятию" все имеющиеся акции за 15 тысяч рублей.    Я много чего тогда продал.
   Не скажу, что был голоден, как когда-то  , когда по полгода не выплачивали зарплату.  Но тогда я был моложе и, не отчаиваясь, переносил свалившиеся, на страну в целом и свой завод, в частности, бедствия и неурядицы.
  А тут я как-то вдруг натолкнулся на, вовсе неожиданные, симптомы болезней, - обнаружились признаки диабета. Сказывалось однообразное, "макаронное", питание.

В общем, всю сладость свободного рынка труда, мне кажется, я тогда, что называется, прочувствовал.
   Приблизительно через два года такого, откровенно говоря, малорадостного, вынужденного безделия, я всё-таки нашёл для себя работу.
  Предприятие производило пылеулавливающую и иную, специализированную  технику.
  Но не столько оно очищало людей от мусора, сколько оставляло за собой шлейф гари и пыли.
  Я имею в виду периодические задержки зарплаты, принуждения к увольнению и сокращения численности "непроизводительных" работников, переходы на сокращённую рабочую неделю...

   В круг моих обязанностей входили наладка электронных и электрических  узлов, а также испытания, выпускаемой техники.
После более десяти лет работы, на моих глазах, положение предприятия улучшилось, появилось много заказов.
  В этом была и моя тоже какая-то заслуга.  Мои отношения с коллегами были хорошими, заработная плата меня устраивала.
   Но, несмотря на то , что моя работа никоим образом не была больше связана с обработкой и передачей информации, информационные нечистоты вновь меня коснулись.

   Современное развитие техники создаёт большие возможности для досужего слежения и вмешательства в личную жизнь.
   Средством получения шпионского фото или видео может послужить миниатюрная видеокамера, или даже ваш собсвенный, "взломанный" компьютер или смартфон, на котором изготовители почему-то оставили первоначальные настройки, позволяющие осуществлять, неконтролируемый вами, внешний доступ к его видеокамере, микрофону, или сохраняемым данным.
    Постороннее вмешательство и злой умысел, подчас, проявляются не в отношении политических противников или сопредельных государств, а уже на бытовом уровне - в отношении ближайших соседей.

  Высоко-технологичные достижения человеческой цивилизации на службе у  шпиономанов-злоумышленников...
 Всё это очень скверно пахнет,- есть  в этом что-то нечеловечное, низменное.
  Приходит на ум известное банальное сравнение - "обезьяна с гранатой".
Аналогия имеет своё продолжение: "граната взрывается", -злоумышленники выкладывают шпионские кадры на общее обозрение, и находится немало любопытствующих, у которых вызывают приступы веселья, и очень ловкое использование "взрывного устройства", и увлекательное зрелище - "раненного взрывом"...
   А и в самом деле, картинка,- обхохочешься: "вооружившееся - зверство..."

  Шпионское видео, на котором я, каким-то образом, был запечатлён не в лучшем обличье, то есть, вообще без одежды,- было подброшено злоумышленниками на мою работу.
  Здоровая информационная среда сразу же отвергла бы подобное токсичное вмешательство.
  Однако, мои прозорливые коллеги, как-то вдруг, подхватили и стали пережёвывать эту, привлекательную для них, посягающую на личную жизнь, видеожвачку.  Я это быстро почувствовал по смешкам за спиной, отдельным репликам и ухмылкам.
 
  Судя по всему, не обошлось и без совместных видеопросмотров.
Жаль, что без главного героя, я бы поделился с ними - творческими планами...
   Попытки вызвать товарищей на откровенный разговор оказались безуспешны. Товарищи, мне кажется, были к разговору подготовлены, они словно усматривали, в моих наивных вопросах, некий подтекст - из уголовного законодательства, и уверенно всё отрицали.

  Мораль и закон здесь вовсе не участвуют.
Распространители подобных видео поступают по маловразумительным, своекорыстным понятиям:
"Один за всех и все - против одного".
"За всех" в том смысле, что "разоблачённый" кто-то, пусть за всех и  расплачивается, шпионят ведь не за всеми.
Совместным участием образуется весьма токсичная информационная среда,в которой, затем, на потеху многочисленных соглядатаев, "неудачливого кого-то" и травят.
  Один всего лишь частный случай какого-то всепоглощающего общественного безумия...

   Увольняясь, я выслушал продолжительный монолог начальника производства о множестве заказов и оптимистичных планах предприятия, о том, что я хороший работник, главное "дисциплинированный".  Он, выходит, и не знает причину моего увольнения: "Возможно вы нашли, что-то лучшее".
Но, говорит: "Если вы, Владимир Максимович, пожелаете вернуться, мы примем вас обратно."
   Обратно я не хотел...

   
   Вновь, из-за превратностей  судьбы, я остался без работы.
  Но стоит ли предаваться какому-то болезненному сожалению, либо даже  унынию, адресуясь к чему-то "бесчувственному" и неопределённому!
  Кто сможет разобраться, чего  там больше, в этой самой судьбе,  коварства извне или собственных ошибок?  Случайного и бессмысленного, либо закономерного и необходимого?
 Не стоит спотыкаться на земле, заглядевшись на звёзды...

  Моё теперешнее положение  отлично от того, что было прежде.  Центр занятости с завидным постоянством предлагает вакансии, которые, в соответствии и с моим тоже желанием, отклоняются работодателем. Причина - низкая квалификация.

   Дело в том, что вакансии эти, в основном, относятся к обслуживанию и ремонту компьютеров, которыми я не занимался более 20 лет, с довольно низкой, зачастую, даже минимальной, заработной платой, что примерно,  лишь на две тысячи рублей превышает моё пособие по безработице.
  Квалификацию можно было бы восстановить и повысить при желании.
 Но кому это нужно?  Государству, похоже, не требуются квалифицированные специалисты в области радиотехники и электроники.
  Центр занятости, в который раз, предлагает мне переквалифицироваться на кладовщика или охранника.

  "Ахиллесова пята" сегодняшней России - это экономика.
Что проку от того, что в руках у государства , устрашающая  врагов и конкурентов, военно-политическая дубина, если это государство, в первую очередь, служит обогащению "избранных", а не развитию и благополучию народа.  Да и сама эта "дубина", при такой политике, и существующих темпах, и методах экономического "подъёма", - может оказаться неподъёмной.
   Развитие эффективной экономики тот путь, пройдя по которому, Россия могла бы обладать гораздо большим авторитетом, как в отношении ближайших соседей, так и вообще в мире.
  Экономическое влияние вполне приемлемый рычаг,  в отстаивании своих интересов, зачастую действующий гораздо успешнее примитивного силового давления...

  Военно-политическая нестабильность международного положения, дополняемая слабостью, переиначенной на капиталистический лад,  экономики России, угрожает обрушить всяческие надежды на какое-либо ближайшее, счастливое благополучие, её граждан.
  Да и что толку в каком-то личном, семейном счастье, если над вами довлеет всеобъемлющее общественное несчастье,- когда путь к богатству и процветанию одних - пролегает, не иначе как, по головам других, - менее удачливых, людей...

   Проезжая по улицам своего города, я с грустью замечаю, зияющие пустотой выбитых окон, безжизненные корпуса, остановленного производства, предприятий близкой мне радиоэлектроники.
Всё то, что было растащено и брошено в результате преступного умысла или какого-то умопомрачительного неведения.
  Я думаю, человек, в своей эволюции, как-то поспешил сам себя объявить человеком разумным.
 Разумность, это преодоление глупости и низости... 
  Преодоление - недоразвития.


Рецензии
Здравствуйте, Виктор. Думаю рассказ ваш могут повторить слово в слово люди некогда работающие на производстве. Вызывает крайнее удивление поведение высшего руководства в этой ситуации. Какие разборки с соседями при такой экономике?! Да и дубина-то похоже тоже уже изрядно подгнила. Ну разбазарим все запасы которые еще чудом сохранялись, а что.дальше? Производств способных пополнять запасы нет, а их не создашь за годы, не то что за месяцы. Хороший рассказ, скорее даже анализ неважнецкого положения дел. И поводов для оптимизма нет.

Мстислав Лис   13.11.2022 08:24     Заявить о нарушении
Да, похоже, что не слабая близорукость, у нашего дальновидного высшего руководства.

Виктор Ушаков   13.11.2022 15:42   Заявить о нарушении
Оно просто видит то, что хочет видеть, а реалии несколько иные, если не сказать, совсем иные.
Главные события впереди и недалече.

Мстислав Лис   13.11.2022 16:15   Заявить о нарушении