Матушка Руфина Игумения Настоятельница Наставница

Матушка Руфина. Игумения. Настоятельница. Наставница.

Сегодня 23 сентября моему венчанному мужу Синкевичу Петру Петровичу День Рождения. Было бы 75…
Вчера попросила на своей страничке в ВК, кто его знал и помнит, помолиться.
Не ожидала такой реакции, столько отзывов и звонков, конечно, хорошо, что будет вознесена молитва даже на Белой Горе! 

А вечером Господь и Пресвятая Богородица сподобили поговорить мне с матушкой Руфиной!

Сегодня на утренней прогулке перед  рассветом (с  5.25 до 6.30-40) я поняла, что была не права, скорректировав почти наполовину  текст своей публикации об юбилее матушки Руфины «Матушке Руфине – 90!».

Простите меня, Марина. Я могла вписать ссылку с названием сайта газеты, раз ВЫ не помнили, где и в какой статье я могла воспользоваться информацией, как Вы считали, Вашей. Это моя гордыня. Из-за неё в итоге пострадала  статья о матушке.

Сегодня я публикую новую, дополненную фактами информацию о настоятельнице Кунгурского монастыря матушке Руфине с включением в перечень использованных источников и ссылку на сайт и Вашей организации/газеты.

Ещё не вычитала ошибки, но за 3 дня чтения и перечитывания 20 публикаций/статей и историй 3 монастырей - это тяжеловато для восприятия глаз.

Здесь новое для меня "творчество" - соединить по временным событиям имеющиеся публикации, так как эти события были без моего присутствия и представлены "глазами и вИдением" других людей.
Иногда далёких от православия, далёких от храма, тем более монастыря. Сложно воспринимать.

Иногда хочется сохранить слог, а иногда подальше от текста. Поражаюсь, как человек берётся писать о событии, о котором ничего не знает, не понимает сути, не знает содержания/смысла используемых слов, не правильно указывая даты праздников поминовения святых, уж имя святой или святого, о которых пишите - уточните в следующий раз в Интернете. Если себя не уважаете, так не позорьте человека, у которого берёте интервью.

Но для меня важен факт - события эти были! Остальное - переживём!
Я скорректировала имя святой благоверной Февронии и дату праздника батюшки Серафима Саровского - 1 августа.

 
"21 июня 2021 года настоятельнице Иоанно-Предтеченского женского монастыря города Кунгура игумении Руфине (Сидоровой) исполнилось 90 лет!

Я виновата перед матушкой, что забыла о такой дате!!! Простите меня, матушка Руфина!

С этой удивительной женщиной я впервые встретилась в Свято-Троице Стефановом монастыре в апреле 1998 году! Заказывала памятный молебен об упокоении бабушки.
 
И подумать не могла, что в конце 1998 году приду, далеко не «воцерковлённая», пришедшая из «мира» со своим характером, амбициями!!!, и буду помогать монастырю,  и общаться с ней ежедневно. Сколько же тепла, спокойствия я получила в те нелегкие для меня временА!

Так получилось, что врач, замещающая на период отпуска мою участковую,  сказала: «По анализам вы вполне здоровы, а то, что чахните на глазах – надо к бабке, есть у меня на участке». Жить хотелось – пошла. Зажгла она свечу, поставила икону Божией Матери (не помню какую), спросила имя, только начала читать молитву – свеча потухла, икона упала. Бабуля эта мне и сказала, что поможет мне только церковь!

Но туда я пришла не раньше, чем через полгода.

Вот так и оказалась для меня монахиня Руфина  наставницей. Чтобы убедить меня в фактах возможного выздоровления, она даже рассказала мне немного и о своей жизни. Было удивительно!

Маленького роста (при моих 170 см), хрупкая, смиренная – не нужно путать с понятием «прибитый», "безвольный", "безразличный", «пустой» «опустивший волю», нет – это любовь, забота, внимание, не навязчивый совет; она была рядом, разъясняла, показывала, рассказывала, советовала, но ВСЕГДА право решения оставляла за мной.
 
Чтобы не повторяться в событиях, я опубликую в хронологии, начиная с детских лет матушки, используя информацию публикаций других авторов, исторические и документальные факты о 3х пермских монастырях, мои личные публикации и воспоминания.

«Родилась Валентина Сидорова в Кировской области  в семье сапожника-единоличника.

Семья православных христиан посчитала большим грехом вступать в колхоз. И поэтому вынуждена была перебиваться единолично, нанимаясь на разные батрацкие работы. Валентина была четвёртой из пяти дочерей семейства. Когда началась война, ей исполнилось ровно 10 лет. Отец и две старших сестры ушли на фронт, а оставшимся пришлось забыть про единоличие и трудиться на колхозных полях, как ВСЕ.

10-летней Вале пришлось даже пахать в «содружестве» с большим и страшным быком, еле справляясь с плугом.

После окончания 6 классов в своей местной школе, её мама решила, что в дальней школе учить дочку накладно.

Сидела Валя дома и пряла, пока однажды не приехал учитель, пообщавшись с девочкой, он предложил решить задачи, с которыми она легко справилась, хотя и были они из программы старших классов.

По просьбе учителя, мама отпустила дочь учиться в школу, до которой было 5 километров. 
Вот так, каждый день по 10 км вместе со старшими кузнецовскими учениками,  бегала она учиться в школу в Кокшаге; обуви никакой не было, только лапти, которые быстро изнашивались, чтобы мама не ругалась и за изношенные лапти, девочка научилась сама их «починивать»….

После окончания школы поступила Валентина на годичные курсы бухгалтеров-счетоводов.

На работу после окончания обучения, направили в колхоз главным бухгалтером, где до неё три месяца не было главбуха.

И страшно стало молодой девчонке, незнамо, какую бухгалтерию принимаешь  – может, там недостача или ещё что. Узнав об её опасениях, что могут быть растраты, не правильно заполненные документы, с согласия матери, старшая сестра, приехавшая на выходные, увезла Валентину в Пермь.

Без паспорта и прописки в Перми устроиться 18-летней Вале на работу было непросто. Взяли только на склад «Розбакалеи» банки стеклянные мыть.

Тем временем мама в деревне справку выхлопотала, что отпустили, будто, её из колхоза.
Получила Валентина документы, и тогда уже отправилась устраиваться на завод имени Ф.Дзержинского.

Четыре с половиной года проработала она в цехе № 2 сначала браковщицей, потом учётчиком. Неоднократно за это время фото её вывешивали на Доску Почета, на демонстрациях доверяли, как самой передовой работнице, знамя нести.
И она несла – не отказывалась. Даже умудрилась на заводе в комсомол вступить на волне передового подъёма, совсем забыв про папин наказ. Уходя на войну, он сказал дочке: «Валя, только крест на значки не меняй»…

И вот приехала она, как-то, в свою деревню маму с сестрёнкой младшей навестить.

«- Вечером подтопочек растопили, сами на печку залезли и сидим, разговариваем о жизни. Я слезла, чтобы дров в печку подкинуть, а мама с сестрой в это время запели стишок про Алексия – человека Божиего. И так меня пробрало, так мне стало стыдно – сорвала я значок комсомольский и выбросила в печку. И билет потом тоже бросила в огонь…

С завода после этого решительно ушла, как ни уговаривала её мастер цеха остаться.

Следующим рабочим местом стала товарная контора при железной дороге станции Пермь-II. Ученик таксировщика, товарный кассир, зав. актовым столом, старший товарный кассир, зав. товарной конторой. И на этой работе, ответственность и добросовестность Валентины, проявились в полной мере.

Коллектив, что всегда в отстающих был, под её руководством вышел в передовые. За успехи её наградили путёвкой на ВДНХ.

Личная жизнь Валентины Сидоровой складывалась не самым благополучным образом. Ещё работая на заводе, вышла она замуж, родила сына и дочь, но вскоре семья распалась. Потом случились серьёзные проблемы со здоровьем. Позднее пожар довелось пережить.

Однако, все невзгоды переносила она достойно.

Главным утешением было чтение Евангелия и других духовных книг. Доходило до того, что одной рукой тесто месит, а второй книгу перелистывает.

Ещё бы: ведь она с четвёртого класса читала на старославянском языке псалтырь и очень любила, когда дома всей семьёй читали правила, пели духовные песни, говели перед причастием.

Когда дети Валентины выросли и стали самостоятельными, начала она в храм ходить и по монастырям ездить.

Особенно любила, когда в первую неделю Великого поста читают в храме канон Андрея Критского – все дела отбросит, а на службу всё равно прибежит:
- Все в тёмном, все стоят на коленях – это необыкновенное чувство, словами его не передать.

…А когда настоятель Свято-Троицкой церкви Владыка Афанасий выйдет после литургии на амвон, присядет на табуреточку, а регент храма начинает песни духовные петь, да так, что у него аж слёзы катятся из глаз… И все, кто в храме есть, тоже светлыми слезами плачут…

Верующего человека видно сразу, считает игуменья Руфина. По тому, как он одет, как ведёт себя.
 
Безгрешных людей нет, но только верующий знает, что любой грех исправим покаянием.

В годы перестройки довелось Валентине Сидоровой «храм хлопотать».

Научил их батюшка с ещё одной прихожанкой, куда письма писать, в какие конторы ходить с тем, чтобы вернули верующим принадлежавшее когда-то епархии имущество - храмы. Они и принялись за дело.

После работы обивала с письмами пороги всевозможных организаций. По-разному встречали хлопочущую за передачу храмов верующим женщину.

Один чиновник даже заявил: «Я не допущу, чтобы монашки по городу ходили! Это позор!». А она ему в ответ: «А не позор, когда пьяные по городу валяются?..»

Довелось будущей игумении и в пикете перед «Белым домом» (облисполкомом) постоять, и в митингах поучаствовать, и в Москву в Совет по делам религий РСФСР и СССР неоднократно съездить.

Устроили как-то в Перми митинг в защиту прав верующих во Дворце телефонного завода. Собрались на него мусульмане, старообрядцы, и православные. И чиновников много присутствовало.

Сидят, слушают выступающих, а сами решают, кому какой храм передать. Валентина выступила от своей конфессии, другие выступления послушала.

И вдруг чиновники к ней с вопросом обращаются: «Вы какой храм хотите взять? Успенский возьмете?»

Как не взять взять храм Успения Божьей Матери? – обрадованно согласилась женщина. И скорей документы оформлять, да начинать восстанавливать порушенную святыню, что на кладбище г. Перми. 

Студентов привлекли, школьников. Нижний храм через 2,5 месяца открыли для служб. За верхний принялись.

И, когда на первой службе, что свершилась 50 лет спустя, пошли верующие крестным ходом вокруг храма, их на протяжении всего пути сопровождали летевшие треугольником голуби.

Валентина Алексеевна на тот момент уже работала казначеем в храме, где настоятелем был отец Иоанн (ныне архимандрит Стефан) – её духовник.

Видя её прилежание к вере и глубокую воцерковлённость, он предложил ей принять монашеский постриг.
Женщина отказывалась, считая себя недостойной, но ослушаться своего духовного отца не посмела.
 
3 мая 1993 года Валентина Сидорова стала монахиней Руфиной.

- Ну, теперь сам Бог тебе велит монастырь хлопотать, - произнёс тогда отец Иоанн.

Возрождать решили Пермский Успенский женский монастырь.

Корпус для женского монастыря, что по улице Плеханова г. Перми, организация «Гидроспецстрой» уступила быстро.

А вот церковь с большим трудом пришлось возвращать. Но, в конце концов, и это сладили. Здание Казанской церкви Божией Матери в 1960 передали Дзержинскому райпищеторгу, использовалось под склад. В 1985, по решению арбитражного суда, база райпищеторга из церкви выведена, здание передано на баланс областного краеведческого музея, который приступил к его реставрации, как памятника республиканского значения, получившего статус в 1974 году. В 1995 здание передано в бессрочное безвозмездное пользование вновь образованному монастырю.

Начали было стену, возведённую на месте алтаря, пробивать, а она никак не поддаётся. Чем только её ни крушили – разбить не могли. И тогда встали пять монахинь на колени…

А по окончании их молитвы стена рухнула сама собой. Просто рассыпалась по кирпичикам.

Приняв постриг в 1993 году, 62-летняя жительница Перми Валентина Сидорова продолжала служить в храме Успения Божией Матери.

С 1995 года приняла участие в восстановлении храма Пресвятой Троицы, организации, создании и открытии Свято-Троице Стефанова монастыря вместе с духовным отцем Иоанном, принявшим монашество - архимандритом Стефаном (Сексяев).

В феврале 1997 года по прошению архимандрита Стефана, город передал  аварийное здание ликвидированного ЛТП (бывшее здание санатория «Подснежник», раннее храм Казанской иконы Божией Матери на территории бывшего Богородице - Казанского Серафимо - Алексеевского женского монастыря) в ведение Свято-Троице Стефанова мужского монастыря для открытия в дальнейшем женского скита.

Когда-то вид монастыря, с его как будто белокаменными постройками, красота и живописность местности услаждали взоры паломников: обитель располагалась в логу, по склонам которого возвышались величественные ели.
 
Теперь на территории монастыря были повсюду видны следы запустения: корпуса стаяли полуразрушенными, кругом лежали кучи мусора.
 
Здание храма представляло собою жалкое зрелище, но это не испугало верующих: восстанавливать решили своими силами по проекту епархиального архитектора и приснопамятного иерея Свято-Троице Стефанова монастыря Валерия Жехова. 

Мы с мужем знали этого светлого батюшку, особенно муж - советовался при изготовлении мощевиков - рак для частиц мощей святых или частиц их облачений; а я, как служАщего иерея. Конечно, скорбели о трагической кончине батюшки.

Проект будущего скита предусматривал обустройство домового храма на втором этаже и келий для сестер на первом. 

И настоятель Свято-Троице Стефанова монастыря архимандрит Стефан (Сексяев) отправил  матушку в скит – возрождать Бахаревскую обитель из руин.    

Весной 1998 г. начались работы по восстановлению будущего храма.

Сестры во главе с монахиней Руфиной (Сидоровой), укрепляемые молитвой, взялись с помощью братии Стефанова монастыря, прихожан города Перми и приезжающих паломников из разных уголков Пермского края за создание скитского хозяйства. 

Сразу же был заведен порядок ежедневного богослужения.       

Настоятель Нижне-Курьинской церкви о. Петр даровал храму первые 4 иконы.

В праздник Казанской иконы Божией Матери (21 июля) наместник Свято-Троице Стефанова мужского монастыря архимандрит Стефан (Сексяев) освятил домовую церковь.

Это событие ознаменовало рождение женского скита.

Вскоре, в день памяти преподобного Серафима Саровского (1 августа), была совершена первая Божественная литургия, а с праздника Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября) храм стал принимать прихожан - так Божия Матерь и Батюшка Серафим вновь явили милость и покровительство возрождающейся обители.

Начинала там матушка Руфина с ремонтно-строительных работ. Бывало, вечером договаривается с грузовиком каким-нибудь, и сама наутро едет за брусом, за шифером, другими стройматериалами. 

Когда  скиту дали статус монастыря, матушка стала настоятельницей.

29 декабря 2000 года вышло постановление Священного синода Русской православной церкви:
1. Бахаревский скит Свято-Троицкого Стефанова монастыря преобразуется в монастырь. 2. Утвердить настоятельницей вновь созданного Богородице - Казанского Серафимо-Алексеевского женского общежительного монастыря в деревне Бахаревка Пермского района Пермской области монахиню Руфину (Сидорову Валентину Алексеевну).

Вблизи обители находится 4 святых источника:  Покрова Пресвятой Богородицы, Серафима Саровского, Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери.

На самом почитаемом и посещаемом из них - в честь иконы Казанской Божией Матери - установлена часовня. Вода в купели чистейшая!

Народу всё больше приходило на службы. Служили четыре батюшки. Монахинь и послушниц на начало 2000-х годов было 28 человек.

В ночь с 20 на 21 сентября 2002 года в монастыре случился пожар: запылал двухэтажный, обшитый досками деревянный храм.

27 монахинь и их настоятельница матушка Руфина остались без крова.

Здание, которому более ста лет, и людей удалось спасти - сгорел только лестничный марш.

Много сил и средств ушло на восстановление храма в честь иконы Казанской Божией Матери.

После пожара здание – жилые помещения и храм, смогли восстановить к  весне следующего года.

А потом взялись перестраивать храм в честь Покрова Богородицы, где ранее располагалась школа, здание было передано монастырю в 1998 году также в аварийном состоянии.   

В этот период  монастырь имеет 2 храма: деревянный домовой в честь Казанской иконы Божией Матери и кирпичный в стадии восстановления деревне Бахаревка в честь Покрова Божией Матери.
 
А в 2009-м новое послушание для матушки - возглавить Кунгурский женский Иоанно-Предтеченский монастырь, в котором несколько десятилетий не звучала молитва.

27 июля 2009 г. по решению Священного Синода матушку Руфину назначают на должность настоятельницы Иоанно-Богословского женского монастыря в городе Кунгуре, а на должность настоятельницы Бахаревского монастыря назначают монахиню Софию (Забурдаеву).

Такое ей было дано послушание – возрождать в старинном православном городе женскую обитель.

Хотя с трудом верилось, что дело действительно сдвинется с мёртвой точки.

Ведь на тот момент в результате многолетних усилий городских властей и православных верующих города удалось выгородить с территории исправительной колонии, которая расположилась на месте бывшего монастыря, лишь один храм – Свято-Никольский.

А ещё два храма и келейные корпуса так и находились «в зоне» - на территории монастыря в то время располагалась колония УТ № 389/30.

Владыка Иринарх назначил матушку Руфину в Кунгур настоятельницей Иоанно-Предтеченского женского монастыря, учитывая её богатый опыт в пробивании бюрократических барьеров и организации восстановительных работ.

Уж слишком долго не мог здесь решиться вопрос по выводу колонии с территории монастыря.

«В 1990 году Никольский храм отделили от территории исправительной колонии, но, несмотря на это, службы в нем не проводились еще несколько лет. Внутренние помещения здания были в ужасном состоянии — все пропитано мазутом, гарью и грязью. Чтобы начать службы, храм нужно было отремонтировать, провести земляные и реставрационные работы.

Новые монахини приехали в Кунгур в 2009 году из женского монастыря на Бахаревке. Это пожилые женщины от 60 до 80 лет. Сначала они поселились в деревне Колпашники в доме при Ильинской церкви. Затем переехали в здание бывшей просфорни Иоанна-Предтеченского монастыря, где последние годы находился детский сад. Малыми силами они восстанавливают доставшееся им имущество церкви».

В июле 2009 года в монастырь пришли 9 насельниц во главе с игуменией, которые за неимением своих помещений в г. Кунгуре расположились на подвории в селе Колпашники. 

В 2010 году в Иоанно-Предтеченском храме города Кунгура, спустя 89 лет совершен первый монашеский постриг – три послушницы, прибывшие в Кунгур вместе с игуменией матушкой Руфиной, были пострижены в монахини.

Однако, на службу каждый день из Колпашников в город не наездишься, поэтому,  в 2011 году несколько монахинь переселились в Кунгур поближе к Иоанно-Предтеченскому храму.

В старом монастырском здании напротив храма, списанном еще в 1997 году, где температура воздуха зимой не поднималась выше 12 градусов. И понесли свой нелегкий молитвенный труд монахини.

С каждодневных молитв и хлопот по возвращению монастырского комплекса началось служение игумении Руфины в Кунгуре. 

В 2012 году в Кунгурском монастыре числилось 7 монахинь и 7 насельниц.

Денно и нощно читается в Иоанно-Предтеченском (Свято-Никльском) храме молитва. За всех благодетелей, за страждущих, болящих, скорбящих, за все власти и воинства, за всех православных христиан.
За то, чтобы «Господь Бог сохранил Святый град Пермь и Святый град Кунгур».

Ежедневно идут богослужения. Каждую пятницу у иконы «Неупиваемая чаша» звучит Молитва трезвения.

А по воскресеньям по окончании утренней службы ставится в храме большой стол, за которым всех желающих потчуют чаем.
«На утреннюю службу положено приходить на голодный желудок, а когда служба закончится, не скоро еще прихожане до дома доберутся, — говорит с заботой матушка Руфина. – Вот и организуем чай с конфеточками, с печеньем, чтобы подкрепились немного. Продукты для этих чаепитий привозят в храм супруги Высоцкие».

5 храмов и 4 обители подняты из руин и созданы руками монахини Руфины (Сидоровой), при том, что монашество она приняла уже в пенсионном возрасте. 

К 85-летию настоятельницы Кунгурского женского Иоанно-Предтеченского монастыря Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл подписал указ о награждении игумении Руфины орденом Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской.

Митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий посетил Кунгур в День Святого Духа в связи с 85-летним юбилеем игумении Кунгурского женского Иоанно-Предтеченского монастыря Руфины.
Отслужив литургию, митрополит вручил матушке Руфине орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской.

Во время награждения митрополит сказал, что в  Русской Церкви всего 9 таких орденов, у настоятельницы Кунгурского монастыря - орден № 10.

"Игумения Руфина удостоена высокой награды за особый вклад в дело укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и развитие социального служения Церкви: вот уже 7 лет – с 2009 года она возглавляет женский монастырь в Кунгуре.
Её усилиями возрождаются не только монастырские традиции, но и  монастырские здания: на территории бывшей колонии ведутся восстановительные работы.
- Матушка Руфина - пример всем нам: трудится ради торжества православия  даже в столь преклонные годы, Господь укрепляет её, даёт ясность ума, силы духовные и физические," - сказал митрополит Мефодий.

Затем настоятельницу Кунгурского женского Иоанно-Предтеченского монастыря поздравила глава г. Кунгура Л.И. Елтышева. И вручила м. Руфине Почетную грамоту главы г. Кунгура за личный вклад в возрождение монастыря и в связи с 85-летием. Памятный адрес главы Кунгурского муниципального района зачитала заместитель главы Ю.В. Лепихина.  Завершила череду официальных поздравлений депутат Кунгурской городской Думы Т.М. Высоцкая. С тех пор как в 2009 году игумения Руфина приехала в Кунгур, семья Высоцких оказывает ей постоянную   поддержку и помощь. К поздравлениям присоединились благочинные I и II Кунгурского округа протоиерей Олег Ширинкин и иерей Максим Кулаков. 
 
Территория Иоанно-Предтеченского женского монастыря, до недавнего времени, была территорией исправительного учреждения ИК-30.
С начала XXI века решался вопрос об освобождении кунгурской святыни.

В 2005 году дело сдвинулось с мертвой точки, но понадобилось еще 10 лет, чтобы храмовый комплекс передали верующим.

В 2014 году территория монастыря официально переходит от ФСИН к РПЦ. Однако, еще год церковнослужителей на территорию колонии не пускали.
В 2014 году с территории монастырского комплекса наконец-то выехало исправительное учреждение ИК-30. Более 20 лет власти и прихожане Кунгура ждали этого исторического события. Писали письма в различные инстанции с просьбой вернуть территорию монастыря епархии.
«Однако вот уже почти год процесс передачи никак не завершится.   - Это долгий процесс передачи, – говорит игуменья Руфина. – В епархии написали прошение. Подготовили все бумаги. Передали их в комитет по имуществу Пермского края. Но окончательная передача до сих пор не состоялась. Даже не знаю, по каким причинам. Мы звонили в Москвскую Патриархию епископу Иринарху, который как раз занимается этими вопросами. Рассказали ему, что нам передают только часть бывшего монастыря, так как за годы советской власти на территории монастыря было построено ещё два здания, на которые мы якобы не должны претендовать. Он сказал: «Не имеют права на это. Это ваш монастырь, и они обязаны весь комплекс вам передать. Взяли комплекс со всем имуществом, с землёй, а сейчас передают только частично?.. Не имеют права. Всё опишите и передайте к нам в Патриархию!» В настоящее время владыка - епископ Пермский и Кунгурский Мефодий готовит такое письмо в Патриархию. Будем ждать ответ»
Когда в 2015 году монахини и верующие попали внутрь, то увидели полную разруху.

2015 год  – год 190-летия возникновения Иоанно-Предтеченского Кунгурского женского монастыря.

27 мая 2015 года в Пермском крае подписано распоряжение о передаче федерального имущества, составляющего казну Российской Федерации, в безвозмездное пользование Религиозной организации «Пермская Епархия Русской Православной Церкви»: не жилых помещений ИК-30 в г. Кунгуре (келейные корпуса Иоанно-Предтеченского женского монастыря и храм Владимирской иконы Божией Матери).

«Мы вызывали специалистов. Они проверили кровлю, стропила, перекрытия и сказали, что надо всё менять: и полы, и перекрытия, и даже стены местами. У большинства зданий останется лишь остов. В Иоанно-Предтеченском храме, что был все эти годы на территории колонии, вообще на сегодняшний день небо видно сквозь купол. Какие нужны деньги на восстановление! В надвратном храме два придела отгорожены капитальными стенами. Словом, и тут всё ломать и заново делать. Работа огромная предстоит. Конечно, потребуется большая помощь прихожан – и деньгами, и трудом. Всё выносить. Вывозить мусор. Оплачивать стройматериалы, работы специалистов.»

В 2015 году создаётся Попечительский совет Ионно-Предтеченского монастыря, который возглавила финансовый директор завода «Металлист» Татьяна Михайловна Высоцкая. В Совет вошли руководители Кунгура и Кунгурского района, кунгурских предприятий и учреждений, предприниматели. Но, к сожалению, не у всех появилось желание и возможности помогать монастырю. Три года спустя надёжными помощниками возрождаемой обители остаются: супруги ВЫСОЦКИЕ, глава Кунгурского муниципального района Вадим ЛЫСАНОВ, директор Кунгурского сельскохозяйственного колледжа Николай ПИЛИПЧУК, предприниматели Анатолий ТЕКЛЮК, Виталий МАКАРОВ, Александр ГОМЗИКОВ и другие прихожане Свято-Никольского храма.

Попечительский совет совместно с настоятельницей монастыря игуменьей Руфиной начали работы по подготовке сестринского корпуса к зиме,  по восстановлению  корпусов и восстановлению храмов.

Наиболее остро сейчас стоит проблема проживания сестёр-монахинь в ветхом здании бывшего детского сада напротив Никольского храма. Поэтому своей первой задачей попечительский совет поставил вопрос по подготовке жилья для монашествующих.
 
Всего на территории Кунгурского Иоанно-Предтеченского монастыря 10 зданий.

Каждое из этих зданий требует ремонта, а то и перестройки. Плюс ко всему, после выезда исправительного учреждения, которое располагалось здесь более 70 лет, территория монастыря была отключена от всех коммуникаций.

Начиная от электроэнергии, тепло- и водоснабжения, канализации, всё пришлось делать заново.

«Матушку в возрасте 78 лет отправили в Кунгур, восстанавливать и создавать новую обитель, в помещениях которой была тюрьма. Самая настоящая. С камерами, решётками на окнах, металлическими дверями с «окошечками»  в них ииии  прочими необходимыми …..
Я видела это всё своими собственными глазами. Приезжала к матушке в новую обитель.

Я вместе с матушкой Руфиной и монахиней Анисьей прошла по территории, оставленной в наследство настоятельнице монастыря - разрушенные красивейшие ранее храмы и сестринские корпуса; замусоренная территория; оставленная сломанная мебель, кровати, лом от посуды, бумажные отходы; поломанные доски "наглядной агитации"; какие-то потрёпанные книги без обложек или с вырванными страницами. Смотреть на ВСЁ это было ооочень больно, так как я представляла, сколько труда нужно вложить, чтобы вывезти весь этот хлам.

Я шла и возмущалась... Рядом было тихо. Я понимаю, что ропот в монастыре не поддерживается...

Матушка представляла объём предстоящей работы не хуже меня, но глаза её светились и она улыбалась - она была счастлива! Счастлива, что наконец-то ЭТА ТЕРРИТОРИЯ ВНОВЬ МОНАСТЫРСКАЯ! И они могут спокойно пройти по территории, зайти в храм, помолиться. Поблагодарить Господа.

В 2015 году была моя публикация в российском журнале «Новый пенсионер»: «Руководитель "Серебряного возраста" в неделю "День пожилого человека" - в Кунгурском Иоанно Предтеченском женском монастыре":
«Я поднимаюсь по ступенькам вагона электрички "Кунгур-Пермь" - ныла спина, болели колени, но на душе было как-то необычно спокойно.
Три дня, проведённые в монастыре, пролетели быстро - молитва, послушание, молитва, утренняя служба и посещение корпусов, переданных монастырю после долгого использования не по назначению помещений обители - для заключённых ИК № 30. Сердце обливается кровью, что оставлено в "наследство" 84-летней игумение Руфине.
Всего 12 монахинь при монастыре и при подворье. 80% "серебряного возраста" от 60 до 84 лет - и это состоявшиеся в "миру" женщины: врач-стоматолог, агроном, техник-сметчик нефтепромышленного комплекса, конструктор одного из ведущих пермских заводов, административный работник Пермского отделения железной дороги; стаж их работ от 33 лет и более 50….» Есть публикация «Кто позаботится о пожилых монахинях и послушницах» http://proza.ru/2022/09/07/848

Та, моя статья, была под впечатлением увиденного, услышанного и пережитого мной самой на территории бывшего монастыря, на территории бывшей тюрьмы, на разрушенной территории, оставленной в наследство 84-летней игумение, а эта – обобщение информации, полученной в Интернете.
 
И снова игумении Руфине нет ни сна, ни покоя. Как победить эту разруху, как очистить территорию от оставленного мусора, где найти помощников и благотворителей, готовых пожертвовать на возрождение главной городской святыни?..
 
Как закрыть купол на храме Рождества Иоанна Предтечи, чтобы не дать разрушиться памятнику архитектуры, более ста лет украшавшему лик Кунгура. Как расчистить и привести в действующее состояние нижний храм этого собора, очень похожего на Крестовоздвиженский собор Белогорской обители. Кунгур мог бы стать красивее и богаче Белогорья! 

И Сподобит Господь, даст и благотворителей, и добровольцев настоятельнице Руфине за трудЫ её, заботу и беспокойство - и смогут через 5 лет установить купол! "6 июля 2021 года на храм Рождества Иоанна Предтечи в женском монастыре в Кунгуре установили купол с крестом.
При подъёме купола и креста были задействованы специалисты и техника из Челябинска и Перми. Это событие состоялось накануне престольного праздника:   7 июля, православные христиане отмечают Рождество Иоанна Предтечи. Праздничная служба состоится в восстанавливаемом храме под новым куполом".
 
19 июня 2019 года настоятельнице Кунгурского женского Иоанно-Предтеченского монастыря игумении Руфине (Сидоровой) исполнилось 88 лет.

Перед началом Божественной Литургии матушку поздравили заместитель главы Кунгурского муниципального района Юлия Вячеславовна Лепихина, председатель Попечительского совета женского Иоанно-Предтеченского монастыря Татьяна Михайловна Высоцкая, старший священник Свято-Никольского храма иерей Иоанн Романчук. Они отметили, что именно благодаря матушке Руфине в Кунгуре возрождается монастырский комплекс, пожелали ей помощи божией, здоровья и долгих лет жизни.

«Жизнь меряют не только прожитыми годами, но и исполненными делами.
Игуменье Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря Руфине небо полной мерой отпустило и того, и другого.

19 июня настоятельнице православной обители исполнилось 89 лет. Вся её сознательная жизнь посвящена добрым делам.

Утро в Никольском храме начинается с поздравлений матушки Руфины. Самоизоляция не повод отказать в дани уважения человеку, посвятившему себя служению Богу и делу возрождения православия.

Одними из первых настоятельницу поздравляют известный общественный деятель, председатель попечительского совета Иоанно-Предтеченского женского монастыря Татьяна Высоцкая и заместитель главы города по социальным вопросам Юлия Лепихина .

Цветы, подарки, улыбки, заметные даже через защитные маски. И добрые, искренние слова любви и уважения. Под высокими сводами храма они звучат особенно торжественно.

Гости, как годы. Одни уходят, приходят другие. А жизнь продолжается. Или не продолжается. Сколько кому отпущено, одному Богу известно. Вот и игуменья планы строит, но понимает, что всё в руках Господа. 

- Не хватает одного годика до девяностолетия, - улыбается матушка Руфина. – А столько ещё нужно сделать для полного восстановления женского монастыря. Но Господь помогает во всех наших делах. Даёт силу и энергию. Без Господа ничего бы здесь не было.

Немного подумав, матушка добавляет: «И без неустанной заботы и помощи наших прихожан, трудно было бы возродить в Кунгуре эту православную обитель. Спасибо безмерное жителям города, особенно чете Высоцких».

Друзьями Иоанно-Предтеченский женский монастырь Бог не обделил. А иначе и быть не могло. Ведь дело, которым занимаются игуменья Руфина  и монахини, важное и нужное не только для Кунгурской земли, но и для всего Пермского края.»

Накануне своего 90-летия, посетив родные места и увидев разруху, размышляла матушка Руфина: «Что случилось с нами? Почему Господь попускает нам такую разруху?..» 71 год назад покинула она деревню Кузнецы Кокшагской волости Кировского уезда. Деревня была тогда в полном расцвете – крепкие домики по три окошка в улицу растянулись на целый километр, начальная школа, клуб, колхозная контора… Уехала в Пермь, к сестре, жить и работать. А сердце нет-нет, да и звало в те места, где мама, воспитанная в монастыре, научила молиться и читать Псалтырь. Где дед Иоанн, переехавший к ним жить уже в 90-летнем возрасте, сокрушался, что раньше не попал в эти благодатные края и уютный дом. Откуда отец и старшие сестры ушли на войну, и отец не вернулся с фронта…
Малую родину не зря называют местом силы. Однако зрелище заброшенной деревни и полуразрушенных домов сил матушке Руфине не добавило. Но добавило грусти и повод для покаяния. Ведь «Душа – она христианка. И не бывает ей легко и свободно без храма, без покаяния…» - часто говорит матушка».

21 июня 2021 года настоятельнице Иоанно-Предтеченского женского монастыря  города Кунгура игумении Руфине (Сидоровой) исполнилось 90 лет!

В этот день поздравить игумению Руфину, много десятилетий трудящуюся на ниве Христовой, в Кунгурскую обитель приехали представители духовенства Пермской епархии, настоятели и настоятельницы монастырей Пермского края и представители власти.

В поздравительном слове Главы Пермской митрополии Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского в адрес именинницы были слова: «Вы стояли у истоков возрождения Пермского Успенского женского монастыря, Успенского храма г. Перми, а затем положили свои многолетние труды на возобновление жизни в Бахаревском женском монастыре. Уже совсем в преклонном возрасте Господь вверил Вам затеплить лампаду монашеского делания в обители, устроенной по благословению преподобного Серафима Саровского. И то, с каким усердием, самоотдачей, ревностно и безропотно Вы несете возложенное на Вас послушание, является живым и наглядным примером не только для более молодого поколения священно и церковнослужителей нашей епархии, но и  для меня».
 
Во времена «перестройки», когда только начиналось возрождение духовной жизни в Прикамье, много трудов матушкой Руфиной было положено на возрождение храма Успения Пресвятой Богородицы города Перми, а затем на возвращение Пермской епархии и устроение Пермского Успенского женского, Свято-Троицкого Стефанова мужского, Бахаревского Серафимо-Алексеевского женского, а сейчас вот и Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастырей.
 
Сегодня, стараниями игумении Руфины, в монастырском храме Кунгурской обители совершаются ежедневные богослужения, восстановлены несколько монастырских корпусов.

Несмотря на свой возраст, матушка Руфина продолжает нести свое непростое послушание, являя собой пример многим священнослужителям и мирянам Пермской епархии.

Продолжает свою работу при храме и Воскресная школа. Около 50 ребятишек еженедельно приходят на занятия. То катехизатор храма Валентина Ивановна Алексеева знакомит их со святынями, то монахиня мать Илария занимается с ними пением. Так, год за годом, подрастают в Иоанно-Предтеченском храме г. Кунгура новые поколения прихожан, духовно воспитанных и грамотных.
 
Помимо традиционных служб в Свято-Никольском храме проходят ночные бдения, силами учащихся Воскресной школы и певчих проводятся благотворительные концерты, работает монастырская трапезная, привозятся всё новые святыни.
Активно работает и Попечительский совет монастыря под руководством кунгурского благотворителя Татьяны Михайловны Высоцкой, созданный ещё в год вывода колонии. Молодёжь, спортсмены, просто неравнодушные прихожане то и дело выходят на монастырские субботники…

По воле Божией матушка Руфина взвалила на себя этот нелёгкий крест и смиренно несёт его.

Около 40 километров от родины матушки Руфины в Свято-Троицком храме г. Яранска находятся мощи святого преподобного Матфея Яранского, обретённые в 2015 году.    
Более 90 лет верующие почитают преподобного Матфея, как народного заступника и скорого ходатая ко Господу за всех его поминающих.

«29 мая, в день памяти преподобного Матфея, матушка Руфина побывала на Божественной литургии у его мощей, и, конечно же, молитвенно просила: «Преподобне отче Матфее, моли Бога о нас!» «О нас – верующих и маловерных, вятских и пермских, и кунгурских, скорбящих и болящих, кающихся и унывающих, грешных и праведных. Обо всех нас – созданиях Божиих. Как истинная христианка, матушка Руфина любит всех и каждого, понимая, что все мы посланы друг другу Господом». (Марина Шамурина «Жизнь по воле Божией»).

22 августа 2021 года, в день празднования памяти святых преподобномучеников Белогорских, Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

По окончании богослужения Архипастырь вручил высокие церковные награды наместнику Пермского Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря игумену Серафиму (Даниленко) — Орден святого преподобного Серафима Саровского III степени и настоятельнице Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря игумении Руфине (Сидоровой) — Орден святой равноапостольной Великой Княгини Ольги II степени.
 
В этом осеннем месяце 2022 года - 15 сентября  игумения Кунгурского женского Иоанно-Предтеченского монастыря матушка РУФИНА в 29 раз празднует День своего Тезоименитства (в честь мученицы Руфины Кесарийской (Каппадокийской), исповедовавшей христианство и погибшей в застенках тюрьмы в III веке. Матери святого мученика Маманта, рожденного в тюрьме). И в 14 раз отметила матушка свой праздник в Кунгурском монастыре.

«У настоятельницы Иоанно-Предтеченского женского монастыря в Кунгуре есть своя небесная покровительница – великомученица Руфина. 15 сентября весь православный мир отметил день её памяти.

А кунгурские прихожане, сёстры женского монастыря и священнослужители ещё и поздравили свою игуменью с тезоименитством. Пожелали добра, долголетия и бесконечного терпения на ниве Божьей.
Свои искренние поздравления, подкреплённые букетом прекрасных роз, принесла настоятельнице женского монастыря Почётный гражданин города Кунгура Татьяна Высоцкая.»

Матушка благодарна всем, кто помогает монастырю - деньгами, строительными материалами, транспортом, своим трудом. «А для души потрудиться на монастыре – великое дело. Господь не оставляет ничего незамеченным: шёл мужчина и потерял пуговицу, а за ним шла женщина – догнала и отдала ему пуговицу. Когда женщина умерла, стали на небесах взвешивать её грехи. Ангел эту пуговицу положил на весы, и она перетянула.  Добрые дела помогут человеку для очищения. Для спасения души. Поэтому большое дело - помогать монастырям, и особенно женским.  Итак, Иоанно-Предтеченский женский монастырь со дня на день ждёт окончательной передачи монастырского комплекса и начала восстановительных работ. Любая помощь – трудом ли, пожертвованием ли, будет для него важна и ценна. И она, что называется, обязательно зачтётся.»

У матушки двое детей – сын и дочь, у них  тоже уже свои дети. «Пятеро внучат, пятеро правнуков, богатая я бабушка» - говорит игумения Руфина.

Есть у матушки Руфины мечта  - построить   на территории монастыря часовню в честь святых благоверных Петра и Февронии, чтобы  была возможность молодожёнам в день свадьбы поклониться святым покровителям семьи и верности, благословиться на долгую совместную жизнь и просить  молитвенной помощи в укреплении их семейного союза; рождении здоровых детей.

Многая и благая лета, матушка Руфина.


Благодарю всех, кто публиковал свои статьи о событиях монастыря, я постаралась отобразить все использованные ссылки. Если упустила - простите, но старалась быть внимательной.

Источники информации:

= Четыре храма игуменьи Руфины 
= Награды матушки Руфины https://iskra-kungur.ru/all/2016/06/20/15021/
= 19 июня 2021 года – игумении Кунгурского Иоанно-Предтеченского монастыря матушке Руфине исполняется 90 лет = МЕЧТЫ И РЕАЛИИ ИГУМЕНИИ КУНГУРСКОГО МОНАСТЫРЯ  https://ok.ru/kungursky/topics
= Юбилей матушки Руфины = Бахаревский монастырь = История Бахаревского монастыря  http://bacharevka.narod.ru/str_2.htm
Сайт газеты «Новости Кунгурского края» https://smi59.ru/  О матушке Руфине 
= Чудотворные иконы и святые источники Прикамья   https://www.perm.kp.ru/daily/24555.4/730196 Комсомольская правда
= Пермь. Бахаревка  https://dmitry-sasin.livejournal.com/365943.html
= Время собирать камни. В Кунгуре женскому Иоанно-Предтеченскому монастырю требуется помощь.https://amir-mahmudov.livejournal.com/277752.html
= Митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий вручил...  mngz.ru›russia…kungurskiy…monastyrya…kungure.html
= Многолетние труды на благо Церкви  = История Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря Пермской губернии https://sobory.ru/article/?object=36234
= Долгие лета игуменьи. Матушку Руфину поздравили с 89-летием. = В Кунгуре настоятельницу Иоанно-Предтеченского женского монастыря поздравили с Днем тезоименитства  https://russia24.pro/perm-krai/296226164/
= О передаче  Казанской церкви Божией Матери  https://sobory.ru/article/?object=05824 
= Иоанно-Предтеченский женский монастырь в г. Кунгуре ждёт окончательной передачи монастырского комплекса и начала восстановительных работ. 25.03.2015 07:27  Газета «Новости Кунгурского края» (город Кунгур)   и  https://today.29ru.net/kungur/16831246/

Предложения, замечания по публикации permsinkevich@yandex.ru
Фото взято с публикации "Многолетние труды на благо Церкви"


Рецензии