Мусор и искусство - польза бесполезного

Использование бытовых и промышленных отходов для создания произведений искусства получило название мусорного искусства (искусство из мусора). Замена мусором традиционных материалов (холст, краски, глина) может иметь разные объяснения, включая:
- мусор удачно соответствует художественному замыслу художника;
- является вынужденным шагом при отсутствии других материалов;
- стремление привлечь внимание общественности к важной проблеме  (экология, утилизация отходов);
- желание подчеркнуть свою оригинальность.

Примером может служить огромный слон, созданный из ПЭТ бутылок с целью обратить внимание общественности на опасное количество  пластика в океане.
В другом случае, художник, находясь в больнице, создал портрет из клочков бумаги разного цвета.
Еще одной причиной может быть доступность и дешевизна мусора. Для меня привлекательна идея использовать мусор, как хорошее средство для развития чувства красоты, умения видеть прекрасное в простых предметах. Работа с мусором развивает наши способности находить прекрасное в необычном сочетании привычных предметов.

Мне кажется, что использование мусора в художественных проектах способно развить многие полезные качества, включая  творческое воображение у детей и взрослых, чувство фактуры материала, ощущение гармонии цвета и формы, правильный выбор композиции, умение найти главное и с минимальными средствами выразить задуманное. Немаловажно и то обстоятельство, что в случае неудачи проекта, материальные потери оказываются небольшими.

Многие знакомы с традиционной китайской живописью Гохуа. В древнем Китае чиновники и образованные люди должны были владеть тремя видами искусства:  живопись, каллиграфия и поэзия. Одной из форм общественной жизни в древнем Китае было проведение публичных конкурсов на создание картин на заданную тему. Тема цветущего дерева является одной из наиболее популярных в живописи Гохуа. Часто на картинах изображают сучковатые странно изогнутые полу-засохшие ветви деревьев, иллюстрируя даосский принцип “Польза бесполезного” . Я думаю, что использование мусора в произведениях искусства есть реализация этого принципа в художественном творчестве.

Еще одним фундаментальным принципом мировоззрения является соотношение инь и ян во всем сущем. Предполагается, что истинные шедевры искусства должны отражать равновесие и гармонию этих двух компонентов

Как можно реализовать эти принципы, используя материалы, которые всегда под рукой? Предположим, что вы нашли сломанную ветку, которая напомнила картины китайских мастеров. Все, что еще надо иметь – это крышки от молочных бутылок и кусок картона от упаковки. Задача – расположить на картоне ветку и крышки таким образом, чтобы получить изображение цветущей сливы.  Один из возможных вариантов, далеко не самый лучший, изображен на фото.

Да, а к чему там изображение мышки? Это рисунок известного японского художника Сибата Дзэсин, который жил в 19 веке. Несмотря на необычность ракурса, мы легко представляем ее внешность благодаря нашему воображению и мастерству художника. Скупость в изображении помогает включить зрителя в процесс творчества.

Эта область искусства несомненно развивает фантазию и умение видеть красоту в простоте и лаконичности. Ну, а если вас постигнет неудача -- все можно легко отправить обратно в мусор.


Рецензии