ДИП. Пушкин Смета расходов в бюджете семьи

"Я деньги мало люблю - но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости"

Пушкин во второй раз посватался к НН Гончаровой в 1830 и получил согласие на определенных условиях = 1) принести теще справку о благонадежности и благословение на брак от самого Его всех само за всё держащих  2) добыть денег за выкупа невесты за 12000 р.асс.  3) заключить брачный контракт, по которому женка за его долги не отвечает и имеет свой доход для мужа неприкосновенный 4) получить благословение родителей и плюнуть на возражение друзей
Пушкин всё исполнил … Правда  он умолчал, что в период затянувшегося брачевания он сгонял в Питер и страстно молитвенно просил Каролину Собаньскую наградить = согласиться хоть раз на максимально возможную близость. Полученную в подарок дер Кистеневку от быстро отмежевал и всех ее крепостных душ порядка 200 штук заложил в Опеке  и радостно сообщил Плетневу:

"Через несколько дней я женюсь: ...заложил я моих 200 душ, взял 38 000 - и вот им распределение: 11 000 теще, которая непременно хотела, чтоб дочь ее была с приданым - пиши пропало... Остается 17 000 на обзаведение и житие годичное... Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок - я не в состоянии"

[Письмо Пушкина Плетневу. В кн.: А.С. Пушкин. Письма к жене. Санкт-Петербург: Наука, РАН, 1986. С. 114]

В мае 1831 женился и, не бjясь маяться от маяты,  летом 1831 повез  и молодую жену показывать в Царское  Село царя… Нашел кому. Царь жест оценил, а жену поэта пригласил на пир и запросто бывать на его балах и дансингах среди своих…
Император милостиво вернул его на госслужбу в КИД, назначив сумму жалованья в три раза превышающую   годовую ш губернаторскую…

"Государь, удостоив принять меня на службу, милостиво назначил мне 5000 жалованья. Эта сумма громадна, и однако ее не хватает для жизни в Петербурге. Я должен тратить здесь 25 000 и притом платить все долги, устраивать семейные дела и, наконец, иметь свободное время для своих занятий".

[И.А. Шляпкин. Из неизданных бумаг А.С. Пушкина. С.-Петербург: Типография М.М. Стасюлевича, 1908. С. 109-110]

Через 4 года семейной жизни в столице не по средствам  Пушкин признается в удручающем состоянии своего бюджета:

"За четыре года моей супружеской жизни я задолжал около 60 тысяч и принужден был взяться за фамильное имение, но оно меня так запутало, что я ... принужден или поселиться в деревне или занять большую сумму, чтобы сразу отделаться от долгов; но в России занять крупную сумму почти невозможно и приходится обращаться к государю..."

[ И.А. Шляпкин. Из неизданных бумаг А.С. Пушкина. С.-Петербург: Типография М.М. Стасюлевича, 1908. С. 109-110]

Пушкинской рукой - смета расходов на год:

6000 руб. - квартира.
4000 - лошади.
4800 руб. - кухня.
Платья, театр - 4000 руб.
Всякое разное - 12 000 руб.
Итого (округлил) - 30 тыс. руб. в год (июнь - июль 1835 г.)
 
Еще и долги - личные, брата, имения. Сестры жены, жившие с 1834 г. у Пушкиных в Петербурге. Их нужно было выдать замуж …

[Подсчеты, приходно-расходные записи. Цит. по кн.: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 19 томах. Т. 17 (дополнительный). Рукою Пушкина: Выписки и записи разного содержания. Официальные документы. / Отв. ред. Я.Л. Левкович, С.А. Фомичев. - М.: Воскресенье, 1997. С. 350]

В Письме жене 21 сентября 1835 г:
 
"...О чем я думаю?
Вот о чем: чем нам жить будет?
Отец не оставит мне имения: он его уже споловину промотал; Ваше имение на волоске от погибели. Царь не позволяет мне ни записаться в помещики, ни в журналисты. Писать книги для денег, видит бог, не могу.
 У нас ни гроша верного дохода, а верного расхода 30 000"

***
Пушкин не находит в этой ситуации ничего лучшего как лезть в петлю кабалы царских денежных траншей ===  в долг к казне, который делал его смиренным
 
***
Долги  росли как лавина в Альпах:  по смерти гения из казны волей высочайшей выплачено кредиторам 139 тыс. руб., в том числе казенного долга - 43 тыс. рублей. (ориентировочно 5-6 млн долларов по нынешним временам цены денег)


Рецензии