ВВП России в ближайшие годы

Когда 24 февраля 2022 года началась спецоперация на Украине, вспомните, какая паника была в России. С полок магазинов в одночастье смахнули сахар, крупы и многие другие нескоро портящие продукты.  Но прошло немного времени, и картина на продовольственном рынке стабилизировалась.

А в это время, по сообщениям иностранных и отечественных СМИ ситуация в Европе продолжает ухудшаться. В первую очередь из-за всевозможных экономических санкций, введенных Евросоюзом под диктовку США против России.  Особенно напряженной стала ситуация к лету, когда в Европе началась жара,  стало не хватать электроэнергии для промышленных нужд и для населения, из-за засухи стал гибнуть урожай. Энергетический кризис в Европе повлек за собой и падение производства в сталелитейной, химической промышленности, в производстве удобрений.  Во многих магазинах Европы пропали некоторые продукты. Я это не утверждаю, так как говорю с чужих слов, но слишком много и часто об этом пишут, особенно в интернете, где не такая жесткая цензура.

А что же происходит у нас в России и какие прогнозы на ближайшие годы. Ведь, видимо, санкции против нашей страны надолго.  И снова я представлю слово Константину Двинскому, который уже поведал нам о ситуации в Европе.

***

Несколько цифр от Максима Решетникова. (Примечание - Максим Геннадьевич Решетников — российский государственный деятель. Министр экономического развития Российской Федерации с 21 января 2020 года).

Вот что пишет Решетников:

Спад ВВП по итогам 2022 года - 2,9%. Спад инвестиций - 2%, Инфляция - 12,4%.

В 2023 году спад ВВП в 0,8%, с 2024 года - рост на 2,6% в год.

Ещё несколько месяцев назад я бы констатировал, что это весьма хорошие для нынешнего года показатели. Как помните, в июне-июле я как раз писал, что спад ВВП по итогам года составит не более 2-3%. Однако ситуация развивается ещё лучше, чем казалось даже несколько месяцев назад.

И если по этому году с цифрами Решетникова я соглашусь, то по следующему году выскажу свой протест. В 2023 году возможно не только не показать минус по ВВП, но и выйти на неплохой темп роста, который частично будет восстановительным. Плюс 2-3% показать более, чем реально. Рецепт простой. Государство должно нарастить госинвестиции в реальный сектор экономики. Низшую точку по инвестициям мы будем проходить в конце этого - начале 2023 года. Если правительство не допустит провала, приняв временные и необходимые меры поддержки инвестиций, то это направление не потянет всю экономику вниз.

Достаточно в первом квартале показать хотя бы 0% годового прироста (по сравнению с первом кварталом 2022 года). Далее во втором и частично - в третьем квартале экономика покажет восстановительный рост. А в третьем-четвертом квартале выйдет уже на естественный.

Понятно, что все эти статистические показатели являются менее важными, чем устойчивое и технологичное развитие экономики. А, следовательно, и рост доходов граждан. И подгонять красивые цифры в ущерб средне и долгосрочной перспективе неправильно.

Однако сейчас правительству будет необходимо принять меры для преодоления спада в первом квартале 2023 года через масштабные госинвестиции. Если это получится сделать, то и циферки ВВП будут красивыми, и будут заложены предпосылки для устойчивого развития на ближайшую трёхлетку.

Вчера Министр экономического развития Максим Решетников выступил в Совете Федерации. Я по-прежнему считаю Решетникова слабым министром, который не готов к текущим вызовам. Впрочем, буду рад ошибиться.

Решетников обозначил пять приоритетов работы экономического блока правительства. В настоящем материале рассмотрю каждый из них

Статистические показатели я особо разбирать не буду. Здесь Решетников ничего нового не сказал. Те или иные цифры и так постоянно приводятся в моих публикациях. Теперь о приоритетах.

Первое. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры
Ключевое внимание будет уделено развитию портовой инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна и подход к ним. Развитию коридора Север-Юг, о чём я писал здесь:

В рамках коридора Север-Юг планируется уделить внимание Волго-Каспийскому судоходному каналу, строительству автомобильных обходов Махачкалы, Дербента, Астрахани, увеличить пропускную способность погранпереходов.

И, конечно, речь идёт о развитии Восточного направления. В первую очередь через расшивку БАМа и Транссиба. В результате к 2025 и 2030 году должны получиться следующие показатели:

Как видим, хорошие результаты, в случае реализации всех планов, будут обеспечены уже к 2025 году. Например, грузопоток по коридору Север - Юг вырастет аж на 72%

Второй приоритет. Импортозамещение
Данное направление следует разделить на две составляющих. Первая - оперативное восстановление выпадающего импорта. Переориентация импорта на закупку товаров и услуг из дружественных стран. Понятно, что это не импортозамещение в полном смысле этого слова, но задача важнейшая. Останавливать производства нельзя. Если в стране что-то не производится, необходимо в срочном порядке искать замену. Хотя бы до того момента, пока не будет налажен выпуск отечественных товаров.

Этот момент является позитивным. По той причине, что правительство не упёрлось непосредственно в импортозамещение всего и вся. Даже если планы будут выполнены, инвестиционный цикл предприятий составляет не менее 2-3 лет. В это время экономике надо как-то жить.

Ну а второе направление - это уже непосредственно импортозамещение. Здесь будет реализовано более 400 проектов. Это отрасли авиастроения, судостроения, радиоэлектроники, транспортного машиностроения, малотоннажной химии и т.д.

Третье направление. Обеспечение технологического суверенитета и ускоренной цифровизации

Важным моментом является то, что правительство разделяет импортозамещение и технологический суверенитет, который также иногда называют импортоопережением.

Здесь необходимо не пытаться заменить иностранцев, а создать уникальный продукт. Все возможности для этого имеются. О технологическом суверенитете я готовил несколько публикаций, поэтому лишний раз повторятся не буду.

Четвертое направление. Стимулирование инвестиционной активности
Речь идёт конкретно об инвестициях в реальный сектор экономики. Среди основных инструментов - инвестиции из Фонда национального благосостояния, использование средств Фабрики проектного финансирования, расширение использования госгарантий и поручительств, поддержка импорта инвестиционного оборудования и т.д.

В качестве примера можно привести возрождающийся механизм СЗПК (Соглашение о защите и поощрении капиталовложений). Последнее соглашение было заключено аж полтора года назад. Виновником в простойке является Министерство экономического развития. Об этом я писал ещё год назад.

К счастью, уже с октября работа данного механизма будет возобновлена. К подписанию готовы 70 проектов на 1,6 трлн рублей. На рассмотрении находится ещё 20 заявок на 500 млрд рублей инвестиций.

Пятое направление. Развитие интеграции в рамках ЕАЭС и с его странами-партнерами

Здесь я лучше дам слово самому Решетникову:
Здесь ставка на развитие торговли и защиту общего рынка, углубление производственной кооперации, формирование Евразийской перестраховочной компании, активизацию работы Евразийского банка развития. И, конечно, особый приоритет на развитие независимой от третьих стран инфраструктуры финансового рынка. А это подключение банков-партнеров, в том числе из третьих стран, к системе передачи финансовых, се;ти взаимных корреспондентских счетов в нацвалютах, развитие биржевых инструментов торговли товарами в нацвалютах и появление соответствующих индикаторов, ну и конечно, расширение географии приема платежных карт МИР.

Примечательно, что доля расчетов в рублях к 2025 году должна достигнуть 40%. Это, действительно, хороший результат (если он будет достигнут). Разумеется, это положительно скажется на устойчивости национальной валюты, которая наконец-то должна приобрести статус инвестиционной, а не спекулятивной.

В заключении Решетников подчеркнул, что основой экономического роста правительство видит развитие внутреннего рынка. Это также является положительным моментом, поскольку экономика перестанет быть зависимой от внешней конъюнктуры. Внутренний рынок имеет колоссальный потенциал. Да, он сравнительно небольшой (по мировым меркам). Однако, если взять ЕАЭС и ряд иных стран-партнеров, то получаются как раз те необходимые 400 млн человек, которых достаточно для обеспечения квазивнутреннего спроса.

В общем, пожелаем Решетникову удачи. Надеюсь, в новых реалиях Министр экономического развития покажет себя по-другому.

***
Мне, как обывателю, эта заметка немного согрела душу. Значит, наше правительство в условиях санкций не ориентируется на то, что будем покупать за границей все, что не выпускаем в своей стране, а, как во времена Сталина, будем ориентироваться на то, чтобы все производить у себя, по крайней мере, то, в чем нуждаемся и что является жизненно-важным.

Сужу по нашему городу  Рошаль, что в Подмосковье. Раньше это был закрытый город, потому что в нем был огромный химкомбинат, выпускающий порох и другие взрывчатые вещества. Во времена Ельцина комбинат закрыли, и тысячи жителей остались без работы и средств к существованию.  Кто-то уехал совсем, кто-то живет в Рошале, но ездит работать или в Москву, или в другие места.  Когда я 6 лет назад приехал в город, он производил впечатление захолустья – выбитый асфальт на дорогах, запущенный городской парк и стадион, закрытый Дом культуры. Но выбрали другого мэра, работящего. К своим 4 детям он взял на содержание еще одного сироту.  Это о многом говорит. И город за последние 5 лет преобразился. Отремонтировали Дом культуры и отреставрировали городской парк, регулярно меняют асфальт на улицах. Вырезали все огромные и ставшие трухлявыми деревья. Построили еще одну котельную, и жители домов в старой части города теперь зимой не мерзнут.

Я редко гуляю по улицам по ряду причин. Но заметил, что с началом года на многих старых домах меняют крыши, покрывают новым металлом и даже изнутри утепляют.  Весьма своевременно. В нашем старом, постройки начала 30-х годов доме, 2 года назад порыв ветра сорвал часть крыши (как раз над нашей квартирой), поднял вверх, перебросил через высокие деревья и бросил на автомобильную стоянку. Хорошо, был будний день и автомобилей на ней не было.   

Стали делать отмостки у некоторых домов.  И к концу лета все работы на крышах завершились, и во-время. Лето было жаркое, без дождей (даже грибы в лесу не выросли), но сейчас, когда эти дожди пошли, для жителей домов с новыми крышами они не страшны.  И все это производится в дотационном городе во время проведения страной спецоперации на Украине, на которую расходуются немалые деньги. Так что выходит, не все так плохо в «датском королевстве».


Рецензии