Встреча на рыбалке

Приятно, когда школьные учителя, после нескольких лет выпуска  учеников, встречаясь с ними, расспрашивают их о том, как сложилась  дальнейшая жизнь и какие успехи. Вероятно, в них пробуждается  желание почувствовать плоды своего труда, вложенного в становление своего воспитанника быть взрослым человеком.
Такая приятная встреча состоялась у меня летом в селе Новосёлки с учителем истории Корниковым Тимофеем Максимовичем. Он учительствовал со своей женой Елизаветой Ивановной. У них была дочь Галя, которая училась там же на год старше меня. Мы были откровенно рады  этой встречи. Вспомнив о многом прошлом и, рассказав о настоящем, договорились следующим утром  идти на рыбалку на Оку.
Взяв лодку у Климашиных, мы переплыли на другую сторону Оки и сделали стоянку ниже парома  у истока Старицы в Оку. В те пятидесятые годы 19 –го века его устье было широким (до 50 метров) и при впадении в основное русло, образовывал отмель, где собирались косяки рыбы. В прибрежной заросшей местности, гнездовались большое кличество водоплавающих птиц, особенно куликов.
Исток Старицы разделял пастбищные луга колхоза «Приокский». Поэтому на стороне лугов имелось два причала для парома с катером, обслуживающего два стада крупно – рогатого скота, насчитывающего в то время более 2000 голов.
Уже в 70 годы исток практически пересох. Там была подсыпана дамба и сделана дорога.
Прибыв  на место и расставив донки, мы присели на травку и я спросил Тимофея Максимовича: «правда ли, то, что когда Вы вызывали свою дочь к доск, а она Вам отвечала, что не учила. А Вы ей без раздражения говорили: «Вот это солидно, могут сказать ну вот мол Галина Тимофеевна.  Чтобы не было повадно другим, я ставлю тебе единицу».
В это время зазвонили сигнальные колокольчики и мы рванулись к удочкам.
Вытянув подлещика , он крикнул мне: «Конечно правда».
Клёв не заставил нас долго ждать и мы активно включились в процесс ловли рыбы. Прошло не больше часа, а у нас в садке плавали более дюжины подлещиков весом полкило и больше каждый.
Но вскоре мы услышали топот, приближающего к нам табуна лошадей, что отвлекло наше внимание от рыбалки. Табун пробежал мимо нас в сторону истока и, достигнув его, стал забредать в воду по брюхо, по пути не переставая пить.
Ехавший позади табуна всадник, подъехал к нам,                слез с коня, поздоровался и спросил как успехи. В нём мы узнали односельчанина Санька Дейкина. Я поднял садок с рыбой и показал ему. «Ну вы -  просто молодцы!» -  с некоторым восхищением воскликнул он и попросил разрешения побыть с нами и посмотреть как мы ловим, пока лошади на водопое. При этом, он подошел к коню, похлопал его по холке и сказал – «Мальчик в табун». Конь немедленно трусцой побежал к табуну.
«Какой он у тебя послушный, ты дрессировал его» - спросил его Тимофей Максимович.
«Это для меня самого очень интересный вопрос. В моём распоряжении две лошади: мерин Мальчик и кобыла Резвая. Я работаю с ними около семи лет. Мне их дали молодыми, почти не объезженными. Сначала прикрепили мерина и поручили тяжелейшую работу – вывозить сплавленный в половодье длинномерный строительный лес с берега Оки на специальной раздвижной телеге. Лес сырой, спиленный зимой  и сплавлялся по воде не менее трёх недель. Диаметр брёвен от 20 до 40 и более сантиметров.  Наваливали и сваливали не менее четырёх мужиков. И вот мы с Мальчиком начали эту работу. Первая перевозка уже показала, что брёвна надо откатывать с песчаного берега дальше на травяную основу, чтобы колёса не вязли в песке.
 Мальчику было трудно подниматься на возвышающий склон берега. На его теле сразу местами появилась белая пена. День отработали, и я понял, что он очень устал. На следующее утро я пошёл к председателю колхоза, доложил обстановку и попросил, чтобы не сгубить Мальчика, дать мне на периодическую подмену, вторую лошадь. Он  согласился с моей просьбой  и выделил мне кобылу по кличке Резвая. После этого, я перепрягал их после каждого, законченного рейса и они чувствовали себя хорошо.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, я скажу так – лошади очень умные животные. Длительное доброе общение с ними человека, пробуждает в них взаимопонимание и привычные отношения».
Прозвучало сразу несколько звонков  удочек и мы все бросились к ним. Я и Тимофей Максимович вытянули по подлещику, Санёк крупного окуня.
«Вы  знаете о том, что лошадям присущи чувства преданности и дружбы не только к человеку, но и своими особями – продолжал Санёк. Вот посмотрите, что будет. Ма – ль – чик! Ма – ль – чик! Рез – ва – я! Рез – ва – я! Прокричал он. Затем, засунув два пальца в рот, пронзительно два раза свистнул».
От табуна лошадей, находящегося от нас, в метрах 80 – 100, отделились две лошади и стремительно побежали к нам, Подбежав непосредственно к нему, остановились и начали кивать головами. Он достал из сумки, висевшей через плечо, кусок хлеба, разломил его на две части и поднёс к их губам. Пока они его глотали, он достал два кусочка пилёного сахара и так же отдал им. Потом, похлопав по их холкам, крикнул. Теперь в табун! Они повернулись и медленно пошагали к табуну.
«Теперь я хочу рассказать вам про случай, в который трудно поверить. Но это была чистая правда!
Однажды вечером, ко мне зашёл зоотехник дядя Лёша Томин и спросил о планах работы на завтра.
«Сегодня мы закончили возить лес, завтра у нас выходной и я планирую поездку в Рязань» - ответил я.
«Где будут лошади, я хотел взять кобылу, чтобы её покрыть» - проговорил Томин.
«Я их оставлю на лужайке за моим садом» - ответил я.
О том, что было потом, мне рассказал дядя Лёша.
«Привёл я кобылу к конюшне, поставил к станку. Конюх Василий привёл жеребца и он начал прыгать на кобылу. Прыгнул раз и тут же, получив по груди сильнейшие удары задними копытами, отпрыгнул назад. Немного потанцевав и похрапев, он запрыгнул ещё, но получил более ожесточённый и сильный удар. После этого он более решительно спрыгнул с неё. Но кобыла стала громко, пронзительно,  почти  беспрерывно ржать. Жеребец, выдержав определённую паузу и немного, потанцевав, запрыгнул еще раз. Но ужасный вопль кобылы с одновременным скоростным ударом по жеребцу, заставил его снова спрыгнуть.
В это время невдалеке послышалось ответное ржание, мерина Мальчика, галопирующего на помощь кобыле Резвой. Мгновеньем позже он ворвался в пространство события, вцепился в холку жеребца зубами и начал её рвать. Раздался визг, и жеребец сбежал! Мы с конюхом тоже «удрапали» в конюшню. Опомнившись, выглянули за ворота, увидели как мерин и кобыла рядом шагали в направлении лужайки, на которой они паслись».
«Мне пора угонять лошадей»  - обратился к нам Сенёк.
«Немного подожди» - сказал Тимофей Максимович. Взял ножик, отошёл к кустам ивняка, срезал хворостину с сучком у комля, насадил на получившийся кукан большого окуня и три подлещика и вручил его Саньку.
«Не надо» - проговорил Санёк.
«Надо!» - твёрдо ответил учитель.
«Ну ладно, с пастухами на дойке сварим уху» - застенчиво ответил он.
После удаления от нас табуна, мы обменялись мнениями и решили, что утро у нас сложилось хорошим и удачным. Смотали рыболовные снасти, сели в лодку и поплыли к Новосёлкам.


Рецензии
Одно из моих самых любимых Ваших произведений. В нём близкие мне в детстве и юности люди. А история про Резвую и Мальчика просто потрясает... Среди людей бы так почаще... Спасибо!

Александр Шустов 2   22.12.2022 13:37     Заявить о нарушении
Саша, большое спасибо за то, что заглянул на мою страницу и, главное - за рецензию!

Александр Горячев 3   22.12.2022 15:50   Заявить о нарушении