Серафимовский молитвенный дом. 1906-1919 годы

НА ФОТО: Село Серафимовское. Молитвенный дом в честь Преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
Авторы картины: Юлия Сапожникова (Г. Благодарный), священник Казанской церкви села Алексеевского Даниил Жердев.

СЕРАФИМОВСКИЙ МОЛИТВЕННЫЙ ДОМ

На начало июня 1906 года в селе Серафимовском проживало 855 домохозяев, имеющих право голоса на сельском сходе. Временно исполняющий должность Серафимовского волостного старшины Донченко Семен назначил проведение очередного схода на 18 июня 1906 года. Пришли 360 человек. На сходе обсуждалось несколько вопросов, в том числе о необходимости иметь в селе священника.

В приговоре схода волостной писарь Н. Зозуля записал: «…Ибо за неимением его (священника) в данное время, уже несколько наших односельцев умерли без причастия, да и, вообще, без отправления христианских треб. Настоятельно просим Его Преосвященство Епископа Ставропольского и Екатеринодарского назначить по возможности немедленно священника. Помещение для него в нашем селении имеется, а молитвенного дома если скоро не будет, то нанять дом под помещение молитвенного дома». Приговор подписали 360 человек. Выписку из Приговора заверил печатью и своей подписью волостной старшина Балыка Павел. 

В этот же день, 18 июня 1906 года, сельское общество села Серафимовского приняло решение о постройке молитвенного дома.

Подряд на строительство молитвенного дома 16 июля 1906 года на торгах выиграл крестьянин села Высоцкого Благодарненского уезда Нестеров Виктор Ефимович.
По этому вопросу сход принял приговор:
…16 июня 1906 года, мы, нижеподписавшиеся крестьяне Ставропольской губернии Благодарненского уезда Серафимовской волости и села, быв сего числа на сельском сходе в числе 300 человек при всех 873 домохозяев, имеющих право голоса на сходе, по созыву нашего и. д. волостного старшины С. Донченко для обсуждения разных вопросов, где, между прочим, в присутствии схода, состоялись торги на отдачу с подряда постройки молитвенного дома. На торгах наименьшую цену в 5990 руб. 85 коп. предложил подрядчик крестьянин Виктор Нестеров, за которым и остался подряд по постройке молитвенного дома на следующих условиях:

- Ширина молитвенного дома должна быть в просвете 17 аршин, длина 32,5 аршин, с углами высотой в просвете 5 аршин (1 аршин – 71,12 см);
- Фундамент должен быть высотою 1,5 аршин, шириною 11 вершков (1 вершок – 4,44 см). Камень для фундамента употребить Бурлацкий штучный, который сложить на извести с песком;

- Балки уложить на 1,5 аршин одна от другой, сколько таковых уместится. Под балки поставить каменные столбы, сколько таковых потребуется. Толщина балок должна быть в отрубе 4 вершка. Основу на фундамент положить из 4-х вершкового дерева в отрубе;
- Стены рубить из 1,5 вершковых досок. Между каждым просветом досок взять на сторожи винтами. Стены снаружи обрешетить, обмазать и выбелить хорошо известью. Внутри доски хорошо почистить и покрасить. На стены и потолок краску употребить по усмотрению строительной комиссии;

- Оконных просветов должно быть 20 штук. Высота каждого просвета 3 аршина, ширина 1,5 аршина. Рамы поделать из соснового леса в 1,25 вершка. Рамы делать с отливами. В окна вставить железные решетки на такой образец, как вообще делается в церквах. Железо на решетки употребить 0,5 дюймовое четырехгранное;

- Дверей должно быть 3 простых, остекленных. Высота дверей 4 аршина, ширина 10 четвертей. Дерево на двери употребить 1,25 вершковое. Стекло в двери и рамы вставлять «Мальцево № 1». В окнах поделать форточки и вентиляторы. К дверям приделать хорошие толстые железные засовы, крючки. Купить висячие замки. Наружные двери обить черною 10-ти фунтовую жестью;

- Пол наслать одинарный из вершковых досок. В просветах фундамента установить хорошие железные решетки;
- Потолок подшить дюймою (дранкой в два слоя) и покрасить. Черный потолок наслать трехчеткой (дранкой в три слоя) и смазать глиной;

- Стропилы поставить из 2-х вершковой доски пополам. Латы положить из трехчетки, ширина которой должна быть не уже 2 вершка. Ложить на 3 вершка одна от другой. Потолок утвердить вислаками (жердями) с шипами;
- Дом покрыть 10-ти фунтовым «Яковлевским» железом 1-го сорта. Крышу погрунтовать и хорошо покрасить медянкою № 0;

- Алтарь отгородить легкой переборкой и в этой стене сделать три двери. Средняя дверь – растворчатая, а по сторонам двери одинарные. Все двери сделать на такой образец, как вообще делаются в церквах, но только простые и по усмотрению строительной комиссии. Над средними дверьми сделать железную перепонку, на которой будет занавес;
- В алтаре сделать две переборки: для ризницы и пономарки. Сделать жертвенник и престол, размерами по усмотрению комиссии. Внутри алтаря пол покрасить охрой два раза;

- Для ктитора устроить возвышенное место, которое обнести деревянной решеткой. Сделать свечной ящик, в решетке сделать дверцы;
- Сделать два клироса, которые обнести деревянными стенками и на клиросах поделать полки для книг;

- От алтаря отступить на расстояние по усмотрению комиссии и пол сделать на 8 вершков выше остального, с двумя ступеньками. На амвоне поставить деревянную решетку по образцу, как вообще делаются в церквах. Решетку эту хорошо укрепить железными упорами, сколько таковых потребуется;

- Решетки, стенки клироса покрасить краской поднебесного цвета. Амвон, рамы и все остальное, что будет требовать покраски, покрасить на усмотрение комиссии;
- Ко всем дверям должны быть приделаны хорошие медные ручки;
- Сделать 3 зонта на железных столбах толщиною в 1,5 дюйма. Площадка на крыльцах должна быть в 4 аршина из Бурлацкого штучного камня. Камень на площадках счистить гладко;

- На крыше сделать купол шириною в 3 аршина. Поставить 4 железных, хорошо вызолоченных, креста. Из них один крест должен быть в 2 аршина, а остальные в 0,75 аршина. Сделать шарик и вызолотить;

- Сделать колокольню в таком виде, чтобы было возможно прицепить хорошие колокола. Колокольня должна быть на 4-х каменных столбах толщиною в 1 аршин, высотою в 6 аршин. Крышу на колокольне покрыть 10-ти фунтовым «Яковлевским» железом, которое покрасить медянкою;

- Водосточные трубы сделать по углам или свести в одно место для бассейна, по усмотрению комиссии;
- Все без исключения материалы, потребные для постройки, и рабочие руки должны быть подрядчика Нестерова;

- Упущенное что-либо из виду по сей кондиции, подрядчик Нестеров обязан сделать без особой платы;
- Все работы должны производиться под наблюдением старшины и выборных, на которых возлагается контроль качества материалов. Перед употреблением материалов в дело их нужно осмотреть и если таковые окажутся недоброкачественными, то подрядчик Нестеров обязан заменить новыми.

Сход обязал подрядчика Нестерова приступить к постройке молитвенного дома 20 июля 1906 года и окончить к 1 ноября 1906 года. Если он своевременно не приступит к работе или, хотя и приступит, но не окончит взятой на себя работы, или же, хотя и окончит, но не согласно с кондициями, то представленный им залог в 300 рублей остается в пользу общества, и подрядчик Нестеров лишается права требовать залог обратно.

Оплату за работу Нестеров должен получить от старшины в несколько сроков. Первую часть – по устройству фундамента. Вторую часть – по срубе стен. Третью часть – когда крыша будет накрыта железом. Четвертую часть – когда постройка будет окончена и подрядчик приступит к покраске. Пятую часть выплатить при завершении строительства. Из всей суммы общество оставляет в виде залога 1000 рублей, которые будут выплачены подрядчику, если вся работа будет выполнена доброкачественно.

Подрядчик Нестеров обязан со старшиной заключить нотариальный договор и принять на свой счет все расходы по его заключению. Если подрядчик откажется от заключения договора или будет его заключение оттягивать, то обществу предоставляется право нанять на строительство дома другое лицо, а залог, внесенный Нестеровым, остается в пользу сельского общества.

Сход признал предложенную Нестеровым цену 5990 рублей 85 копеек за постройку молитвенного дома на вышеизложенных условиях выгодной, поэтому единогласно постановил: «…Торги утвердить и постройку молитвенного дома сдать Нестерову, о чем и составили настоящий приговор, который представить по начальству». Подлинный приговор подписали 300 человек, участвовавших в сельском сходе.

23 июля 1906 года и. д. Серафимовского волостного старшины Семен Донченко через Сотниковское почтовое отделение отправил Епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору письмо, в котором писал: «…Имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство благословить начать постройку молитвенного дома в селе Серафимовском согласно кондиций, изложенных в представленной при сем копии Приговора за № 5, п. 1. Дом этот общество предполагает построить до 1 ноября сего года».

Духовная Консистория к данному прошению волостного старшины сделала свое заключение, ознакомила Епископа о состоянии приходов, расположенных в 9-м Благочинии недалеко от с. Серафимовского: «…По сообщению Господина Ставропольского Губернатора в селе Мирном проживает 357 семей, 2566 душ обоего пола. В этом селе гражданским начальством предположено учредить церковный одноштатный причт с отводом на содержание оного 49,5 десятин земли. Ближайший к селу Мирному приход Сретенской церкви села Благодарного, двух штатный, на расстоянии около 40 верст. Для содержания причта этой (Серафимовской) церкви по сообщению Благочинного, нет возможности».

Епископ Агафодор 29 июля 1906 года на прошении Донченко написал: «Истребовать прежде план молитвенного дома, надлежаще утвержденный гражданским начальством. Поступить согласно Уставу Духовной Консистории».

6 августа 1906 года и. д. волостного старшины Донченко собрал сход по вопросу строительства молитвенного дома. Пришли 320 человек. На сходе было отмечено, что село Серафимовское «…вновь образованное, очень бедное, и не в силах без посторонней помощи построить молитвенный дом».

Сход единогласно постановил: Для сбора пожертвований по селам Ставропольской губернии избрать стариков: Ермакова Устима Васильевича, Бычкова Григория Павловича, Клочкова Филиппа Ивановича и Аривоненко Федора Петровича. Уполномочить их ходатайствовать пред Его Преосвященством Епископом Ставропольским и Екатеринодарским Агафодором о выдаче 2-х книжек на запись пожертвований. Копию приговора подписали: и. д. волостного старшины П. Бугаевский и волостной писарь Н. Зозуля.

12 августа 1906 года уполномоченные сельским обществом Ермаков Устим, Бычков Григорий, Клочков Филипп и Аривоненко Федор прибыли в Ставропольскую Духовную Консисторию с прошением «…выдать 2 книжки на записку пожертвований, собираемых нами по селам губернии на постройку молитвенного дома в селе Серафимовском». За неграмотных Ермакова, Бычкова, Аривоненко равно и за себя расписался – Филипп Клочков.

Епископ Агафодор разрешил выдать одну книгу для сбора пожертвований. Книгу под роспись получил Ф. Клочков. Но одной книги было явно недостаточно. С одной книгой всю губернию не объехать. Тогда, 14 августа 1906 года уполномоченные вновь обратились к Епископу Агафодору с прошением выдать сборную книгу, на этот раз, на сбор пожертвований на иконостас молитвенного дома. 16 августа 1906 года Епископ разрешил выдать сборную книгу, которая была получена Клочковым в тот же день.

14 августа 1906 года Ставропольский Вице-Губернатор Гарднер Борис Владимирович обратился к Епископу Агафодору с письмом по поводу строительства в селе Серафимовском молитвенного дома.

Статский советник Гарднер писал: «…Ваше Преосвященство Милостивый Архипастырь и Отец. Общество крестьян села Серафимовского, образованное в сем году в пределах Верхне-Чограйской дачи, постановило 16 июля сего года приговор о найме подрядчика для постройки молитвенного дома по плану, означенном в том приговоре. Препровождая копию означенного приговора на распоряжение Вашего Преосвященства, прошу Вас, Милостивый Владыко, разрешить Серафимовскому обществу постройку молитвенного дома и непосредственно от себя уведомить о том названное общество. Поручая себя Архипастырским молитвам Вашим, прошу принять уверение в отличном уважении и преданности. Подпись – Б. Гарнер».

Епископ Агафодор нанес на письме Вице-Губернатора резолюцию «В Консисторию». 1 сентября 1906 года в журнале Консистории сделана запись: «…На основании Статей 54-57 Устава Духовной Консистории разрешить обществу села Серафимовского построить молитвенный дом, о чем послать Указ Благочинному».

Дело о постройке молитвенного дома в селе Серафимовском и об открытии при нем прихода с назначением причта, 10 сентября 1906 года рассматривалось в Духовной Консистории. Еще 8 мая 1906 года Губернским правлением предполагалось учредить в этом селе два церковных причта с отводом на его содержание 99 десятин земли. Вице-Губернатор Б. Гарднер просил Консисторию впредь до сооружения в селе молитвенного дома и учреждения постоянного причта, командировать в это селение для совершения необходимых церковных треб, кого-либо из священников ближайших селений. О чем Консисторией было дано предписание Благочинному.

10 сентября 1906 года Духовная Консистория приказала: Разрешить постройку молитвенного дома в селе Серафимовском на изысканные средства с тем, чтобы построение его производилось под наблюдением архитектора. Рекомендовать обществу в своих действиях руководствоваться по сей постройке узаконенными правилами. Благочинному осмотреть место под постройку дома и совершить закладку. В виду малочисленности населения в селе Серафимовском и впредь до постройки молитвенного дома и помещений для причта, назначить временный причт из священника и псаломщика. Взыскать за выданную сборную книгу 1 руб. 50 коп.

Благочинный 8-го округа Ставропольской губернии священник Симеон Покотилов 13 сентября 1906 года из села Прасковеи отправил в Консисторию Рапорт: «…Согласно Указу Консистории от 28 августа сего года, имею честь почтительнейше при сем представить 1 р. 50 коп., взысканные с Серафимовского сельского общества за сборную книгу». Деньги были приняты казначеем Консистории 21 сентября 1906 года.



СВЯЩЕННИК ШАМРАЙ ПОЛИКАРП

23 сентября 1906 года во вновь населенное село Серафимовское Епархия определила на священническое место диакона Варваринской церкви станицы Старовеличковской Поликарпа Шамрая. И в тот же день Епархия назначила исполняющим должность псаломщика Икорского Николая, окончившего в 1906 году в городе Ставрополе певческо-псаломщические курсы.

15 октября 1906 года Епископ Агафодор в городе Ставрополе совершал божественную литургию в Андреевской церкви при Архиерейском доме. За литургией он рукоположил в сан священника к церкви села Серафимовского диакона Поликарпа Шамрая. За богослужением Его Преосвященство Агафодор произнес проповедь. СЕВ, 1906, № 19, 21.

Шамрай Поликарп Семенович родился 23 июля 1866 года в станице Платнировской Кубанской области, из казачьего звания, сын диакона. Его отец Шамрай Семен служил диаконом в церкви станицы Платнировской, 7 июня 1875 года перемещен на священническое место к Казанской церкви станицы Карабулакской Терской области, 15 июня 1882 года назначен священником церкви станицы Апшеронской Кубанской области, а 28 ноября 1884 года, по его просьбе, перемещен в станицу Бжедуховскую.

Поликарп Шамрай обучался в Кавказской духовной семинарии, в 1885 году уволен из третьего класса. 10 сентября 1885 года Епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман своим распоряжением определил его исполнять должность псаломщика в церкви станицы Ирклиевской Кубанской области.

8 января 1886 года Поликарп Шамрай был утвержден в должности псаломщика станицы Ирклиевской, а 18 сентября 1886 года перемещен в станицу Бжедуховскую. 29 июля 1895 года резолюцией Преосвященнейшего Агафодора Шамрай направлен в станицу Гостюгаевскую Кубанской области и определен на диаконо-учительское место к Троицкой церкви. В сан диакона рукоположен 20 июля 1896 года.

6 сентября 1899 года распоряжением Епархиального начальства диакон станицы Гостюгаевской Шамрай и диакон станицы Старовеличковской Грамантинов, согласно их прошению, перемещены один на место другого. С этого времени диакон Шамрай служил в Варваринской церкви станицы Старовеличковской Кубанской области.

В Клировых ведомостях за 1902 год сделана запись: «…Диакон Поликарп Шамрай 31 августа 1900 года за сочувствие к церковно-приходской одноклассной и воскресной школе получил Благодарность от Темрюкского училищного Совета. Грамоту на сан и Указ имеет». Его жена Шамрай Евгения Михайловна родилась 24 декабря 1876 года. Их дети: сын Шамрай Виктор, дочки: Наталья (28.08.1896 г.р.), Зинаида (3.10.1898), Вера (12.08.1900), Юлия (3.07.1902). ГАСК, Ф. 135, оп. 60, д. 502.

Сын Шамрай Виктор Поликарпович родился 20 октября 1893 года, в 1902 году учился в церковно-приходской школе. Затем обучался в Екатеринодарском духовном училище на средства отца, который за май 1906 года оплатил за его обучение 11 рублей 18 копеек. 28 октября 1912 года Архиепископом Агафодором воспитанник 6-го класса Ставропольской духовной семинарии Шамрай Виктор посвящен в стихарь.

В начале ХХ века административная и судебная власть в Благодарненском уезде находилась в руках Уездного Съезда земских начальников. В 1906 году земским начальником 6-го земского участка был назначен титулярный советник Олехнович Сигизмунд Юстинович, по вероисповеданию католик, бывший ветеринарный участковый врач. В центре участка, в селе Сотниковском, он не находился, ссылаясь на отсутствие подходящего жилья, а жил в селе Благодарном. Таким образом, в 5-м земском участке в селе Благодарном проживали два земских начальника, а в 6-м участке ни одного. Местные жители этим были недовольны. Ведь от села Благодарного до Арзгира расстояние 80, Серафимовского – 50, Довсунского – 40, Сотниковского – 28 верст.

26 ноября 1906 года священник Шамрай направил господину Олехновичу запрос, в котором спросил, когда Серафимовскому причту будет выделена земля в 49,5 десятин, положенная по определению переселенческой комиссии. Участковый земский начальник Олехнович на запрос священника не ответил.

По состоянию на 10 декабря 1906 года молитвенный дом в селе Серафимовском был возведен. В связи с плохой погодой наружные работы не завершены. Внутри помещения все было готово, кроме иконостаса и церковной утвари. Но так как по своей бедности Серафимовское общество не могло уплатить подрядчику Нестерову надлежащей суммы, то он навесил на входные двери висячие замки и уехал в село Высоцкое. Священник Шамрай и псаломщик Икорский в отчаянии, каждый в отдельности, написали письма Епископу Агафодору.

Поликарп Шамрай 10 декабря 1906 года сообщал: «…Народ бедствует, болеет и доедает последний запас хлеба. Прихожане села Серафимовского доброхотными даяниями из своих средств за исполнение христианских треб содержать причт совершенно не могут. Других же средств к содержанию причта нет. Земли, значащейся по переселенческому проекту для церковного причта, нет. Жалованья или какого-либо пособия причту нет. Есть только небольшой, низенький домик для священника да раскрытый саманный сарай без дверей. Без помощи Правительства причт в селе Серафимовском существовать никак не может, а Правительство про него забыло, не дало ему ни земли, ни жалованья. Изложив материальное положение прихода и причта, осмеливаюсь просить Ваше Преосвященство перевести меня в другое место, к церкви станицы Смоленской». [37]

Епископ Агафодор 20 декабря 1906 года поручил Консистории рассмотреть вместе прошения священника и псаломщика села Серафимовского.

Благочинный 9-го округа священник Александр Альтов, в связи с тем, что строительство молитвенного дома в селе Серафимовском завершено, 8 февраля 1907 года направил Епископу Агафодору рапорт: «…Долг имею почтительнейше донести Вашему Преосвященству, что во вновь населенном селе Серафимовском прихожанами на свои средства сооружен молитвенный дом в честь преподобного Серафима Саровского. Так как все потребное к освящению готово и устроено с должным благоприличием, то я почтительнейше прошу Вашего Святительского благословения на освящение вновь сооруженного молитвенного дома. Подпись: Вашего Преосвященства, Милостивого Архипастыря и Отца, всепокорнейший послушник Благочинный священник А. Альтов».

10 февраля 1907 года Епископ Агафодор поручил священнику Альтову освятить молитвенный дом и донести об исполнении.

В этот же день священник Шамрай направил Епископу свое прошение, в котором писал: «…Во вновь населенном селе Серафимовском Ставропольской губернии молитвенный дом окончен и испрошено у Вашего Преосвященства разрешение на освящение оного, а потому покорнейше прошу Ваше Преосвященство ходатайствовать пред Святейшим Синодом об открытии в вышепоименованном селе штатного причта. Поликарп Шамрай. 10 февраля 1907 г.» 12 февраля это письмо с резолюцией Епископа было получено в Духовной Консистории.

20 февраля (5 марта по новому стилю) 1907 года в торжественной обстановке, при стечении большого числа прихожан, состоялось богослужение по освящению молитвенного дома в честь преподобного Серафима Саровского.

23 февраля Благочинный 9-го округа Александр Альтов в рапорте на имя Епископа сообщил: «…Во исполнение резолюции Вашего Преосвященства от 10 февраля 1907 года, честь имею почтительнейше донести, что молитвенный дом в селе Серафимовском Ставропольской губернии в честь преподобного Серафима Саровского Чудотворца 20-го сего февраля мною освящен». Ставропольская Духовная Консистория получила этот рапорт 7 марта 1907 года.



СВЯЩЕННИК ШАМРАЙ И УЧАСТКОВЫЙ ЗЕМСКИЙ НАЧАЛЬНИК ОЛЕХНОВИЧ

У священника Шамрая с участковым земским начальником Олехновичем сложились неприязненные отношения. 4 февраля 1907 года сельское общество села Серафимовского на сходе решило выплачивать членам причта, священнику и псаломщику, жалованье. Однако, господин Олехнович через волостного старшину передал обществу: «…Духовенству жалованья давать не следует», а в личной беседе священнику Шамраю заявил:
- Подобных приговоров общество и волостное правление не имеют права составлять. Такие приговоры должны составляться прихожанами в приходской церкви.
 
Священник Шамрай и псаломщик Икорский, находясь в трудном материальном положении, 13 марта 1907 года обратились с прошением в Духовную консисторию. Они писали, что серафимовцы по своей бедности молебнов и прочих треб в домах почти не совершают. Местному причту жить не на что. Священник имеет шестерых детей, из которых двое учатся в духовных заведениях города Екатеринодара на свой счет.
В связи с этим, причт Серафимовского молитвенного дома просил Духовную Консисторию: «…В поддержание существования причта, назначить из каких-либо источников  жалованье. Если же это сделать невозможно, то ходатайствовать пред Его Преосвященством о временном закрытии прихода для обуздания гордости и властолюбия местного волостного старшины, поддерживаемого земским начальником 6-го участка Благодарненского уезда». Письмо получено Консисторией 17 марта 1907 года.

В марте 1907 года священник Шамрай обратился к волостному старшине Котенко с предложением, навести порядок в сборе пожертвований на строительство молитвенного дома и иконостаса.

Как известно, согласно распоряжению Духовной Консистории, приложенному к сборной книге, выданной выбранным старикам села Серафимовского, все собранные деньги должны поступать приходскому причту и записываться в приходно-расходную книгу. Однако деньги поступали волостному старшине Котенко и расходовались им бесконтрольно. Между тем, из собранных 500-600 рублей, часть денег подлежала к уплате за церковную утварь, взятую в долг у поставщика Киселева.

Шамрай предложил старшине произвести поверку собранных денег. Оставшиеся наличные деньги передать в церковь. Если собранные деньги с надлежащими расписками не будут переданы причту, то Шамрай обратится к Епархиальному начальству и сбор денег, как он полагал, будет прекращен.

Старшина Котенко на это предложение заявил:
- Общество уполномочило меня получать деньги и лично распоряжаться ими. Причту деньги не передам.
 
Тогда священник Шамрай, сначала устно, а 20 марта 1907 года письменно, попросил участкового земского начальника Олехновича побудить старшину Котенко, передать собранные по книгам деньги комиссии, избранной для наблюдения за строительством молитвенного дома, с добавлением в комиссию церковного старосты и под председательством священника перепроверить расходование поступивших денег.

С. Ю. Олехнович 24 марта 1907 года ответил священнику:
- Собранные деньги, впредь до распоряжения Епархиального начальства, не могут быть переданы причту, так как за них ответственным лицом является волостной старшина. Ибо книги на сбор денег были выданы старшине до назначения причта. Продолжать сбор денег или прекратить сбор, может решить только то учреждение, которое разрешило сбор, в данном случае – Духовная Консистория.
 
 16 апреля 1907 года священник Шамрай рапортом поставил в известность Духовную Консисторию, что «…молитвенный дом окончен, иконостас установлен. На это и собирались деньги. Молитвенный дом освящен. А собранные деньги не проверены до сих пор, да и нет никакой возможности проверить их. Посему честь имею просить Духовную Консисторию разъяснить, кто должен заведовать вышепоименованными сборными деньгами, причт, или же, вопреки распоряжению той же Консистории, волостной старшина?» Ответ Консистории нам неизвестен.

УЧРЕЖДЕНИЕ ШТАТНОГО ПРИЧТА

Ставропольская Духовная Консистория прошение от 13 марта 1907 года причта села Серафимовского рассмотрела на своем заседании 15 мая. В заседании участвовали члены Консистории: священник Руденко Карп Никанорович, священник Альшанский Владимир, священник Баженов Аполлоний, секретарь надворный советник Дивногорский Николай Алексеевич и столоначальник губернский секретарь В. И. Петров.

Они приказали: «…В виду бедности прихожан села Серафимовского, Консистория полагает: просить от имени Архипастыря Начальника Ставропольской губернии об отводе причту узаконенной пропорции земли, а Святейший Синод просить об утверждении причта села Серафимовского штатным. О назначении тому же причту казенного жалованья в размере 300 рублей священнику  и 100 рублей псаломщику. Предварительно исполнения Протокол сей представить на благоусмотрение Его Преосвященства».

9 июля 1907 года Архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор направил Государю Николаю II, представление об открытии штата причта при молитвенном доме селения Серафимовского Благодарненского уезда.

23 августа 1907 года Святейший Синод по Указу Его Императорского Величества определил: «…При молитвенном доме селения Серафимовского открыть штат причта из священника и псаломщика, с тем, чтобы содержание причта относилось исключительно на изысканные местные средства».

7 сентября 1907 года этот документ направлен на исполнение в село Прасковею Прасковейского уезда Благочинному 8-го округа Ставропольской губернии Замятину Василию Алексеевичу. Видимо, в то время еще не был решен вопрос, в какое Благочиние подчинить село Серафимовское, в 8-й или 9-й округ. [37]

Серафимовский молитвенный дом вошел в состав 9-го округа Ставропольской губернии. Некоторые села округа были заражены сектантством и расколом. В 1907 году в селе Благодарном насчитывалось 80 хлыстов, в селе Спасском – более 80 баптистов, в селе Мирном – 53 молоканина.

В селе Серафимовском баптистов было 8, молокан 5. В селе проживали старообрядцы из Черниговской губернии: Евдокименко, Бердниковы, Горюновы, Холины, Чеботаревы. Обряды они совершали в Спасо-Преображенском (Никольском) храме села Благодарного. В архиве ГАСК сохранились Метрические книги Никольского храма старообрядческой общины села Благодарного за 1907, 1908 и 1913 годы.

В 1908 году в селе Серафимовском проживали в абсолютном большинстве крестьяне – 7884 человека, в том числе: 3909 душ мужского пола и 3975 душ женского пола. В сословие «Белое духовенство» записано 9 человек. Из них: мужского пола – 2, женского пола – 7. Полагаем, что это семьи священника и псаломщика церкви села Серафимовского. [39]

Ставропольские Епархиальные Ведомости в декабре 1909 года (№ 50) сообщили, что освободились просфорнические места в селах Алексеевском, Мирном, Серафимовском, в Николаевской церкви села Сотниковского.

Н. Т. Михайлов в 1911 году в книге «Поселения, церкви и приходы Ставропольской епархии» о Серафимовском молитвенном доме писал: Молитвенный дом построен в 1907 году, деревянный, стоимостью 6740 руб. 35 коп. Колокольню заменяют 4 каменных столба. Не огорожен, утварью недостаточен. Имеются расписки на ценные бумаги на 150 рублей, заложенных в банк под проценты. Состав причта: 1 священник и 1 псаломщик. Кружечный доход причта в 1909 году составил 2207 рублей. Земли причту нарезано 49,5 десятин. Находится она в 15-ти верстах от села Серафимовского, сдается в аренду за 244 руб. 50 коп.

Священник помещается в общественном доме, псаломщик получает от общества 30 рублей квартирных. Церковно-приходских школ нет. Население (церковных душ): православных 5484, раскольников-поповцев 9, баптистов 3, молокан 6, лютеран 10. Всего 5512 душ обоего пола. По данным Статистического комитета в селе Серафимовском проживало 8233 человека. В 1909 году рождений 272, браков 47, смертей 187. [27]

В «Сборнике сведений о Северном Кавказе» (Том 5-й) приведены сведения о селе Серафимовском за 1909 год. В селе в 970-ти дворах проживало 8625 жителей обоего пола. Волостное правление. Церковь одна. Фельдшер один. Аптека. Магазинов 12. Базар – один день в неделю. Хлебозапасный магазин один. Прудов 5, простых колодцев 180. [43]



ПСАЛОМЩИКИ СЕРАФИМОВСКОЙ ЦЕРКВИ

Икорский Николай, псаломщик Серафимовского молитвенного дома, состоявший в этой должности с 23 сентября 1906 года, умер 23 июня 1910 года. Возможно, он умер от азиатской холеры. Эпидемия этой заразной болезни началась в Благодарненском уезде в июне 1910 года и продолжалась до октября. В селе Серафимовском из числа заболевших жителей, умер каждый третий. СЕВ, 1910, № 28. [45]

Ставропольская Епархия псаломщиком Серафимовского молитвенного дома в июне 1910 года назначила Павлова Владимира Ивановича. Родился он в селе Благодарном в 1887 году в семье Павлова Ивана Стефановича, который с 1883 года служил псаломщиком в Космодамиановской церкви, с 14 мая 1885 года – в Сретенской церкви села Благодарного. 5 ноября 1898 года Иван Стефанович по состоянию здоровья службу оставил, числился заштатным псаломщиком. Его жена Павлова Ольга Антоновна в 1904 году в Сретенской церкви служила просфорней. Их сыновья Дмитрий, Николай, Михаил и Владимир служили в церквах Епархии.

Павлов Владимир Иванович в селе Благодарном окончил 4-х классное городское училище. 21 июля 1907 года Епархиальным начальством назначен на псаломщическое место к церкви станицы Баговской Кубанского казачьего войска, 25 июня 1910 года перемещен в село Серафимовское. Служил в молитвенном доме до 7 марта 1911 года. По его просьбе Епархиальным начальством направлен к Сретенской церкви села Благодарного на должность псаломщика, разрешив поменяться местами с братом Павловым Михаилом. СЕВ, 1911, № 13.

Павлов Михаил Иванович, 1879 г. р., сын псаломщика села Благодарного, 22 ноября 1897 года определен псаломщиком в станицу Черниговскую, с 21 мая 1898 года служил псаломщиком в Александро-Невской церкви села Благодарного, с 1904 года служил в Сретенской церкви. 7 марта 1911 года назначен псаломщиком Серафимовской церкви села Серафимовского. Служил менее года, 12 января 1912 года определен на диаконское место к церкви села Урожайного. 18 февраля 1912 года Преосвященнейший Епископ Михаил, по случаю 300-летия со дня смерти Патриарха Всероссийского Гермогена, служил заупокойную литургию в Кафедральном соборе города Ставрополя и по литургии панихиду. Проповедь произнес епархиальный миссионер-проповедник протоиерей Симеон Никольский. За литургией был рукоположен в сан диакона псаломщик Михаил Павлов, определенный к Покровской церкви села Урожайного Ставропольской губернии. В 1913 году он состоял учителем мужской церковно-приходской школы села Урожайного. 10 июня 1915 года заштатный диакон Михаил Павлов направлен к церкви села Винодельного. [7]

С 20 января 1912 года псаломщиком в селе Серафимовском служил Миловидов Николай. Родился он в семье псаломщика, окончил 1-й класс духовной семинарии, по его просьбе определен и. д. псаломщика Казанской церкви станицы Имеретинской Кубанской области, 11 мая 1891 года направлен к Казанской церкви села Большая Джалга. Затем он служил псаломщиком в селе Малая Джалга, 4 июля 1905 года поменялся местами с псаломщиком села Новосельцы Фелицыным Александром.

Сначала Миловидов Николай исполнял должность псаломщика в Спасо-Преображенской церкви села Новосельцы, утвержден в должности 21 марта 1898 года. 28 октября 1904 года переведен в село Арзгир на диаконское место к церкви Рождество Пресвятой Богородицы. 1 сентября 1907 года определен на место псаломщика к церкви села Кистинского Ставропольской губернии, 20 января 1912 года перемещен к церкви села Серафимовского.

В 1916 году Миловидов Николай служил диаконом в церкви села Новосельцы. 20 августа Съезд депутатов Ставропольского училищного округа заслушал на заседании его прошение о снятии числящейся за ним недоимки в 85 рублей на содержание дочери Валентины, обучавшейся в Ставропольском Епархиальном женском училище. Постановили: В просьбе диакону Н. Миловидову отказать в виду того, что прошение его должно быть рассмотрено на Обще-Епархиальном Съезде духовенства. Предоставить ему право обратиться со своей просьбой в Правление Епархиального женского училища. СЕВ, 1912, № 5; 1916, № 43.



БЛАГОТВОРИТЕЛИ СЕРАФИМОВСКОГО ПРИХОДА

Ставропольская Епархия через местные церковные приходы собирала большие пожертвования от населения на различные нужды: строительство храмов, госпиталей, приютов для детей и стариков, в пользу людей, пострадавших от неурожаев и стихийных бедствий. Причты получали раскладку по обязательному внесению взносов на содержание духовных училищ и семинарий.

Сбором пожертвований от прихожан активно занимался церковный староста Серафимовского молитвенного дома Евенко Тихон Семенович, утвержденный Епархией в этой должности 7 мая 1907 года на 1-е трехлетие. 12 сентября 1913 года он был утвержден церковным старостой на 3-е трехлетие. СЕВ, 1907, № 10; 1913, № 39/40.

В 1907 году в церквах Ставропольской губернии проводились сборы пожертвований: на сооружение храма в память освобождения крестьян от крепостной зависимости и храма в память Отечественной войны 1812 года в городе Малоярославце, на постройку дома «Русского собрания» в Петербурге и храма на Куликовом поле.

 Собирались денежные средства в пользу пострадавших на войне солдат и их семейств, а так же в пользу: глухонемых и слепых, Братства во имя Царицы Небесной, Православного Палестинского Общества, Общества спасения на водах, Православного Миссионерского общества, Воинского благотворительного общества Белого Креста. Практически, ни одно богослужение не обходилось без сбора пожертвований с прихожан.

В августе-сентябре 1910 года жители села Серафимовского сделали довольно богатые пожертвования в молитвенный дом. Так, Евенко Надежда подарила икону Святителя Николая, писанную на доске, в киоте под стеклом, ценою в 30 рублей. Белоусова Акилина и другие женщины подарили икону Казанской Божией Матери, писанную на доске, в киоте под стеклом, ценою в 30 рублей, и икону Иверской Божией Матери, писанную на полотне, большого размера, в киоте под стеклом, ценою в 70 рублей.

Крестьянин Животов Сергей пожертвовал в молитвенный дом: два больших подсвечника, размером в 10 вершков (45 см), 2 свечи на них № 1, с крашеными иконами; выносной подсвечник со свечей № 6, с крашеной иконой; 13 праздничных икон с киотом для них; две серебряные иконы: Спасителя и Божией Матери для Царских Врат. Всего на сумму 64 рубля. СЕВ, 1910, № 46.

Священник Шамрай в декабре 1911 года пожертвовал 2 руб. 43 коп. в пользу пострадавших от неурожая. В 1913 году пожертвовал 20 руб. 90 коп. на устройство нового здания – приюта с храмом Андреево-Владимирского Братства и 7 руб. 69 коп. в пользу раненых и больных славянских воинов.

28 февраля 1914 года по территории Ставропольской губернии широкой полосой пронесся ураган страшной силы, который принес населению много бед. В сборе пожертвований на оказание помощи населению приняли участие причты 9-го Благочиннического округа, в том числе села Серафимовского. На 7 сентября 1914 года по губернии было собрано 18 тыс. рублей. СЕВ, 1914, № 36.

12 января 1914 года Ставропольские Епархиальные ведомости сообщили, что прихожане Серафимовского молитвенного дома пожертвовали в приходский храм: «…Сосуды серебряные, 84-й пробы, вызолоченные, изящной работы, гравированные, с такими же образами, состоящими из потира, дискоса, звездицы и двух тарелочек, ценою в 150 рублей. Напрестольный крест серебряный, 84-й пробы, гравированный, ценою в 35 рублей 40 копеек. Всего пожертвовано на 185 рублей 40 копеек. Одна из прихожанок, Акилина Белоусова весьма усердна к украшению и благолепию храма Божья и поддержанию в нем чистоты».



СВЯЩЕННИК ШАМРАЙ – МИССИОНЕР

Священник Шамрай, не являясь штатным миссионером, приобщал к православию граждан других вероисповеданий.

Так, 9 мая 1911 года он крестил жительницу села Серафимовского, лютеранку, Шлихтемайер Павлину Готлибовну, 1882 г. р., с наречением ее именем «Александра».
19 апреля 1914 года он присоединил к православию из раскола Белокриницкой иерархии Комарову Любовь Иосифовну, 20-ти лет. Ее отец Комаров Иосиф Илларионович, старообрядец из Черниговской губернии, имел в селе Сотниковском хлебный амбар и магазин мануфактуры, с 1915 года владел Серафимовской мельницей, перешедшей к нему от Осадчего Андрея Ивановича.

17 июля 1916 года священник Шамрай присоединил к православию из раскола австрийского священства мещанина посада Лужков Стародубского уезда Черниговской губернии, старообрядца Чеботарева Пахомия Трофимовича, 23-х лет.
 
В апреле 1914 года временно Управляющий Ставропольской епархией Епископ Михаил (Александровский) наградил священника Поликарпа Шахрая, «…по вниманию к отлично-усердной и полезной пастырской службе», набедренником.



ЕПИСКОП МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В 9-м БЛАГОЧИНИИ

Преосвященнейший Михаил, Епископ Александровский, 2-й викарий Ставропольской Епархии, с 12 мая по 16 мая 1916 года в Благодарненском уезде обозревал церкви 9-го Благочиннического округа. Его сопровождал уездный миссионер священник Руденко Валентин Карпович и другие лица.

12 мая 1916 года Епископ Михаил прибыл в село Шишкино в храм Иоанна Богослова, расположенный на левом берегу речки Мокрой Буйволы. Здание деревянное, сооружено в 1847 году как молитвенный дом, с условием перестройки в храм, освящено в 1949 году. На 1915 год в приходе насчитывалось 253 двора, 1460 душ обоего пола. Причт состоял из священника и псаломщика, с казенным жалованьем 600 рублей в год. Священник проживал в общественной квартире. Причту выделено 60 десятин земли.
Священником в Иоанно-Богословской церкви с 15 января 1916 года служил Крыжановский Александр Петрович, бывший диакон села Высоцкого. Псаломщиком церкви с 12 января 1915 года состоял Ярошевич Виктор, бывший певчий Викариатского Кресто-Воздвиженского хора. 12 мая 1916 года в церкви села Шишкино был совершен молебен Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. Слово сказал Преосвященнейший Михаил.

В тот же день Епископ Михаил прибыл в село Александрию, посетил Вознесенский храм, который находился на правом берегу речки Мокрой Буйволы. Храм пятиглавый, каменный, с железной крышей и каменной колокольней. Строили его с 1882 года, освятили 21 августа 1891 года. В церкви два престола: в честь Вознесения Господня и с 7 ноября 1911 года в честь Архистратига Михаила. На начало 1915 года в приходе числилось 711 дворов, в которых проживали 4763 души обоего пола. В 30-е годы храм был разрушен, на его месте установлен поклонный крест.
12 мая 1916 года в Вознесенской церкви было совершено всенощное бдение с акафистом Архистратигу Михаилу. Проповеди сказали Преосвященнейший Михаил и священник Чмутов Терентий Ефимович. Ранее он служил в селе Высоцком, а с 20 апреля 1913 года в Вознесенской церкви.

На следующий день Епископ Михаил прибыл в Дмитриевскую церковь села Александрии. Дмитриевский храм построен на левом берегу речки, каменный, пятиглавый, освящен в 1907 году. Здесь два престола: первый – в честь великомученика Дмитрия Солунского, второй – в честь преподобного Алексия, человека Божьего. В приходе 650 дворов, 5195 прихожан.

В храме (ныне на этом месте находится СШ № 2) состоялась литургия. С проповедями выступили: Преосвященнейший Михаил, священник Покровской церкви села Медведского Тихон Чубов, уездный миссионер Валентин Руденко и священник Дмитриевской церкви с 1900 года Александр Байздренко, награжденный Святейшим Синодом скуфьею, камилавкой и медалью в честь 300-летия Дома Романовых.

С 13 по 15 мая 1916 года Епископ Михаил и сопровождающие лица находились в селе Благодарном. 13 мая в центре села на улице Широкой (ул. Советская) перед зданием Реального училища, бывшей Прогимназии, построенной в 1910 году, состоялся молебен по случаю расширения здания и закладки фундамента под строительство восточной части училища. Слово сказал Преосвященнейший Михаил.

В этот же день Епископ прибыл в великолепный каменный храм Александра Невского, освященный 29 октября 1894 года и действующий в настоящее время. На 1915 год в этом приходе насчитывалось 3370 прихожан, проживавших в 441 дворе. В церкви служил священник Иванов-Попов Владимир Стефанович, награжденный многими церковными и правительственными наградами, в том числе: набедренником, Знаком Красного Креста, серебряной медалью в память 25-тилетия церковных школ, Юбилейным крестом и медалью в честь 300-летия Дома Романовых.

Диаконом церкви с 6 июня 1912 года состоял Курицын Константин, бывший псаломщик Митрофановской церкви села Бурлацкого. В городе Благодарном сохранился дом, - начальная школа, - в которой диакон Курицын учил детей, а потому школа в народе получила название «Курицына». Псаломщиком Александро-Невской церкви с 1904 года служил Павлов Николай Иванович. Причт получал казенное годовое жалованье: священник 300 руб., диакон 200 рублей, псаломщик 100 руб.

13 мая 1916 года в храме Александра Невского состоялось всенощное бдение с проповедями Преосвященнейшего Михаила, священника Валентина Руденко и священника села Сотниковского Дмитрия Щеглова.

На следующий день по благословению Епископа Михаила в левобережной части села Благодарного в Космодамиановской церкви (ныне на этом месте находится автовокзал) совершена литургия, а в правобережной части села в Сретенской церкви (ныне на этом месте кинотеатр «Мир») совершено всенощное бдение с акафистом Святителю Николаю Чудотворцу. В этих церквах проповедовали: Преосвященнейший Михаил, уездный миссионер Валентин Руденко, священник Космодамиановской церкви с июня 1904 года Иоанн Куликов, священник Дмитрий Щеглов, священник Казанской церкви села Спасского Поликарп Сиротинский, известный тем, что приобщил к православию из баптизма, римско-католической веры и секты духовных христиан Старого Израиля десятки граждан.

15 мая в Сретенской церкви состоялась литургия. Проповедь произнес Преосвященнейший Михаил. Затем проповедовали: священник Поликарп Сиротинский и наблюдатель церковно-приходских школ Благодарненского уезда священник Иоанн Бабков. На площади у Сретенского храма Епископ Михаил служил молебен новобранцам, уходящим на Кавказский фронт, с окроплением их Святой водой и раздачей крестиков, сказал им напутственное слово.

Во второй половине дня 15 мая 1916 года Епископ Михаил и сопровождающие лица прибыли в село Алексеевское, в восточной части которого в 1906 году был сооружен молитвенный дом из самана, под железной крышей, с колокольней на каменных столбах. Молитвенный дом освящен 9 июля 1907 года в честь Святителя Алексия, митрополита Московского. Крестьянин Абраменко Василий Антонович пожертвовал в молитвенный дом серебровызолоченную чашу с прибором, стоимостью 118 рублей и шелковую завесу в 15 рублей.

Епископа встречали: священник Казанов Федор Васильевич, церковный староста Демидов Николай Гаврилович и прихожане. По сведениям за 1915 год в приходе Алексеевского молитвенного дома насчитывалось 467 дворов, в которых проживали 3023 души обоего пола. Епископ побывал в двух одноклассных школах МНП. Затем в молитвенном доме с участием местного духовенства и большого числа прихожан совершил молебен Святителю Алексею.

В трех верстах на запад от Молитвенного дома находилась Алексеевская Казанская церковь, построенная в 1910 году, деревянная. В церкви служили: с 5 октября 1912 года священник Элпидинский Владимир Гаврилович, с 1 ноября 1915 года псаломщик Жиленко Иван, с 29 июля 1913 года просфорня Прозоровская Пелагея Марковна, вдова чиновника Духовной консистории. В приходе насчитывалось 398 дворов, прихожан 3009 душ обоего пола. Священник получал казенное жалованье – 300 рублей в год, псаломщик – 100 рублей.

16 мая 1916 года с утра при стечении большого числа прихожан в Казанской церкви состоялся молебен, на котором слово сказал Преосвященнейший Михаил.
Дальнейший путь Епископа Михаила и сопровождающих лиц лежал в соседнее село Мирное. Молитвенный дом в селе начали строить в 1906 году. 23 января 1907 года Святейший Синод открыл в селе самостоятельный приход с причтом из священника и паломщика, с отнесением содержания причта на местные средства. 16 ноября 1907 года «Ставропольские Епархиальные Ведомости» сообщили, что в селе Мирном освящен новоустроенный деревянный молитвенный дом в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Священник села Забурунов Георгий, награжденный в марте 1916 года набедренником, присоединил к православию десятки граждан других вероисповеданий. В том числе: из баптизма, крестьян Головина Григория и Головина Андрея; из лютеранства крестьянку слободы Рибенсдорф Острогожского уезда Воронежской губернии Кель Екатерину, 32-х лет.

С мая 1910 года псаломщиком в молитвенном доме состоял Пособило Василий. Члены причта получали казенное годовое жалованье: священник 300 рублей, псаломщик 100 рублей.

В молитвенном доме села Мирного Преосвященнейший Михаил при большом числе прихожан провел молебен Пресвятой Богородице и сказал слово.

16 мая 1916 года, ближе к вечеру, Епископ Михаил прибыл в село Серафимовское. Торжественно встречало его все село во главе со священником Шамраем Поликарпом Семеновичем, назначенным Епархией на эту должность 23 сентября 1906 года. В Серафимовском молитвенном доме, освященном 20 февраля 1907 года, Епископ совершил молебен Преподобному Серафиму Саровскому. Проповедовали Преосвященнейший Михаил и священник Валентин Руденко.

Из села Серафимовского Епископ Михаил направился в село Петропавловское Свято-Крестовского уезда Ставропольской губернии, в 8-й Благочиннический округ Ставропольской Епархии…



СВЯЩЕННИК ЯСТРЕБОВ ТИХОН

Священник Шамрай служил в селе Серафимовском почти 12 лет. Умер в начале мая 1918 года в результате тяжелой болезни. 9 мая 1918 года Духовная Консистория открыла вакансию на должность священника Серафимовского молитвенного дома.
Во время болезни Шамрая, обязанности священника села Серафимовского исполнял Ястребов Тихон, священник церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Арзгир. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, кирпичный, в селе Арзгир был освящен 10 декабря 1908 года.

20 мая 1918 года Ястребов Тихон написал прошение Архиепископу Ставропольскому и Кавказскому Агафодору следующего содержания: «…Покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство переместить меня в ближайший приход к селу Благодарному, где будут учиться мои дети, - в село Серафимовское. Здесь я за больного и умершего священника о. Поликарпа Шамрая служил. Прихожане согласны принять меня. К сему прошению покорный Вашему Высокопреосвященству священник Тихон Ястребов подписался».

Ястребов Тихон Петрович, 1868 г. р., в 1893 году окончил курс духовной семинарии, определен псаломщиком к Троицкой церкви города Майкопа. В том же году назначен диаконом Дмитриевской церкви города Екатеринодара. В 1895 году определен священником к Покровской церкви поселка Темнолесского Ставропольской губернии, одновременно заведовал поселковой школой грамоты.

В 1900-1905 годы Тихон Ястребов служил священником в станице Владимировской, обучал детей в сельском одноклассном Министерском училище. В ноябре 1905 года он и псаломщик церкви были оштрафованы на 25 рублей за совершение некоторых браков без всяких документов. Епархия перевела Ястребова священником в станицу Келермесскую. 5 июля 1906 года, когда священника села Сотниковского Федора Виноградова переместили в станицу Келермесскую, то Тихона Ястребова определили в село Сотниковское к Михайло-Архангельской церкви. В апреле 1914 года временно Управляющий Ставропольской Епархией Епископ Михаил наградил его набедренником.
 
20 ноября 1914 года за конфликт с прихожанами, Епархия переместила Тихона Ястребова из Сотниковского в село Арзгир на должность священника Рождество-Богородицкой церкви. Здесь он состоял законоучителем 1-й и 2-й церковно-приходских школ и 4-го земского училища. В семействе у него жена и шестеро детей.

25 июня 1916 года Архиепископ Агафодор свой резолюцией запретил Тихона Ястребова в священнослужении до тех пор, пока он не исполнит распоряжение Консистории: подпишет Метрические книги и сдаст некоторые документы по Сотниковской церкви и приходской школе. На этом основании прошение Ястребова о переводе его в село Серафимовское Епархия отклонила. В 1919 году во время оккупации Ставропольской губернии частями Добровольческой армии он служил священником в селе Арзгир.



ДИАКОН АРХАНГЕЛЬСКИЙ МИХАИЛ

Церковный Совет села Серафимовского подыскивал подходящую кандидатуру на должность священника. 20 мая 1918 года Совет на своем заседании постановил: «…На имеющееся вакантное место священника к нашей церкви за смертью священника Отца Поликарпа Шамрай войти с ходатайством перед Его Высокопреосвященством Архиепископом Ставропольским и Кавказским о назначении священником в означенное село диакона Михайло-Архангельской церкви села Сотниковского Михаила Ивановича Архангельского, как лично нам известного с весьма хорошей стороны священнослужителя, ближайшего к нашему селу прихода, и как человека высоко нравственных качеств… Просим рукоположить диакона Михаила Архангельского в сан священника к Серафимовскому храму села Серафимовского Ставропольской губернии».

Протокол заседания № 26 подписали члены церковного Совета: Анисимов Иван, Асеев Тихон Акимович, Асташкин Александр, Балыка Павел, Бондаренко Гавриил, Вобленко Герасим, Гальченко Яков, Гаркавин Петр, Гармаш Андрей, Гармаш Антон, Гвоздецкий Павел, Гнездилов Георгий, Дейнега Петр, Иващенко Иван, Иващенко Степан, Калашников Алексей, Кривеженко Ефим, Мазур Иван, Малов Федор, Мележик Григорий, Мележин Иван; Миловидов, секретарь церковного совета; Неплюхин Семен, Овод Савва, Пономарев Илья, Пыхтин Яков, Реутов Николай, Святышев Игнат Никифорович, Скалозуб Иван, Слюньков Игнатий, Сурнев Иван Яковлевич, Табакин Ефим, Федоров Петр Дмитриевич, Хижняк Калина, Шамарин Алексей Игнатьевич, Шамарин Николай, Штемберг Владимир, Шульга Петр.

25 мая 1918 года диакон Архангельский Михаил обратился к Архиепископу Агафодору с прошением, назначить его священником Серафимовского молитвенного дома. К прошению он приложил протокол № 26 общего собрания церковного Совета села Серафимовского.

Архиепископ Агафодор запросил в Духовной Консистории Характеристику на диакона Михаила Ивановича Архангельского. Консистория характеризовала его положительно. Родился в 1889 году. Окончил курс 1-го класса духовной семинарии. В 1907 году определен псаломщиком к церкви станицы Кардоникской, а 3 ноября 1915 года – диаконом к церкви села Сотниковского. Состоял учителем церковно-приходской школы. В семействе у него жена и двое детей. Поведения весьма хорошего. Но оказалось, в Духовной Консистории в производстве находилось Дело по обвинению священника села Сотниковского Поликарпа Балкового и диакона Михаила Архангельского в ссоре в алтаре во время богослужения. Таким образом, кандидатура Архангельского на должность священника села Серафимовского была отклонена.



СВЯЩЕННИК БЕЛОХВОСТОВ МИХАИЛ

25 мая 1918 года Архиепископу Агафодору подал прошение заштатный священник Белохвостов Михаил с просьбой определить его на вакантное священническое место к молитвенному дому села Серафимовского.

Белохвостов Михаил, 1883 г. р., в 1904 году окончил курс духовной семинарии, 16 июня 1904 года определен диаконом к Николаевской церкви станицы Барсуковской. С 1906 года служил священником в церкви станицы Дагестанской Кубанской области. Ежегодно ему выплачивалось пособие в сумме 50-60 рублей из остатков средств Кубанского казачьего войска. 24 июля 1914 года перемещен к Спасо-Преображенской церкви села Арзгир Ставропольской губернии, 1 сентября назначен законоучителем 5-го земского училища.

В 1914-1915 годы Белохвостов состоял духовным следователем 14-го Благочиннического округа. С 20 августа 1915 года в Епархии рассматривалась жалоба на его недостойное сана священника поведение в быту. 10 сентября Епархиальное начальство приняло решение: «…Священника Белохвостова послать на епитимию в Воскресенский монастырь на два месяца с запрещением священнослужения в первый месяц и уволить от должности духовного следователя. Обязать его по отбытии епитимии приискать себе место в другом приходе». [38]

Белохвостов Михаил епитимию в назначенные сроки отбыл. 9 апреля 1916 года он присоединил к православию из магометан крестьянина села Варой Казикумухского округа Дагестанской области Шамсутин Закария, с наречением именем Сергий.

На 25 мая 1918 года Белохвостов Михаил под судом и следствием не состоял. На его заявлении Архиепископ Агафодор нанес резолюцию: «…Временно назначить».

30 мая Белохвостов Михаил, находясь в городе Ставрополе, получил в Духовной Консистории Указ о временном назначении на должность священника села Серафимовского и выехал к месту службы. Церковному Совету его представил Благочинный 9-го округа священник Альтов Александр Николаевич. Совет принял приговор о согласии иметь у себя штатным священником Белохвостова. Приговор был немедленно отослан в Епархию. Однако на постоянную должность священника Серафимовского молитвенного дома он был утвержден только 3 сентября 1919 года.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Владимир Пузиков
г. Благодарный
25 сентября 2022 г.


Рецензии