О цели и смысле человеческой жизни

Основное место в философии, искусстве мыслить, размышлять и различными способами, как логически обоснованными и признанными неопозитивистами, так и иррациональными, свойственными экзистенциалистам, занимает проблема свободы личности и смысла человеческого существования. Есть ли у существования какая-то цель в масштабах Вселенной, в масштабах истории человека как вида? Для построения каких теорий и применения каких практик природа дала людям отличающие их от других живых созданий разум и личность? В чем смысл жизни индивида и всего человеческого рода? Сама сущность, само «зерно» философии состоит в том, чтобы попытаться найти ответы на эти вопросы, неопределенность решений которых и выделила ее среди наук. Во всех философских течениях, не только в онтологии, определившей своим руслом изучение вышеназванных вопросов, прослеживается стремление поставить точку в решении главной, коренной проблемы сути человеческого бытия, отличаются только способы и формулировки, но не предмет поиска.

Писатель и философ Альбер Камю однажды сказал: «Вы никогда не будете счастливы, если будете продолжать искать, в чем заключается счастье. И вы никогда не будете жить, если ищете смысл жизни». Этим суждением Камю призывал общество довольствоваться имеющимся, игнорировать врожденное человеческое стремление к самоанализу, рефлексии, поиску своего места в бесконечно огромном, сложно устроенном мире, его никогда не замирающей истории и конкретно одной своей неповторимой жизни.

Но к чему может привести подобная позиция? Что станет с обществом, если все люди начнут «плыть по течению», поддаваться обстоятельствам, перестанут давать бой своей судьбе и искать себя, искать то, что приносит им счастье и делает их жизнь хоть сколько-нибудь для них самих значимой? Если бы много лет назад одна мексиканская девушка, за которой с ранних лет «по пятам следовала смерть», сдалась и предалась декадентскому настроению, мир никогда не узнал о великой художнице в жанре наив Фриде Кало. Несмотря на слабое здоровье и все обстоятельства, по вине коих Фрида Кало неоднократно оказывалась в шаге от гибели, она никогда не сдавалась, пыталась отыскать то, что сделало бы счастливой не только ее безрадостную жизнь, но и жизни других людей, так она открыла для себя безграничный мир творчества, стала вдохновлять других на свершения, учить, как в случае с идеей полотна «Что мне дала вода», находить искусство во всем, что окружает человека. Художница с огненным мексиканским темпераментом не была согласна довольствоваться малым или мириться с обстоятельствами, потому отчаянно искала и нашла свое счастье, свое предназначение, помогла многим людям, воодушевляя их примером, отыскать место в жизни.

В попытках найти ответ на сложный вопрос о том, для чего живет человек, есть ли смысл ему искать свое предназначение, необходимо взаимодействовать со всеми возможными источниками информации, изучить позиции различных культур, определить общее, то, что заложено в сознание людей интуицией, природным чутьем. Обратимся к признанному гению другой стороны земного шара: немецкому писателю Иоганну Гете. Трагедия «Фауст», самая значительная работа в жизни автора, полностью посвящена поиску индивидом своего предназначения. Главный герой произведения, доктор Генрих Фауст, пытался найти счастье в любви и изучении различных наук, искал свое место в обществе на разных этапах его развития, пока длительные поиски не привели персонажа к осознанию смысла своего существования. В конце долгого пути, полного разочарований и переосмыслений многих идей, Фауст понял, что предназначение и истинное счастье человека заключаются в помощи другим людям, деятельности на благо всего общества.

Каждый человек, несомненно, должен искать себя и свое предназначение. Вопреки всем обстоятельствам, всем происходящим в мире, которому свойственно непостоянство, изменениям. Бороться и искать, найти и не сдаваться. Прислушавшись к великим деятелям искусства прошлого, людям с исключительной интуицией и особенным чутьем, я поняла, что смысл жизни заключен в служении на благо человечества, помощи и передаче накопленного опыта. Осознание этого привело к тому, что данное эссе я пишу со «студенческой скамьи» педагогического института.


Рецензии