Значение семейной педагогики в работах А. Дюма

Почти все представители профессий, имеющих непосредственное отношение к преподавательской и воспитательной деятельности, сходятся во мнениях о форме и цели своего призвания, они утверждают: педагогика – не только наука, но и вид искусства. Как художник в камне и на холсте создает внешний портрет человека, так педагог, имеющий инструменты для формирования личности своего воспитанника, высекает портрет внутренний. Ошибки в обоих типах описанного мною выше труда порою стоят очень дорого: один неправильный, несовершенный штрих способен омрачить всю картину. Дело наставника подрастающего поколения не терпит промахов, требует повышенных точности, внимания во всех словах и поступках. Наиболее весомая проблема заключается именно в осознании субъектом педагогической деятельности этой ответственности, особенно в том случае, если речь идет о семье ребенка. Человек, когда решает стать родителем, должен быть готов взять на себя ответственные роли первого, самого влиятельного и важного в жизни своего чада учителя и воспитателя.

Не зря говорят: ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Влияние родителей на формирование воззрений и мнений детей огромно, в развитии жизненных ориентиров, морально-этических ценностей и интересов оно сказывается намного сильнее воздействий литературы, средств массовой информации, общения со сверстниками и учителями, полученного образования. И.П. Подласый писал: «Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какова семья, таков и выросший в ней человек».

Рассуждая о влиянии семьи на формирование сознания и самосознания ребенка, я не могу не вспомнить Арамиса, одного из основных действующих лиц романов Александра Дюма. Из двадцать шестой главы первой части трилогии становится известно, что до того, как примерить мушкетерский плащ, герой носил сутану семинариста. В учебное заведение, учитывая принятую тогда возрастную периодизацию по Я. Коменскому, Арамис поступил очень рано: на момент начала обучения ему было девять лет, когда же принятые в обществе сенситивные периоды рекомендовали зачислять в учебные заведения подобного типа детей с двенадцати лет. До этого времени будущий напарник Атоса и Портоса должен был обучаться в школе родного города или даже, как положено дворянину тех лет, учиться на дому, но родителей третьего мушкетера, по всей видимости, мало заботили образование и судьба их ребенка. Отношение Арамиса к ордену иезуитов и популярность в семнадцатом столетии иезуитских учебных заведений, считавшихся престижными и новаторскими, позволяют педагогу или знатоку системы образования Нового времени понять, что представляли из себя обучение и воспитание героя. В период, когда происходит интенсивное развитие психики ребенка, Арамис воспитывался в иезуитской семинарии, где, как известно из исторических документов, поощрялись доносы и вводились системы взаимного надзора как в небольших группах обучающихся, так и внутри всего учебного заведения. Не получивший в должной степени родительской любви по причине поступления в учебное заведение, требовавшего отъезда из родного дома, привыкший видеть в сверстниках не друзей, а цензоров и судий, Арамис в трилогии гениального автора и психолога Александра Дюма обречен на страдания: герой вырос тревожным и впечатлительным, противоречивым в моральных устоях, недоверчивым даже к близким ему людям, неспособным, вопреки прививавшему гуманность и нравственность образованию, сопереживать, любить, дружить. Третий мушкетер стремится наигранным поведением, театральными жестами привлечь к себе внимание, недостаток которого неприятно сказался на нем и его восприятии действительности в раннем возрасте, он много волнуется по поводу мнения окружающих о своей персоне, из-за отсутствия материнской любви болезненно привязывается к женщине, что старше его на много лет, и испытывает эмоциональную зависимость от нее. Всего этого можно было избежать, если бы мать и отец Арамиса определяли будущее своего ребенка с присущими педагогам вниманием и осторожностью, если бы они были готовы воспитывать сына, не имели потребности, чувствуя неспособность взять на себя ответственность, отправить его учиться в другой город раньше положенного срока. Одного только образования, даже такого превосходного, какое получил Арамис, обучавшийся у иезуитов, лучших преподавателей своего времени, как выясняется, недостаточно для формирования сильной, уверенной, чуткой и человечной личности: ребенку обязательно нужен родительский пример.

Неслучайно в педагогическом деле выделяют отрасль семейной педагогики: положительные примеры отца и матери, здоровые семейные отношения, правильное воспитание – гарантия формирования эмоционально крепкой, рассудительной, гуманной личности. Только тогда, когда родители, осознав свою важную роль в педагогическом процессе, начнут сообща работать с воспитателями, учителями и преподавателями, человечество сумеет взрастить поколение успешных, здравомыслящих, уверенных и независимых людей. А трагические случаи, когда дети страдают из-за равнодушного отношения старших к воспитанию и образованию, останутся всего лишь назиданиями под обложками старых книг.


Рецензии